д/с «Акбота» № 11 Логопед Егорова Г.Ф. С самого рождения вся наша жизнь наполнена цветными красками. Про времена года мы говорим, что зима – белоснежная, весна — зелена, лето — красное, осень — золотая. А ведь каждый цвет содержит целую гамму оттенков, от тончайших и нежных до глубоких, пронизанных мудростью и знанием. Неслучайно про человеческие качества мы говорим, что у него «золотые руки» и вес понимают, что речь идёт о руках, которые умеют делать всё. Выражение «золотое сердце», ассоциируется у нас с человеком, у которого добрая, великодушная душа. И наоборот, выражение «чёрная душа» говорит о злом и нехорошем человеке. Когда человека называют «серой мышкой», нам ясно, что это незаметный, ни чем не примечательный человек. А такие выражения как «красный молодей» или «красная девица» говорят о ярких, красивых душой и телом молодых людях. Человек, который носит «розовые очки» - это человек наивный, как ребёнок, не замечающий ничего плохого в этой жизни и людях. У каждого из нас есть свои цветовые предпочтения, и есть любимые и нелюбимые цвета. Одни цвета приятны для глаз, и раздражающие глаз оттенки разных цветов. Когда мы надеваем одежду любимого цвета, мы чувствуем себя комфортно и уверенно, что несёт нам спокойствие и внутреннее удовлетворение. Нелюбимые же цвета мы предпочитаем отвергать, чтобы избежать, как нам кажется, неблагоприятное воздействие. Мы постоянно занимаемся цветотерапией. даже не подозревая об этом.
Учёные выделили физиологическую и психологическую составляющие воздействия цвета на человека. И эти две составляющие имеют непосредственную близость к эмоциям. Разные эмоциональные состояния вызывают соответствующие изменения в теле: ускорение или замедление пульса, изменение ритма дыхания, скорости реакции и т.п. Эксперименты показали, что воздействие теплых оттенков красного, оранжевого и жёлтого цветов повышает артериальное давление, частоту пульса и дыхания, а воздействие зелёного, синего и чёрного цветов понижает эти же показатели. Цвета неизменно присутствуют в нашем окружении. Дома или на работе, в магазине или па улице, осознанно или нет, но мы постоянно ощущаем па себе сильнейшее влияние цвета. Ныло обнаружено, что когда лестницы в рабочих помещениях красили в красные тона, то служащие стали реже останавливаться, чтобы поболтать друг с другом. Для усмирения буйных заключенных в США используют комнаты, окрашенные мягким розовым цветом. Через несколько секунд у заключенных наступает снижение мускульной активности. В палатах родильных домов часто используют лампы голубого цвета для лечения желтухи у новорождённых. Хирурги в операционной одеты в тёмно-зелёные халаты. Экспериментально доказано, что тёмно-зелёный цвет помогает остановить кровотечение. Если форма любимой футбольной команды жёлтого цвета, то толпа болельщиков может становиться крайне агрессивной. Напротив бледно-голубой цвет помогает сдерживать эмоции. В последнее время становится актуальным внедрять в образовательный процесс разнообразные здоровье? сберегающие технологии. В деятельности логопеда они становятся перспективным средством коррекцнонмо- развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи, Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста. Терапевтические возможности здоровье-сберегающих технологий содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия. На логопедических занятиях используются традиционные здоровье- сберегающие технологии, такие как пальчиковая, артикуляционная, дыхательная, зрительная гимнастика. Помимо традиционных здоровье-сберегающих компонентов большая роль отводится и нетрадиционным формам. К ним относится технология хромотерапии (цветотерапии). Задачи, которые можно решать, применяя технологию хромотерапии: Автоматизация и дифференциация исправленных звуков с помощью предметов различных цветов. Совершенствование грамматического строя речи, развитие связной речи. Развитие общей и мелкой моторики. Обучение детей расслаблению в зависимости от окружающего их цветового пространства. Развитие правильного дыхания. Хромотерапия — наука, изучающая свойства цвета. Цвету издавна присвоено особое значение, оказывающее благотворное или отрицательное действие на человека. Как известно, одни Цвета приятны для глаз, успокаивают, способствуют приливу внутренних сил, бодрят; другие — раздражают, угнетают, вызывают отрицательные эмоции. Каждый цвет воздействует на людей по-разному, носит избирательный характер, и педагогам необходимо это учитывать в работе. Доказано, что, меняя цветовой режим, можно воздействовать на функции вегетативной нервной системы, эндокринные железы и другие органы и процессы в организме. Педагогам, психологам, родителям необходимо владеть элементарной информацией о цветотерапии и использован, эти знания в учебно- образовательном процессе, коррекционной и лечебной педагогике. Перейдем к краткому описанию каждого цвета. Синий цвет стимулирует умственную деятельность, оказывает успокаивающее воздействие, расслабляет, снимает спазмы, уменьшает головные боли, понижает аппетит . Голубой цвет оказывает тормозящее действие при психическом возбуждении. Фиолетовый цвет угнетает психические процессы, снижает настроение. Красный цвет активизирует, повышает физическую работоспособность, улучшает кровообращение, нормализирует работу пищеварительного тракта; оказывает благотворное действие на нервную систему при депрессии, стрессе, головных болях, вызывает ощущение теплоты, стимулирует психические процессы. Зеленый цвет успокаивает, повышает защитные силы организма . Розовый цвет оказывает тонизирующее воздействие. Желтый цвет вызывает чувство покоя, нейтрализует негативные действия . Белый включает в себя все цвета и считается цветом очищения, единения, открытости. Белый оказывает тонизирующее действие на организм человека и эффективно используется для оживления любого другого цвета . В логопедической работе Элементы хромотерапии можно применять как на индивидуальных занятиях, так и на подгрушювых и групповых. Приведу несколько примеров по применению цвета как здоровье- сберегающего компонента на занятиях. Упражнение «Ощущение цвета» (на расслабление). Перед началом каждого занятия детям предлагается расслабиться. Расслабление позволяет устранить беспокойство? возбуждение, скованность, восстанавливает силы и здоровье, увеличивает запас энергии. Дети расслабляют плечи, опускают свободно руки, расслабляют лицо, глаза, и смотрят на предметы определенного цвета, например, синего. • Какие чувства вызывает синий цвет? Какое настроение он создает? Какой он? (Мягкий, нежный, добрый, грустный, спокойный, холодный.) Далее педагог описывает- значение цвета, как он действует па организм. Перед детьми «Цветик-семицветик». Дети должны определить, какого цвета каждый лепесток у этого цветка, загадать желание и оторвать лепесток. • Помогите ветру унести ваш лепесток, подуйте на него длительно и плавно. Вдох делаем носом, а выдох — ртом. Упражнение «Мою руки» (пальчиковая гимнастика). Мыло бывает разным-преразным (дети намыливают руки): Синим (соединяют подушечки указательных, пальцев). Зеленым (соединяют подушечки средних пальцев). Оранжевым (соединяют подушечки безымянных, пальцев), Красным (соединяют подушечки мизинцев). По не пойму, отчего же всегда Черной-пречерной бывает вода (отображают эмоцию удивления: поднимают вверх брови, округляют глаза, приподнимают плечи, разводят в стороны руки)? После окончания упражнения расслабляют мышцы тела, свободно свесив руки, слегка согнув колени и наклонив голову вперед.
Упражнение на координацию речи с движением «Желтая песенка». Желтое солнце на землю глядит. (Руки вверх, ПОТЯНУЛИСЬ, глаза вверх). Желтый подсолнух за солнцем следит. (Качание руками влево — вправок Желтые груши на ветках висят. (Встряхивание руками вниз), Желтые листья с деревьев летят. (Махи руками в стороны — вверх — вниз. Желтая бабочка, желтая букашка. Желтые лютики, желтая ромашка. Желтое солнышко, желтенький песочек. Желтый цвет- радости, радуйся дружочек. (Прыжки на месте) Как известно, большая часть индивидуальной работы отводится автоматизации поставленного звука. Использование цвета в период автоматизации может превратить скучную работ) в интересную. В зависимости от автоматизируемого звука логопед предлагает ребенку картинки разных предметов, но одного цвета Нужный звук, таким образом, повторяется многократно, а ребенок получают интерес от процесса работы с цветом. Например, автоматизация звука «ж»: желтый жакет, желтый жилет, желтый пожар, желтый флажок, желтый медвежонок. Используя технологию хромотерапии при коррекции звукопроизношения у детей с нарушениями речи, можно отметить, что заметно улучшается качество логопедической работы: речь у детей приходит в норму за более короткий срок, чем на традиционных занятиях. Дега быстрее справляются с заданиями логопеда, заинтересованные разнообразием цветовых оттенков, окружающих их па занятиях. Таким образом, на фоне комплексной логопедической помощи здоровье- сберегающие технологии оптимизируют процесс коррекции речи детей- логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Логопеды знают, как порой утомительно и долго длятся периоды автоматизации и дифференциации поставленных звуков. Использование цвета в эти периоды может превратить скучную работу в интересную и живую и творческую. Дети берут в руки предметы и игрушки определённого цвета, выполняют с ними разнообразные действия, моделируют ситуации. Все действия обговариваются. Нужные звуки, таким образом, повторяется многократно, а дети получают удовольствие от процесса работы с цветом.
Использование цвета для коррекции нарушений устной и письменной речи
Автоматизация звука «р»: красный, розовый, бордовый, серый, чёрный, оранжевый. Автоматизация звука «рь»: сиреневый, коричневый, серебряный. Автоматизация звуков «с» и «сь»: красный, синий, серый, серебряный. Автоматизация звуков «з» и «зь»: золотой, розовый, зеленый. Автоматизация звука «ж»: жёлтый, оранжевый. Автоматизация звука «л»: белый, золотой, голубой, жёлтый. Автоматизация звука «ль»: зелёный, фиолетовый. Автоматизация звука «ч»: чёрный, коричневый. Согласование существительных с прилагательными в роде и числе, Синий платочек, Синяя страна, Синее небо, Синие глаза. Изменение прилагательных вместе с существительными по надежам. (Есть) синий василёк. (Нет) синего василька. (Подошёл) к синему васильку. (Вижу) синий василёк. (Любуюсь) синим васильком. (Думаю) о синем васильке. Практическое усвоение предлогов; изменение глаголов с помощью приставок, о Розовая бабочка вылетела из розовой комнаты, Розовая бабочка прилетела на розовую полянку, Розовая бабочка подлетела к розовой гвоздике, Розовая бабочка перелетела на розовую звезду. Согласование количественных числительных с прилагательными и существительными разных родов. Одна розовая бусинка. Две розовой бусинки. Пять розовых бусинок Решение названных задач и приводит к развитию навыков саморегуляции или по-другому, к расширению возможности управлять эмоционально- волевыми процессами. В результате ребенок расширяет границы общения с миром, он становится более внимательным, терпеливым и радостным. Вес это помогает ему в среде и способствует усвоению учебного материала .
Список использованной литературы:
1. Акименко В.М. «Новые логопедические технологии», Ростов на Дону, 2008г. 2. Беляков Л.И. «Использование новых технологий в логопедии», Журнал «Школьный логопед», 2007г., №3. С. 55-58. 3. Никитина И.В. «Инновационный педагогических технологий и организации учетно- воспитательного методического процессов», Волгоград, 2008г.
|