Авторы: Желнова Л.К. - воспитатель Мащук Т.Н. - воспитатель МБУ детский сад №93 « Мишутка» комбинированного вида г.о. Тольятти
Российские психологи (Л.С. Выгодский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, А. А.Люблинская, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин) считают игру ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, благодаря которой в психике ребёнка происходит значительные изменения, формируются качества, подготовляющие переход к новой, высшей стадии развития. В игре все стороны личности ребёнка формируются в единстве и взаимодействии. По выражению С.Л.Рубинштейна, «в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через неё формируются все стороны психической жизни личности». Наблюдая за играющим ребёнком можно узнать его интересы, представления об окружающей жизни, выявить особенности характера, отношение к сверстникам и взрослым.
Мозартика – это одновременно новый вид игры и новый вид творчества, обладающий значительным развивающим и реабилитационным потенциалом. Технология «Мозартика» может быть полезна: педагогам - в развитии личности; психологам - в реабилитационной и коррекционной работе с детьми с ОВЗ, коррекции семейных отношений; родителям - в повышении внутренней ресурсности семьи. Мозартикотерапия – современная оригинальная технология, возникшая как симбиоз трёх глобальных психологических направлений: игротерапии, арт-терапии и психоанализа. Её действительно можно считать своеобразным ответвлением каждого из них, и это легко доказать. Её целительная сила, способствующая личностному развитию и оказывающая коррекционное воздействие, это, конечно же, волшебная сила искусства – значит, мы имеем дело с арт - терапией. Мозартика является игрой, а точнее, целым семейством игр, - значит, мы имеем дело с игротерапией. И поскольку Мозартика является ещё и проективной методикой, с психоанализом она, безусловно, в родстве. К концу ХХ века то или иное направление игротерапии всё - таки было или директивным, или недирективным. Любое комбинирование или чередование этих видов всё равно не меняло принадлежности к тому или другому виду каждой из составляющих. Либо ребёнок играл абсолютно свободно и спонтанно, либо его игрой в том или другом варианте руководили, либо он играл свободно притом или ином сопроводительном участии взрослого, которое могло быть регулярным или эпизодичным. В любом случае это воздействие – воздействие взрослого на игру ребёнка – для играющего ребёнка было внешним. Оно не шло изнутри, из самой игры. Но именно эту возможность – влиять на игру ребёнка из самой игры и при этом абсолютно не уменьшать степень его свободы в игре, игротерапия всегда искала. Было ясно, что такая возможность должна быть заключена изначально в содержании самой игры, то есть эта желательная направленность должна быть заложена на стадии разработки игры. И заложена не таким образом, что сразу считывается ребёнком как некий требуемый от него аспект назидательности, а заложена очень глубоко, в саму внутреннюю суть игры, да ещё так, чтоб её нельзя было выкинуть или заменить. Именно эта глубокая внутренняя закладка и удалась Мозартике. Ребёнок, играющий в игры Мозартики, играет свободно и спонтанно, он выкладывает фигурками что хочет и как хочет – в играх Мозартики нет правил. Конечно можно, считать правилом то, что надо выкладывать фигурками, а не кидаться ими во все стороны, но мы всё-таки говорим не столько о правилах поведения во время игры, сколько о тех правилах, по которым развивается сама игра и без которых она просто не существует. Таких правил у игр Мозартики нет – то есть, нет никакой внешней директивности ни со стороны отсутствующих правил, ни со стороны присутствующих взрослых. Но направленность есть. Она действительно реализуется на очень ранней стадии создания игры – при построении её образного ряда учитывается диапазон и направленность ассоциаций, которые могут возникнуть у ребёнка. В игре нет хороших и плохих образов, все используемые образы имеют доминирующий позитивный ассоциативный диапазон. При этом каждый образ остаётся чисто художественным, какие – либо даже чисто символические формы назидательности отсутствуют. Для ребёнка это область чистого искусства, просто искусства, изначально расцвётшего в диапазоне возникающих светлых ассоциаций. Мозартика дает такие результаты, как: гармонизация индивидуальной картины мира, синхронизация работы левого и правого полушарий мозга, выход на спонтанный творческий процесс с активным личностным самовыражением. Применение на практике выявило, что Мозартика обладает значительным развивающим и реабилитационным потенциалом в работе с детьми с ОНР и ЗПР. В нашем детском саду три группы детей с ОНР и одна группа ЗПР. Мы охотно используем мозартику в работе с детьми для развития и закрепления умения ориентироваться в микро пространстве и на плоскости. Нами были разработаны две игры «Создай дом своей мечты» и «Посади сад» . Воспитатели детского сада охотно применяют их в работе с детьми. Объекты для своих игр мы находим в журналах, рекламных буклетах, старых детских книжках, календарях и др. Дети сами охотно вырезают картинки и создают различные интерьеры «сажают» клумбы. В играх мозартики педагог никак не ограничивает фантазию ребёнка и только он, используя свои творческие способности может «посадить сад» и «создать дом своей мечты». Работа по закреплению пространственных понятий и отношений заключается в том , что ребёнок рассказывает как и где он располагал свои объекты по отношению друг к другу (около, за, на, рядом ,под и т.д).
Таким образом, работа проходит в три этапа: • На первом этапе педагог предлагает ребенку игру и дает инструкцию: «Посмотри, это новая игра «Создай дом свей мечты». Построй его». • Во время второго этапа ребенок создает собственный вариант дома, причем каждый раз новый вариант отличается от прежнего, т.к. творческие способности у детей разные. • На заключительном, третьем, этапе педагог проводит коррекционную работу. В нашем случае - закрепление умения ориентироваться на плоскости и микропространстве. Работая с играми мозартики, мы пришли к выводу, что методика дает такие результаты, как: гармонизация индивидуальной картины мира, синхронизация работы левого и правого полушарий мозга, выход на спонтанный творческий процесс с активным личностным самовыражением. Мозартика помогает ребенку узнать и освоить цвет, форму, счет, анализ, моделирование. Задания так же направлены на произношение трудных звуков, развитие воображения, умение фантазировать и сочинять. 1. Джиннот Х.Д., «Групповая терапия с детьми» (теория и практика групповой терапии), М., 2001. 2. Мустакас К., «Игровая терапия»,изд. «Речь», 2000. 3. Степанова О.А., Вайнер М.Э., Чутко Н.Я., «Методика игры с коррекционно – развивающими технологиями», М., 2003. 4. методика применения игровой технологии Мозартика. 5. Игры 6. Слайт В., «Игровая терапия в действии». 7. Степанова О.А., Вайнер М.Э., Чутко Н.Я., «Методика игры с коррекционно – развивающими технологиями», М., 2003.
|