Министерство образования и науки Республики Бурятия Муниципальное образование «Бичурский район» Дошкольное образовательное учреждение – Центр развития ребенка «Подснежник» Проект «Звездочки в саду» Автор: музыкальный руководитель Петрова Т.А. Аннотация. В проекте раскрыты актуальные для современного образования вопросы социального партнерства и непрерывного образования, цель которых поддержка музыкально-одаренных детей. Изложены особенности формирования социокультурного пространства, расширения социальных условий для успешной самореализации одаренных детей, вхождение их в социум, определение перспектив получения детьми дальнейшего образования.
Скачать полный конспект
Вид проекта – творческий По содержанию – социально-педагогический По числу контактов - совместная деятельность с социальными институтами: Детская школа искусств (ДШИ), дом детского творчества (ДДТ), средняя общеобразовательная школа (СОШ), районный дом культуры (РДК), районное управление образование (РУО), районное управление культуры (РУК) и др. По времени – долгосрочный. Стремление к сотрудничеству, установление партнерских связей, глубокое изучение условий, творческое переосмысление образовательных технологий позволит повысить ДОУ свой инновационный потенциал . Введение. Изменение социально-экономической конфигурации российского общества позволяет анализировать образование как рынок и услугу т.е. оно является товаром общественного потребления и направлено на удовлетворение индивидуальных потребностей личности. Именно данный аспект заставил общество задуматься о внедрении в образование новых технологий. Одной из таких инновационных технологий является социальное партнерство В данном проекте идет речь о том, что в образовательном пространстве местного сообщества формируется и развивается новая технология сотрудничества, которая отражает потребности социальных общностей и учреждений и воплощает собой новые содержание, формы и методы образования. Ведь в замкнутом пространстве образовательной деятельности, без участия социальных партнеров, ДОУ не может достичь значимых результатов. В современных условиях деятельность ДОУ не может иметь ограниченную педагогическую направленность, поэтому его педагоги стараются в полной мере использовать разнообразные внешние ресурсы и совместно реализуют с социальными партнерами образовательные проекты. Если же ОУ представляет собой закрытую образовательную систему, решая проблемы образования и воспитания только исходя собственных ресурсов (программ, проектов, материально-технического и кадрового обеспечения), то не представляется возможным говорить о целостном образовательном пространстве. Только в условиях согласованного многофакторного взаимодействия можно успешно решать задачи развития личности. Потому что будет создана та образовательная среда, где одаренный ребенок может найти для себя свое собственное пространство, в котором происходит самоопределение и самореализация личности, способной к самовыражению, непрерывному саморазвитию, эффективному сотрудничеству и адекватно оценивающей себя и свои достижения. Поэтому образование в настоящее время воспринимается личностью, не как замкнутая система, действующая в институциональной среде и приводимая в действие определенным образом подготовленными специалистами, а как открытый процесс, происходящий не только в стенах ОУ и других учреждений институциональной среды, а повсюду и под воздействием всех лиц, обладающих опытом и стремящихся его передать. Такой подход к пониманию образования через образовательное пространство значительно усиливает его возможности. Инновация проекта: 1) Возможность осуществления непрерывного образования развивающейся личности ребенка-дошкольника, целенаправленно используя совместный потенциал ОУ в условиях единого социального и образовательного пространства. 2) Внедрение инновационной технологии социального партнерства в практику работы ДОУ. Ключевые слова: Социальное партнерство, непрерывное образование, институциональная среда, одаренные дети. Цель проекта: Развитие партнерства и взаимодействия с социумом для создания единого пространства, обеспечивающего успешное развитие музыкально-одаренных детей старшего дошкольного возраста. Задачи: 1) Разработать и внедрить механизм взаимовыгодного социального партнерства ДОУ и окружающего сообщества. 2) Совершенствовать систему работы с талантливыми детьми. 3) Инициировать различные формы сотрудничества с родителями, вовлечение их в совместную с детьми творческую, социально-значимую деятельность. 4) Создать условия для развития индивидуальных качеств, необходимых для лучшей адаптации талантливых детей в обществе, их социализации и личностного развития. Планируемые результаты:
Ø Улучшение качества образовательных услуг населению. Ø Создан механизм социального партнерства ДОУ с институциональной средой. Ø Внедрены современные инновационные образовательные технологии. Ø Создано единое образовательное пространство, позволяющее выработать единый подход к системе выявления, поддержке и сопровождению талантливых и одаренных детей. Ø Созданные в ходе реализации проекта условия будут способствовать непрерывному образованию одаренного ребенка. Ø У детей будут сформированы личностные качества, обеспечивающие социальную устойчивость и активную позицию во взаимодействии с миром.
Критерии результативности проекта За период инновационной проектной деятельности наметилась позитивная тенденция на самых разных уровнях: v В уровне развития личности одаренного ребенка. v В организации образовательной деятельности ДОУ и ДШИ. v В повышении профессиональной компетентности педагогов. v В развитии социального партнерства в местном сообществе. Способы, подтверждающие результативность реализации проекта:
Ø Договора о сотрудничестве с социальными и гражданскими институтами села; с родителями. Ø Локальные акты ДОУ и ДШИ. Ø Сертификаты о повышении квалификации педагогов. Ø Сборники аналитических материалов, методических рекомендаций, докладов на конференциях разного уровня по итогам реализации проекта. Ø Итоги внешней и внутренней экспертизы по итогам реализации проекта. Механизм реализации проекта: Предлагаемая модель взаимодействия обеспечит построение многоуровневой системы связи между социальными партнерами. Первый уровень: Цель- установление контактов для обмена информацией, подтверждающей взаимные ожидания. Задачи:
§ Определение приоритетных локальных проблем местного сообщества. § Определение возможностей ОУ как партнеров социального взаимодействия. § Определение линий взаимодействия ОУ, обеспечивающих психолого - педагогическое сопровождение ребенка. § Создание условий для повышения профессионального уровня и развития профессиональной компетентности педагогов ОУ. § Активизация мотивационных, кадровых, материальных, финансовых, информационных ресурсов инфраструктуры ОУ и села. § Разработка: -общих подходов к организации образовательного процесса. -общих принципов построения программ и методик. § Корректировка и обновление содержания образовательного процесса субъектов социального взаимодействия: -разработка программ -разработка методических рекомендаций по ведению цифровой отчетности и мониторинга. § Подписание договоров о сотрудничестве. Благодаря реализации данных задач участники социального взаимодействия будут действовать не изолированно, а в тесной взаимосвязи. Второй уровень: Цель –активное сотрудничество при решении поставленных задач совместными усилиями. Задачи:
§ Изменение принципов и подходов к организации деятельности взрослых (педагогов и родителей). § Внедрение новых форм педагогической учебы ( совместные педсоветы, семинары, мастерские, тренинги и т.д ). § Новая организация предметно-развивающей среды и жизненного пространства для обеспечения разнообразия деятельности детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. § Новая организация жизни детей ( вариативный режим дня, предусматривающий баланс различных видов деятельности, не допускающий физической, психологической, интеллектуальной перегрузки и способствующей развитию ребенка). § Использование различных видов образовательной деятельности в работе с ребенком ( рациональное сочетание организованной образовательной деятельности, совместной и самостоятельной деятельности). § Внедрение новых инновационных методик, программ и технологий в образовательный процесс. § Разнообразие форм работы с родителями, как полноправными участниками образовательного процесса:
-Проведение локальных социологических исследований с целью выявления уровней педагогической компетентности и педагогических потребностей родителей. -внедрение разнообразных форм психолого-педагогического просвещения родителей одаренных детей, повышение их культурно- образовательного уровня с учетом различного социального положения семьи. -выявление и использование в практике работы позитивного опыта семейного музыкального воспитания , традиций семейной педагогики. -обеспечение права родителей на участие в управлении ОУ, организации образовательного процесса. -использование современных информационных технологий в работе с семьей (создание семейных страничек, информационно-методических материалов на сайте ОУ и др.) -развитие консалтинговой службы ОУ. -использование традиционных (родительские собрания, консультации и т.д.) и новых форм ( организационно - деятельностная игра, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, тренинг, семейный проект «Каким я хочу видеть своего ребенка»; конкурс «Музыкальная семья» и др.)в работе с семьей. -обогащение совместного досуга родителей и детей экскурсиями, поездками, организацией каникулярного отдыха. -системное проведение совместных музыкальных и социально- благотворительных детско-родительских семейно-общественных акций. Третий уровень: Цель – эффективная совместная деятельность, сопровождающаяся взаимопониманием и взаимосодействием всех сторон в достижении общей цели. Социальные партнеры Партнеры по сетевому взаимодействию -создание пространства для размещения материалов с целью распространения опыта успешной деятельности (новостные ленты, тематические разделы, индивидуальные страницы) -предоставление возможности открытого обращения участников проекта к экспертам и другим авторитетным лицам ( онлайн-консультации). -создание интерактивных сред для удовлетворения запроса пользователей на обучение инновационным образовательным технологиям в режиме реального общения с автором.(интерактивный сервис «Мастерская») Достаточность опыта работы по инновационной деятельности 2007-2010г – работа в режиме муниципальной экспериментальной площадки «Развитие творческих способностей детей на основе индивидуализации образовательного процесса». Итоговый продукт педагога – проект «Модель развития музыкальной одаренности ребенка-дошкольника в едином образовательном пространстве ДОУ - семья- социум». 2008 – публикации в сборниках из опыта работы «Проектирование образовательного процесса», «Развитие творческих способностей детей на основе индивидуализации образовательного процесса». Публикации в сборниках: 2009 – «Качество дошкольного и начального общего образования в условиях реализации национального проекта образования» г. Улан-Удэ 2010 – «Развитие творческих способностей детей в условиях дошкольного учреждения» (издательство ФГОУ ВПО «Бурятская сельскохозяйственная академия им. В.Р.Филиппова» г. Улан-Удэ. 2011 –работа в режиме республиканской экспериментальной площадки по итогам конкурса «Инновации для устойчивого развития образования» (Приказ МОиН РБ от 15.07.2011г№1113) и РЭП по внедрению ФГОС НОО (проект «Я расту».) Бюджет проекта Перспектива развития проекта C 2010 года ДОУ «Подснежник» - республиканская экспериментальная площадка по внедрению ФГОС НОО. Педагоги ДОУ разработали проект «Я расту», целью которого является интеграция дошкольного, дополнительного и начального образования. Проект «Звездочки в саду» является частью этого большого проекта. Как самостоятельный проект, «Звездочки в саду» имеют следующие перспективы развития: 1 Взаимодействие с детскими народными образцовыми коллективами «Васильки», «Калиточка» (руководитель А.С.Утенков) СОШ №1, для выявления и поддержки одаренных детей, способных к народному пению. 2Взаимодействие с эстрадной вокальной студией «Веснушки» ( руководитель С, Паргачевская) –РДК. Участники проекта- дети , владеющие приемами эстрадного пения. 3 Взаимодействие с танцевальными студиями «Лучики» СОШ№2 (руководитель Перелыгина А.М.), «Спектр» ДДТ (руководитель Иванова Н.А.) Участники – дети, у которых есть способности к танцевальной деятельности. 4 Взаимодействие с театральной студией «Синяя птица» ДДТ (руководитель Притчина Т.А.). Участники – дети с артистическими способностями. 5 В перспективе проект «Звездочки в саду» перерастает в проект «Семь-я» для поддержки талантливых членов одной семьи. В этом проекте предлагается авторское осмысление новых форм взаимодействия семьи и ДОУ, обеспечивающих их ценносно-смысловое единство, высшим уровнем развития которого является событийная общность как единое культурно-досуговое пространство с целью духовного взаимообогащения и взаиморазвития всех субъектов. Таким образом, опыт взаимодействия ДОУ, ДШИ и других гражданских институтов показывает, что социальное партнерство привлекает ресурсы общества для развития образовательной сферы, помогает накапливать и передавать жизненный опыт как образовательного сообщества, так и его партнеров для формирования у членов сообщества способности долговременного выживания на рынке образовательных услуг. Социальное партнерство привлекает ресурсы сообщества к поддержке образования в ДОУ и способствует взращиванию вокруг него в сообществе традиции и практики гражданской активности. Литература:
Закон «Об образовании РФ» Федеральная целевая программа «Одаренные дети» «Рабочая концепция одаренности», Богоявленская, 2003 Р. Стеркина «О рекомендации по организации работы ДОУ», журнал «Дошкольное воспитание», 1-98 С. Мартынов «Хочу, чтобы мой ребенок был вундеркиндом», журнал «Дошкольное воспитание», 8-94 Е. Белова «Одаренные дети», журнал «Дошкольное воспитание», 4-91 Г. Бурлянская «Одаренные дети», М. 91 Н. Лейтес «Легко ли быть одаренным», «Судьба вундеркиндов», журнал «Семья и школа», 6,12 – 90,
«Возрастная одаренность и индивидуальные различия» М. 97
Ю. Гильбух «Внимание: одаренные дети» М. 91 О. Дьяченко «Одаренный ребенок» М. 97 Бабаев, Лейтес «Психология одаренности детей и подростков» М. 2000 Е. Белова «Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать» М. 1998 А. Савенков «Одаренные дети в детском саду и школе», «Детская одаренность: развитие средствами искусства» М. 2000 К. Тарасова «Онтогенез музыкальных способностей», «Диагностика музыкальной одаренности детей дошкольного возраста» М. 1998 Б. Теплов «Проблема индивидуальных различий», «Психология музыкальных способностей» М. 1961 , , , , Н.Борытко «Онтологическое понимание современного воспитания»
Интернет-журнал «Эйдос» М.2007 режим доступа : www/eidos/ru/
В.П.Голованова «Социально-педагогическое значение взаимодействия учреждений дополнительного образования и семьи»
«Внешкольник» М.2004г№8
21 В.С.Безрукова «Педагогическая интеграция: сущность, состав, механизмы реализации» .Свердловск 1990г
22 О.Б.Ионова «Социальные технологии партнерства» . «Вестник МГУ»-4 2000г.
23 А.И.Штыркина «Социальное партнерство: виды и уровни» www/uraledi/ru.
Приложение
Приложение 1
Второй уровень – этапы работы с детьми :
Подготовительный этап:
1 Проведение внутренней экспертизы:
-мониторинг итоговых результатов уровня развития музыкальных способностей детей старшей группы(2010-2011г) - ДОУ
2 набор детей в подготовительный класс ДШИ - ДШИ.
3 проведение индивидуальных тестовых заданий игрового характера с учетом особенностей детей 6-тилетнего возраста по методике Богомоловой.-ДШИ.
4 проведение комплекса диагностических процедур по следующим технологиям ( автор Гогоберидзе): - ДОУ.
v «Изучение особенностей восприятия музыки детьми старшего дошкольного возраста».
v «Изучение особенностей музыкальной субкультуры детей».
v «Выявление индивидуальных музыкальных предпочтений детей».
v «Определение особенностей знания детьми музыкального репертуара»
v «Изучение особенностей использования музыки в самостоятельной деятельности детей».
v «Диагностические задания на выявление особенностей эмоциональной отзывчивости на музыку старших дошкольников ( двигательная импровизация на музыку, рисование музыки, темброво-шумовой аккомпанемент)»
v Рисуночная методика «Когда я вырасту большим».
5 составление индивидуальных маршрутов развития каждого ребенка- ДОУ, ДШИ.
Практический этап:
Организованная образовательная деятельность
Программы и методики:
ДШИ:
«Сорок уроков обучения музыке» С.Альтерман
«В музыку с радостью» О.Гетанова, И. Визная.
ДОУ:
«От рождения до школы» Н. Веракса
«Музыкальные шедевры» О. Радыновой
«Синтез» К. Тарасовой
Совместная деятельность с детьми в режимных моментах:
Дидактические игры:
Сюжетно-ролевые игры:
Просмотры:
Чтение художественной литературы:
Создание ситуаций
Наблюдения
Изготовление
Коллекции
Проектно-исследовательская деятельность
Оформление выставок
Викторины
Инсценирование и драматизация
Продуктивная деятельность
Музыкальная деятельность
-пособие «Нотбука»
-рабочие тетради по музыке Алексеевой
-пособие «Азбука» Белецкого
-«Музыкальная азбука» («Астрель»)
-книга-пазл с СД-диском «Удивительный мир балета»
«Музыкальная школа»
«Концерт»
«Оркестр»
«Наш хор»
Мульт.фильмов
«Музыкальные фантазии на музыку
-М.И.Глинки «Камаринская»
-П.И.Чайковского «Детский альбом»
-М.П.Мусоргского «Картинки с выставки»
Д.И.Шостаковича «Танцы кукол»
Развивающих фильмов
«Маленькие Энштейны»(использование классической музыки)
«Я- гений»
«Уроки тетушки Совы»
Компьютерные игры
«Матроскин учится музыке»
«Детям о музыке»
Видеофильмов
«Видеоэкскурсия по ДШИ»
«Видеоурок подготовительного класса ДШИ»
«Петя и волк» (постановка Н. Сац)
Рассматривание и обсуждение познавательных книг, энциклопедий:
«Все обо всем.Музыка»
«Первая энциклопедия музыки»
Чтение книг:
«Солнечный круг»Г.Абрамян
«Детям о музыке» С.Волков
«Первые уроки музыки для малышей» С.Волков
Аудиокнига «Симфонический оркестр»
Рассказы из опыта детей
«Как я учусь в музыкальной школе»
Беседы «Тебе нравится учиться в музыкальной школе?»
-видеоурок в ДШИ
- видеоконцерт учащихся ДШИ
-видеоконцерт выступлений знаменитых одаренных детей на большой сцене.
-музыкальных инструментов по программе Девятовой «Звук-волшебник»
Собирание музыкальных дисков, м\фильмов, книг о музыке; постеров; детских музыкальных инструментов.
Экспериментирование со звуком по книге Дыбиной «Неизведанное рядом»
-детских коллекций
-фото «Мы-артисты»
-тематическая выставка «Волшебные звуки скрипки»,
«Фортепиано – мой любимый инструмент»
-рисунков «Моя музыка»
-по музыкальным произведениям на определенную тему
-по произведениям одного композитора
- о музыкальных инструментах
-интеллектуально-музыкальные
-Постановка музыкального спектакля «Музыкальный магазинчик»
-придумывание музыкальных сказок (голоса инструментов)
Рисование музыки (методика «С кисточкой и музыкой в ладошке» Н. Басина О. Суслова)
Игра на музыкальном инструменте (игровое четырехручие) по методике Черниковой «Дорога к синичке» и Трубниковой «Музыкальные ступеньки
Культурно-досуговая деятельность
концертные выступления детей подготовительного класса ДШИ в различных мероприятиях ДОУ
-Концерт учащихся подготовительного класса ДШИ в ДОУ
-участие детей в конкурсах и досуговых мероприятиях села.
-постановка музыкального спектакля с участием детей подготовительного класса ДШИ.
Заключительный этап:
§ Итоговая диагностика уровня развития музыкальных способностей детей. § Мониторинг по результатам проведения комплекса диагностических процедур. § Психологическое диагностирование по определению уровня социальной адаптации. § Мониторинг динамики развития личности ребенка
Итоговый продукт- портфолио ребенка
Видеопрезентация «Выпускной концерт в ДШИ»
|