«Лестничная педагогика как нновационный подход к созданию РППС в ДОУ в условиях реализации ФГОС и ФОП ДО» |
Педагогика | |||
Автор: Аторкина Алёна Олеговна | |||
28.02.2024 06:14 | |||
«Лестничная педагогика как нновационный подход к созданию РППС в ДОУ в условиях реализации ФГОС и ФОП ДО» Статья из опыта работы Поиск и использование инновационных подходов в организации развивающей предметно-пространственной среды является для нашего ДОУ задачей, решение которой помогает нашему педагогическому процессу соответствовать современным требованиям (требованиям ФГОС и ФОП ДО). Соответствовать современным требованиям – это не только шагать в ногу со временем, но и работать с опережением, видеть перспективу, постоянно обновляться, быть инициаторами нового, интересного. И сегодня я поделюсь с Вами некоторыми моментами инновационного подхода организации РППС в нашем ДОУ. В своей работе мы постоянно сталкиваемся с непреодолимым для нас препятствием-отсутствием полноценного материально-технического обеспечения образовательного процесса. Поэтому находимся в постоянном поиске путей решения данной проблемы. Ввидуотсутствия возможностизакупитьсовременноеоборудованиедля организации игрового пространства ДОУ, мы пришли к выводу, что одним из выходов из сложившейся ситуации может стать изготовление, дополнение оборудования «своими руками». Изготовление оборудования «своими руками», которое, на наш взгляд, имеет огромную воспитательную ценность, поскольку способствует включению детей и родителей как активных участников в данныйпроцесс, индивидуализирует РППС ДОУ, группы на конкретныхдетей, их интересы и склонности. Даёт возможность всем участникам проявить инициативу, творческую активность, развивает организаторские способности, целеустремлённость, бережливость, аккуратность и т.д.
В использовании инновационных подходов в организацию РППС мы стали использовать коридорное пространство нашего детского сада. Это пространство имеет название Коридорная (лестничная) педагогика, т.е. принято называть систему организации РППС не в главных помещениях (групповая, спальня, приемная и др.) а на лестничных пролетах, коридорах и прочих небольших помещениях по которым дети перемещаются по дошкольному учреждению. Это достаточно новое название в современной педагогике, хотя на самом деле оформление холлов и стен на лестницах было всегда. Сейчас на это особенно обратили внимание и даже готовятся методические рекомендации и спецоборудование для коридорной педагогике. И это правильно. Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в коридорах играет большую роль в гармоничном развитии ребёнка, обогащает его новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует их интеллектуальному развитию. Что можно организовать в таком небольшом пространстве, как лестничная площадка или коридор? Да, все что угодно, что не помешает детям беспрепятственно перемещаться по детскому саду. Основное средство выражения — это визуальные элементы оформления: плакаты, картины, фотографии, витражи, оригами, аппликация, бизиборды, развивающие панели из дерева и пластмассы и многое другое. Дизайн стен коридора детского сада, необходимо оформлять не только эстетично, но и полезно для развития и обучения детей. Таким образом, я попытаюсь показать вам, как активно используется коридорное пространство нашего детского садика. Несколько раз в день поднимаясь и спускаясь по лестнице, дети невольно закрепляют геометрические фигуры, их элементы =вершины, углы, стороны) и помогают им в этом сказочные герои. Рассматривая интересных животных, рептилии, дети закрепляют геометрические понятия (высокий -низкий, длинный-короткий). Предметы и цифры на ступеньках помогают детям соотнести количество предметов с определенным числом. Детям подготовительной группы закрепить порядковый счет, назвать числа в прямом и обратном порядке. Также герои помогают закрепить с детьми такие понятия, как линии- прямая, волнистая, ломаная. А Лосяш предлагает поиграть с пальчиком, закручивая спираль, и назвать на что похоже? Веселые карандаши помогают закрепить цвета, а рядом оформленная выставка детских рисунков кружка «Пластилиновая фантазия» показывает как и где можно использовать тот или иной цвет. Дети дошкольного возраста по природе своей пытливые исследователи окружающего мира. Они ежедневно открывают для себя новые предметы и явления. Ребёнок обладает природной страстью к познанию мира, он склонен к открытиям, любит путешествовать, да и в наблюдательности ему не откажешь. И в этом помогает им наш герой «Познайка. У него в кармашках постоянно находятся задачки, вопросы, предметы, картинки. Н-р, был вопрос от Познайки «Почему лед опасен осенью? и к нему картинки. Дети с воспитателем всю неделю беседовали на эту тему, смотрели мультфильмы, проводили практические упражнения, опыты. И в конце недели дети старшей группы поделились своими знаниями с детьми средней группы. И за это Познайканаградил их медалями, которые были у него в кармашках. В рамках экологического воспитания воспитатели ДОУ оформили экологические центры, в которых живут герои эколят: Елочка, Шалун, Умница, Тихоня. Эти Персонажи тоже вывешивают задания по экологии для детей, придумывают проблемные ситуации, предлагают акции. Н-р, в экологическом центре появились батарейки и история о них. Дети вместе с воспитателем по предложенному материалу много узнали не только о пользе батарейки, но и об опасности батарейки в природе. Так появился экобокс по сбору батареек. Также здесь оформлен уголок по сбору корма для птиц и др. В этих центрах оформляются все экологические акции, н-р: «Чудеса из мусорной корзины», «Сдай батарейку-спаси ежика», «Каждой пичужке по кормушке» и др. Нам воспитателям часто приходится задумываться над тем, что же еще интересного и нового можно сделать, чтобы заинтересовать детей, привлечь их к совместной деятельности. И мы нашли выход заглянув в наш Календарь знаменательных событий и памятных дат. Мы разнообразили работу по данному направлению, включив детей и родителей в игру «Новостная лента». Лента размещается на стенде, на лестничной площадке. На стенде вставляется календарь, с выделенными знаменательными датами, где воспитатель с детьми отмечают звездочками эти даты. Затем для родителей дается краткое описание этих событий, куда входит картинка, символизирующая памятную дату, немного истории праздника, раздел «Расскажите детям», традиции праздника и «Как играть», также здесь могут быть домашние задания (совместный просмотр мультфильма, фильма, чтение в кругу семьи, какие вырезки, фотографии нужно принести и др.). Т.е. наши родители тоже вовлечены в «Новостную ленту», а значит, они вместе с нами проживают знаменательные и памятные даты. Затем лента продолжается уже в группе, где дети имеют свой календарь, где отмечаются не только знаменательные даты и памятные дни, но и дни рождения детей, взрослых и этой группы праздники. Где-то дети в календарь приклеивают соответствующие картинки, где то рисуют символы. Большое значение придается насыщение РППС данному событию, а это говорится о том, что «Новостная лента» прослеживается по всей группе, она содержит иллюстративный материал, что-то дети делают своими руками, а это становится еще интереснее. Заинтересовавшись деталями, ребята задают вопросы, которые помогают в изучении и углублении данной темы. Н-р: «Синичкин день», в центре по ИЗО деятельности дети вывешивали свои рисунки, в познавательном центре появился альбом о разнообразии этих птиц, в центре ручного труда дети изготавливали съедобные кормушки для птиц, в приемной появилась выставка кормушек, в экологическом центре был оформлен контейнер по сбору корма для птиц и т.д. Включая в деятельность с детьми «Новостную ленту» мы меняем и развиваем РППС. В продолжении и раскрытии темы «Родной край» у нас оформлен стенд «Мой родной дом-мой поселок», где раскрыты блоки парциальной программы «Моя малая Родина». В коридоре на 1 этаже представлен центр «Кемеровская область-Кузбасс». В этом центре дети подготовительной группы работают с картой Кемеровской области, где уже отмечен наш поселок Металлургов. Столица Кузбасса – Кемерово, Новокузнецк. А также те города, которые дети знают, где живут у них родственники, где они побывали. Знакомясь с картой мы знакомим детей и с гербами наших городов. Одна из стен оформлена выставкой фото детей по временам года «День за днем …». На фото четко выражены признаки осени и дети в деятельности на прогулках. Данные фото делают воспитатели, выбирая интересные моменты. Создание мини-музеев является одним из эффективныхинновационных подходов к созданию развивающей предметно- пространственной среды для детей дошкольного возраста. Мини-музей «Кукла в военной форме» и «Предметы войны» у нас начинает работать в марте месяце. В мини — музеях проводятся тематические занятия, экскурсии. «Встречи с интересными людьми», отмечаются календарные даты, связанные с темой мини-музея. При создании развивающей предметно-пространственной среды в коридорах нашего учреждения мы руководствовались следующими принципами: новизны, доступности, динамичности, информативности, полифункциональности, безопасности. Коридоры в детском саду – это важные помещения в учреждении, так как именно через них дети за руку с родителями проходят в свои группы. От того, как будут оформлены коридоры детского учреждения, зависит настроение не только дошколят, но и тех, кто в нем работает. Наш педагогический коллектив не собирается останавливаться на достигнутом. Поиск инновационных подходов к организации РППСпродолжается, главнымикритериями при этом являются творчество, талант и фантазия. Подготовила воспитатель МБДОУ «Металлурговскийдетский сад №1» комбинированного вида Аторкина Алёна Олеговна
|