Каким может быть проект в детском саду. |
Педагогика | |||
Автор: Синдеева Людмила Владимировна | |||
28.02.2024 06:00 | |||
Каким может быть проект в детском саду. Тема проектов в детском саду вызывает у воспитателей много вопросов. Многих такая форма работа с детьми отпугивает своей кажущейся сложностью. На самом деле все не так страшно, если исходить из особенностей психологии детей дошкольного возраста. К тому же в детских проектах заложен большой потенциал для развития у дошкольников и младших школьников умения овладевать учебной деятельностью, которая в свою очередь формируется учителями в начальной школе. В данной статье рассмотрим эти особенности и представим вашему вниманию детский групповой исследовательский проект "Сокровища нашей земли". В качестве примера, каким он может быть в детском саду и во что выливаться. Возраст детей участвующих в данном проекте 5-6 лет. Особенностью дошкольного образования является спонтанное обучение. Что значит спонтанное обучение? Впервые это понятие в психологию ввёл Л. С. Выготский, который говорил, что оно возникает тогда, когда ребёнок учится по своей "программе". Т. е. это то, чему ребенок сам, по своей инициативе хочет научиться.
Невозможно навязать материал извне так, чтобы ребёнок его присвоил себе и переосмыслил, если он не ложится в контекст личного детского интереса. Поэтому воспитатель, увидев и подхватив интересы отдельного ребёнка или группы детей встраивается со своей педагогической задачей и может руководить спонтанным обучением, направляя и формируя психическое развитие детей. И проектная деятельность является одной из таких форм встраивания взрослого со своей задачей в проблемную ситуацию ребёнка. Здесь очень важен сюжет по которому развиваются захватывающие детей события, всё остальное подчинено ему. И без погружения, творческого манипулирования, экспериментирования с новым материалом, обучить дошкольника чему-либо невозможно. Поэтому при выборе темы проекта в детском саду обязательно надо отталкиваться от интереса детей. В нашем случае это камни, которые дети собрали на детской площадке и захотели их изучить. Принесли в группу, отмыли от грязи и стали их рассматривать, пытались определить природу их возникновения. Далее, важно понять в каком направлении двигаться при исследовании, попутно держа в голове, что необходимо погружение в тему, творческое манипулирование, экспериментирование с новым материалом. И в придачу свою педагогическую задачу. Например развитие предпосылки грамотности, учиться читать и писать, формировать целостную картину мира и т. д. Важно, чтобы дети активно принимали участие в планировании своей дальнейшей проектной деятельности: Что мы хотим узнать? Где мы можем это узнать? Что мы узнали? Как мы можем рассказать это другим? В итоге, следуя выше приведённому алгоритму, у нас получилось:
Особенность данного формата групповой проектной работы заключается в том, что каждый ребёнок берёт из общего массива представленной информации на выставке то, что находится в зоне его собственного интереса. Кого-то удивили окаменелости древних морских обитателей, он рассказывает о них. Другой ребёнок остановился на теме камней, он готов рассказывать о камне. Третий готов делиться тем, что узнал об истории развития жизни на Земле, принёс ещё экспонат, связанный с вулканами и т. д. И каждый раз выставка для одного и того же ребёнка открывается по-новому, обрастая новыми деталями, которые до этого не были в фокусе его внимания. Таким образом проект в детском саду может стать долгосрочным и в этот детский интерес можно встраивать различные виды деятельности. Так мы можем строить широкий осмысленный контекст, вводя ребёнка в различные области действительности и культуры, как в сферы его собственной жизни. Тем самым мы готовим то ядро, вокруг которого со временем возникает учебная деятельность. г. Москва, Школа 1561 группа "Облачко". Автор статьи — Синдеева Л. В.
|