Методическое пособие «Сюжетно-ролевые игры» |
Педагогика | |||
Автор: Пестерева Ирина Александровна | |||
28.02.2024 08:25 | |||
Методическое пособие «Сюжетно-ролевые игры» Пестерева Ирина Методическое пособие для педагогов и родителейпо развитию у детей навыков сюжетно-ролевой игры в рановозрастной группе Новые идеи для сюжетно-ролевых игр Конспекты, Методические рекомендации Введение: Сюжетно-ролевая игра представляет собой особый вид игры, в которой дети выступают в роли различных персонажей и воспроизводят ситуации из реальной жизни или вымышленные сюжеты. Важной особенностью такой игры является то, что дети могут взаимодействовать друг с другом, реализуя свои представления, эмоции и желания. Сюжетно-ролевая игра имеет много полезных функций для развития ребенка. Во-первых, она способствует развитию воображения и творческого мышления. Дети могут придумывать разные роли, выражать свои чувства и представлять себя в разных ситуациях. Во-вторых, игра позволяет развивать речь и коммуникативные навыки. Дети общаются друг с другом, учатся выражать свои мысли и чувства, слушать и понимать других. В-третьих, сюжетно-ролевая игра способствует развитию социальных навыков и эмоционального интеллекта. Дети учатся сотрудничать, принимать решения, решать конфликты и управлять своими эмоциями.
Родители и педагоги могут вдохновить и подсказать детям новые идеи, поведение и диалоги. В дошкольной организации таким вопросам уделяется особое внимание, проводятся специальные занятия, игры, способствующие развитию сюжетно-ролевой игры у детей. Таким образом, сюжетно-ролевая игра имеет важное значение в психическом развитии ребенка. Она помогает развивать важные психические процессы и способствует формированию гармоничной личности. Методическое пособие предназначено для проведения занятий по познавательному, социально-коммуникативному и речевому развитию, организации сюжетно-ролевых игр, развития творческих и режиссерских способностей детей в домашних условиях.
Планирование сюжетно-ролевых игр в разновозрастной группе Сюжетно-ролевая игра №1. «Забота о близких» (для детей младшего возраста) Тема образовательной ситуации «Забота о близких» Цель Обогатить представления детей о необходимости заботы о родных и близких посредством чтения художественной литературы Задачи
Оборудование: Вязаные шарф, варежки и шапочка, клубки ниток, карточки с именами героев, книга с иллюстрациями Ольги Фадеевой «Забота о близких». Методы и приемы реализации
Ход ситуации Воспитатель привлекает внимание детей к новой яркой книге. Внутри книги яркие иллюстрации автора об истории Лисенка и его мамы. Текст расположен между иллюстрациями, что дает возможность их рассматривания во время чтения. После прочтения ведется обсуждение о поступках героев: - Расскажите о том, что случилось с Лисенком. (Пришла зима, Лисенку стало холодно) - Что связала мама Лисенку? (шапку, шарф, рукавички) - Хватило ли у мамы ниток на все вещи? (нет) - Где взяла мама нитки для рукавичек? (Распустила свой шарф) - Как поступила мама? (Заботливо) - А сама мама не замерзла без шарфа? - Нет, она куталась в свой хвост. - Что тогда решил сделать Лисенок? (Насобирать ниточек, чтобы хватило маме на шарф). - Удалось ли это сделать Лисенку? (Да) - Как поступил Лисенок? (Проявил заботу о своей маме) Для закрепления представлений детям предлагают поиграть в игру «Забота о близких»: дети вытягивают карточки, в которых написаны роли (Лисенок, мама, Зайчих, барсук, овечка, Солнышко, ниточка). Карточек со словом «ниточка» больше чем остальных (ко количеству участников). В ходе игры при первом варианте воспитатель рассказывает сюжет сказки, а дети, которые играют соответствующие роли, должны выйти и воспроизвести действия персонажей. Когда Лисенок находит первую ниточку (ребенка), он берет его с собой за руку, в итоге получается цепочка из детей, которые взявшись за руки изображают клубок. Воспитатель может сказать: - Какой большой клубок у нас получился. Хватит маме не только не шарф, но и на варежки, и на шапочку. Вот, что значит дружба: все звери помогли Лисенку, поделились с ним одной ниточкой. Если все ниточки связать, то большой и длинный шарф получится и всех нас согреет. В заключении игры можно включить песню «Мамочка любимая». Важно обращать внимание на успешные действия детей, оказывать помощь в затруднительных моментах, привлекать других детей к оказанию помощи товарищу. По итогам игры ведется совместное обсуждение содержания игры, прослушиваются предложения об изменении сюжета, использовании дополнительной атрибутики (клубков, ниточек). При последующем варианте дети играют с сюжетно-ролевую игру самостоятельно.
|