Педагогический совет на тему «Проектная деятельность, построенная на методах ОТСМ — ТРИЗ технологии, как инструмент формирования функциональной грамотности». |
Педагогика | |||
Автор: Гришко Людмила Викторовна | |||
31.01.2024 09:11 | |||
Педагогический совет на тему «Проектная деятельность, построенная на методах ОТСМ — ТРИЗ технологии, как инструмент формирования функциональной грамотности». Гришко Людмила Викторовна Старший воспитатель МБДОУ No 17 «Огонек» Цель: создание условий для развития профессиональных компетенций педагогов по вопросам формирования предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. План
Добрый день, уважаемые коллеги! В 2019г в Российской федерации был дан старт реализации Национального проекта «Образование», срок реализации 5 лет до 2024г. Основная цель повысить качество образования на всех ступенях образования включая и дошкольное. Сделать образование в Российской федерации конкурентно способным на мировом уровне. Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе требует формирования важнейших компетенций уже в предшкольный период воспитания. В условиях дошкольного образования процесс формирования ФГ ребенка будет успешным при соблюдении следующих требований. Это интеграция предметов системы дошкольного образования, активное взаимодействии с родителями. Актуальность данной проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать образовательную деятельность с современным ребёнком. Что такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. А.А. Леонтьев Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами. Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определенными качествами, ключевыми компетенциями. По мнению Н.Ф. Виноградовой для того, чтобы стать функционально грамотным ребенок должен обладать:
Российские и международные образовательные стандарты включают целый ряд формируемых у обучающихся навыков, компетенций, качеств, которые должны стать результатами образования (навыки XXI века) и которые так или иначе связаны с функциональной грамотностью: Базовые навыки (решение повседневных задач):
Компетенции (решение задач, выходящих за рамки стандартных). 7. Критическое мышление/решение задач 8. Креативность 9. Умение общаться 10. Умение работать в команде Личностные качества (выживание в меняющейся среде). 11. Любознательность 12. Инициативность 13. Настойчивость 14. Способность адаптироваться 15. Лидерские качества 16. Социальная и культурная грамотность Современное дошкольное образование – это фундамент всей образовательной системы, создание условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка, развитие функционально грамотной личности – человека, способного решать любые жизненные задачи, используя для этого приобретаемые в течение всей жизни знания, умения и навыки и оставаясь при этом человеком. Поэтому дошкольный возраст становится благоприятным периодом формирования у детей предпосылок функциональной грамотности. На уровне ДОО формирование предпосылок функциональной грамотности позволяет решать следующие задачи (ФГОС ДО):
В перечень основных компонентов функциональной грамотности, предпосылки к которым могут быть формироваться уже в дошкольном возрасте, включена и естественнонаучная грамотность. Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей: научно объяснять явления, оценивать и планировать научные исследования, научно интерпретировать данные и доказательства. Анализ ФГОС ДО показывает, что содержание дошкольного образования закладывает основы естественнонаучной грамотности, ведь оно включает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации. У детей формируются познавательные действия, первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы. В результате, к окончанию дошкольного образования ребенок может овладеть основными культурными способами деятельности, стать самостоятельным в познавательно — исследовательской деятельности. Для продуктивного формирования предпосылок естественнонаучной грамотности у дошкольников педагогам необходимо применять «субъект — субъектные», деятельностные, личностно-ориентированные, развивающие образовательные технологии, такие как:
На этапе дошкольного детства, обучая детей элементарной грамотности, мы формируем предпосылки для овладения функциональной грамотностью. Задача педагога – научить ребенка адаптироваться к условиям современного мира. Важно не только дать дошкольнику знания и умения, но и научить применять эти знания на практике; процесс образования дошкольников должен быть комплексным и носить практикоориентированный характер. Данная точка зрения находит отражения в ФГОС ДО, которая подразумевает интеграцию образовательных областей. Механизмом реализации такого подхода служит технология проектной деятельности (метод проекта), которая позволяет решать следующие задачи:
Развивает следующие компетенции:
В современном, быстро меняющемся мире, функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической, экономической деятельности. Обратите внимание, коллеги, что необходимо развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация. Реализация проекта предполагает широкое применение методов и приемов ТРИЗ-педагогики. В разнообразных видах интегрированной совместной деятельности у детей появится возможность использовать освоенных ранее алгоритмов мыслительной деятельности. Работу по организации проектной деятельности начинаем в группах раннего (с 2-х лет) и младшего дошкольного возраста – это педагогические проекты, когда проблему ставит педагог (по результатам освоения детьми основной образовательной программы, на основе интересов детей), и он же выполняет руководящую роль как в ходе реализации, так и во время презентации проекта. С детьми старшего дошкольного возраста реализуем детские проекты, когда проблему озвучивает ребенок (дети), исходя из своих интересов. Педагог при этом выполняет роль направляющего, координатора, помогая детям освоить обобщенную модель, или алгоритм выполнения проекта. Презентацию проектов полностью проводят дети. Важно отличать педагогические проекты от детских. Детские проекты в условиях ДОУ могут реализовываться с детьми только после 5 лет. Это связано с тем, что в данном возрасте появляются мыслительные операции рефлексии, когда ребенок понимает, что, как и зачем он сделал. Педагогу важно знать основы общей теории сильного мышления и теории решения изобретательских задач (ОТСМ – ТРИЗ). При организации детской проектной деятельности ребенок усваивает такие модели мышления ОТСМ – ТРИЗ как «объект – имя признака – значение имени признака», морфологический анализ, системный оператор, алгоритм преобразования (волшебники), дихотомия (сужение поля поиска) и др. Проект реализуется как в рамках непосредственной образовательной деятельности, так и в режимных моментах. Особенностью планирования является то, что содержание воспитательно – образовательного процесса в течение дня дополняется содержанием проектной деятельности с учетом всех видов воспитательной и образовательной деятельности. В образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети, педагоги и активно вовлекаются родители. Проекты, вне зависимости от вида, нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Проект имеет четкую структуру (алгоритм). Алгоритм организации проектной деятельности: (разобрать с педагогами на примерах реализованных проектов) I этап – постановка проблемы, определение цели и задач проекта. II этап – Сбор копилок (информационной-познавательная литература; материальной – образцы исследуемого объекта), в группе раннего возраста воспитатели продумывают организацию деятельности детей по теме проекта (практическая деятельность детей в процессе режимных моментов – умывание, наблюдения, игры – эксперименты, рассматривание иллюстраций по теме, подбор картинок по теме, чтение художественной литературы. III этап — создание картотеки (классификация собранной информации по разным признакам), IV этап – разработка (создание) модели (продумать как можно еще использовать исследуемый объект или самим продумать из чего можно изготовить модель объекта с новыми свойствами) и создание нового продукта (изготовление модели нового объекта). V этап – презентация проекта (итоговые мероприятия по реализованным проектам, защита проекта детьми). VI этап – Постановка новой цели (новый проект) Организация проектной деятельности детей дошкольного возраста способствует не только развитию ребенка, но и изменению мировоззрения педагогов. У воспитателей появляются такие умения, как партнерское взаимодействие с воспитанниками; умение не сдерживать инициативу детей, не делать за них то, что они могут сделать сами самостоятельно; умение развивать природную любознательность и активность ребенка. ОТСМ-РТВ-ТРИЗ технология оптимальна для решения комплекса задач развития ребенка в самом раннем возрасте. Развивая у детей стремление к самостоятельному получению знания, умение выбрать нужное из огромного потока, воспитатель перестает быть главным источником информации и превращает обучение в совместный и интересный поиск. Стратегии критического мышления позволяют разнообразить работу с правилами, применяя доступные, действенные приемы, делают обучение увлекательным и осмысленным, позволяют включить каждого ребенка в работу, тем самым повысить эффективность обучения. Посредством использования технологии развития критического мышления педагог создает условия для становления ребенка субъектом познавательной деятельности, для развития у ребенка мыслительных умений, необходимых для успешного обучения в школе. Уважаемые коллеги, я приготовила для вас методические рекомендации по ОТСМ-РТВ-ТРИЗ технологии, где вы сможете познакомиться с такими моделями мышления как дихотомия, (формирование основ диалектического мышления (работа с противоречиями), стратегия решения творческой задачи, установление причинно – следственных связей, типовые приемы фантазирования) для формирования предпосылок функциональной грамотности (естественнонаучная грамотность) у детей дошкольного возраста разработанные Плевако Л.А. 5. Отчет педагогов по реализованным проектам. Воспитатели 6. Итоги тематического контроля «Эффективность работы по формированию предпосылок функциональной грамотности дошкольников в процессе проектирования». Результаты использования метода проекта:
взрослыми, сверстниками, взаимоподдержка, ответственность, любознательность;
положительно сказывается на формировании произвольности психических процессов;
что позволяет обобщить их в многообразных формах поисковой, мыслительной деятельности, продуктивного творческого процесса;
причем не только в предметной, но и в языковой области осваивают способы решения творческих задач;
общения, появление чувства радости от совместного сотрудничества и сотворчества;
вдохновения, внимание к личной инициативе, к росту личности ребенка. Решение педсовета: 1. Для повышения качества воспитательно – образовательного процесса продолжать внедрять в педагогический процесс метод проектов посредством ОТСМ-РТВ-ТРИЗ технологии. Срок исполнения – постоянно, ответственные – старший воспитатель. * 2. Представить исследовательский проект «Волшебница соль» и подготовить участников от группы для городской конференции проектных работ «Калейдоскоп открытий — 2022». Срок исполнения – до 30 марта 2022г ответственные – воспитатели подготовительной группы. 3. Воспитателям всех возрастных групп предоставить материалы для создания копилки проектных работ «Юные исследователи». Срок исполнения – до 15 января, ответственные – воспитатели, старший воспитатель 5. Организовать выставку игр по ТРИЗ технологии на, как средство формирования предпосылок функциональной грамотности. Срок исполнения – до 25 января 2022г, Ответственные – воспитатели. Список литературы
|