«Развитие и социализация ребенка в руках пунктуальных и дисциплинированных родителей» |
Педагогика | |||
Автор: Набиева Нелля Габибуллаевна | |||
30.01.2024 19:00 | |||
«Развитие и социализация ребенка в руках пунктуальных и дисциплинированных родителей» Некоторые родители неправильно полагают, что дисциплина является ограничением и отбирает у ребенка радость и непосредственность детства, делая его несчастным. Однако это далеко не так. Дисциплина — это правила, осознанно принятые ребенком. Ребенок следует этим правилам не от страха перед наказанием, а потому что он осознает, что это необходимо. Для детей необходимо иметь установленный режим дня, порядок и нормы поведения. И они ждут этих правил, потому что дисциплина не только делает их жизнь понятной, но и создает чувство безопасности. Вы наверняка замечали и замечаете, что маленькие дети любят, чтобы всё было по правилам.
Пунктуальность – это качество, которое отличает человека от других своей способностью приходить вовремя без необходимости искать оправдания для своих опозданий. Однако следует понимать, что за внешними проявлениями пунктуальности скрывается внутренняя дисциплина, собранность и аккуратность. Быть пунктуальным помогает нам достигать больших результатов, не тратя время на пустяки и не отвлекаясь на незначительные детали. Воспитание дисциплины требует постоянной практики и усилий, а подходы к нему могут различаться в зависимости от возраста ребенка. Однако, как же мы можем развить эти полезные черты в наших детях? Давайте разберемся вместе! 7 принципов развития пунктуального и дисциплинированного человека Принцип 1. Всё начинается с режима Несмотря на очевидность, совет о приучении ребенка к режиму дня с самого детства играет ключевую роль в развитии пунктуальности. Утром мы чистим зубы, приводим в порядок постель, делаем зарядку и наслаждаемся завтраком. Затем мы гуляем, играем и уделяем время учебным занятиям. Это постепенное формирование понимания о времени играет важную роль в воспитании дошкольников. Каждое действие имеет свое назначенное время: время для развлечений, время для приема пищи, время для выполнения домашних дел и время для развивающих занятий. Подъем, послеобеденный отдых и время ложиться спать также должны происходить примерно в одно и то же время. Это важно по множеству причин, и формирование здоровой привычки быть пунктуальным важно для нас. Принцип 2. Планируйте Книги по эффективному тайм-менеджменту всегда советуют составлять планы. Планирование может быть разнообразным: составление списка важных дел на будущее, планирование жизни на месяц, неделю, день, приоритеты в списке задач. Чем младше ребенок, тем простым и понятным должен быть план. Но с самого детства стоит научить ребенка мысли, что есть дела, которые нужно делать обязательно, и есть то, что можно отложить, перенести или отменить. "Сейчас я прочитаю тебе сказку, а если папа не вернется с работы до ужина, мы сможем порисовать или посмотреть мультфильмы". "Я смогу поиграть с тобой после того, как уберу на кухне. Если ты мне поможешь, у нас будет больше времени на игры". Приучайте ребенка составлять план, а старшим дошкольникам и младшеклассникам дайте возможность самостоятельно планировать свой день, оставив за собой роль контролера и помощника. И главное — дайте ребенку понять, что время — это неисчерпаемый ресурс. Мы должны использовать его с умом. Принцип 3. Используйте понятные ориентиры Даже дети дошкольного возраста, которые знакомы с часами, не всегда смогут уверенно определить время. Полчаса увлекательной игры для них пролетают мгновенно, в то время как 5 минут ожидания кажутся вечностью. Важно развивать у детей не только навык терпения, но и пунктуальность. Однако, пока внутренний часовой механизм не заработает, можно использовать удобные ориентиры: «Мы должны быть готовы ужинать к приходу папы с работы». «Ты можешь посмотреть телевизор 20 минут — 3 мультика — и выключай (это отлично работает, когда ребёнок смотрит мультсериалы с фиксированной продолжительностью серии)». Использование песочных часов также может быть удобным. Вы можете купить модели на 3, 5 и 20 минут. В некоторых случаях может быть полезно использовать простой таймер с звуковым сигналом. Не так важно, какие ориентиры вы выберете. Главное — чтобы они были удобны и понятны вашему ребенку. Принцип 4. Дисциплина важна Одно из важных качеств, которым обязательно должен обладать пунктуальный человек, это внутренняя дисциплина. Это способность выполнять нужные дела даже в тех случаях, когда не очень хочется или совсем не хочется: не откладывать важные дела на последний момент, начинать с тех задач, которые кажутся неприятными, оставляя более легкие и интересные для конца, заканчивать то, что начал, и немедленно убирать после себя (убрать игрушки перед выходом, положить книгу на полочку после прочтения, сразу помыть посуду после еды). Очень важно привить дисциплину уже с самого раннего детства, и тогда в школе и в зрелом возрасте не возникнет проблем с самоорганизацией. Принцип 5. Не забываем про поощрение Не стесняйтесь обращать внимание на достижения детей: все они выполнили поставленные перед ними задачи, не опоздали в детский сад и успешно выполнили все упражнения, которые были подготовлены для раннего развития. Несмотря на то, что мы обычно не поощряем подростков за самостоятельно выполненные задачи, такие как чистка зубов или поход в магазин, правильное похвалы трехлетних детей за аккуратно сложенные игрушки или удобно расставленные книги играет важную роль в их мотивации и помогает формировать здоровую самооценку, необходимую для развития произвольного поведения, силы воли и концентрации на важных и приоритетных задачах. Особенно важно закрепить положительные результаты на этапе воспитания пунктуальности. Принцип 6. Этикет в помощь Осознавая релевантность этических вопросов и обсуждая нормы поведения в различных ситуациях, оно несомненно требует упоминания того факта, что истинно воспитанный человек всегда приходит на встречи вовремя. Пунктуальность поистине служит проявлением уважения к ожидающим тебя людям. Объясните, почему опаздывать — плохо: «Ты тратишь время других людей, заставляя их просто ждать тебя, вместо того, чтобы заниматься интересными или полезными для них делами». «Опаздывая, ты вынуждаешь людей повторять то, что они только что сделали или сказали (работает, когда речь идёт о садике, секциях, школе)». «Из-за систематических опозданий ты теряешь доверие людей, на тебя нельзя положиться, ты получаешь репутацию ненадёжного человека». Имеет значение использование аргументов, хорошо понятных вашему ребёнку. Принцип 7. Личный пример Если ваш образ жизни не соответствует представлениям, которые передаются вам, то воспитание пунктуальности и других положительных черт характера будет как минимум сложной задачей (а вероятнее всего, невыполнимой). Не забывайте, что для ребенка самое важное — это не то, что он слышит, а то, что видит и впитывает в родной семье, то что воспринимается им как должное. Самое главное, чтобы воспитывать детей своим личным примером, нужно быть для них авторитетом. Чтобы привить им правильные ценности через слово, необходимо стать для них другом и иметь доверительные отношения. Это очень серьезная и ответственная задача, требующая глубокого погружения и сознательной работы. Активное познание мира ‒ это одна из главных целей малышей, которые стремятся проявить свою самостоятельность. Уже с трех лет они убеждены в своей способности справиться сами, а фраза "Я сам/а!" становится их девизом. В этом возрасте рекомендуется применять следующие методы:
Дисциплина и пунктуальность помогут ребенку адаптироваться к постоянно изменяющемуся миру. Важно помнить, что дети отражают своих родителей, а значит, то, чего нет в вас, никогда не появится у вашего ребенка.
|