ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА ДОУ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ |
Педагогика | |||
Автор: Жульмина Ксения Юрьевна Орлова Елена Романовна | |||
29.12.2023 00:00 | |||
ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА ДОУ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
В настоящее время в период реформирования национальной системы образования большое внимание уделяется личности педагога. Сегодня наиболее востребован педагог творческий, креативный, компетентный, способный к мобилизации личностного потенциала в современной системе воспитания и развития дошкольника. Особое значение приобретает тот факт, что в максимально сжатые сроки педагог (молодой специалист) должен адаптироваться в новых условиях практической деятельности. Научные работы К.Ю. Белой, М.С. Гвоздевой, Л.М. Денякиной, Н.Н. Лященко, Л.В. Поздняк, П.И. Третьякова, Л.И. Фалюшиной и др. посвящены вопросам профессионального становления и роста начинающего педагога в сфере дошкольного образования.
Достаточно часто при постижении азов профессиональной деятельности практически у всех молодых специалистов возникают некоторые трудности. В ежедневной работе молодых специалистов, прежде всего, нужно особо отмечать выполнение задач дошкольного образования, федерального государственного образовательного стандарта, овладение современными педагогическими приемами и технологиями, коммуникативной культурой. Учитывая затруднения, которые испытывают молодые педагоги, вносятся необходимые коррективы в план работы ДОУ. Вследствие повышения требований к качеству дошкольного образования меняется и методическая работа с кадрами, в том числе с молодыми специалистами. Успешность деятельности дошкольного учреждения по многим аспектам зависит от качества именно методической работы с кадрами. Качество образования дошкольников непосредственно связано с уровнем квалификации педагогов и систематическим ростом их профессионального мастерства. Из проведенного анализа состава педагогического коллектива (стаж, возраст) МБДОУ «Д/с «Капитошка» города Абакана видно, что число молодых специалистов с 2013 года практически не меняется и остается в пределах 45-50%. Положительные стороны молодых специалистов: мобильность, достаточная гибкость в понимании изменений; отсутствие необходимости «ломки» стереотипов профессиональной деятельности; Отрицательные стороны молодых специалистов — отсутствие практических навыков и опыта (особенно с высшим образованием), слабая мотивация профессиональной деятельности, а отсюда низкая заинтересованность в росте, недостаточность осознания перспективы профессии, доминирование финансовой заинтересованности. Именно поэтому особо актуальна необходимость реализации целенаправленного подхода к молодым специалистам, поиска инновационных форм и методов работы с молодыми кадрами для обеспечения их скорейшего профессионального роста. Классические формы методической работы, в которых главное место отводилось докладам и прямой передаче знаний, утратили своё значение из-за невысокой эффективности и недостаточно прочной обратной связи. Кроме того, педагогическая компетентность воспитателей не всегда обнаруживается в его способности включать в свою деятельность инновационные методы работы. Именно поэтому мы вовлекаем молодых педагогов в учебно-познавательную деятельность с использованием активных приёмов и методов обучения, из которых в нашем ДОУ применяются следующие:
-групповая дискуссия (Обсуждение и решение аиболее важных вопросов образовательной работы). Начинающий педагог, после прохождения всех видов методической помощи, выстроенных в определенной последовательности, не только повышает свой профессиональный уровень, у него появляется потребность узнавать что-то новое, вырабатывается индивидуальный стиль повседневной педагогической деятельности. Профессиональные навыки педагога дошкольного учреждения, связаны в первую очередь, с коммуникативной компетентностью, с умением играть и общаться с детьми. С целью повышения профессиональной компетенции молодых специалистов широко применяются различные варианты работы с педагогами. Стоит отметить, что формы работы сами по себе, безотносительно к содержанию повышения квалификации педагога, творческого подхода гарантировать не могут. Грамотное построение по содержанию и правильный выбор методов способны превратить любую традиционную форму работы в активную, при этом будут реализованы такие важные функции, как информационная, ориентирующая и развивающая. Традиционно выделены три этапа работы: диагностический, практический, аналитический. На первом этапе работы педагога в нашем ДОУ проводится мониторинг способностей педагога, как профессиональных, так и личностных. Вторым этапом служит дифференциация специалистов по уровню педагогического мастерства с целью последующего подбора методов работы с тем или иным педагогом, в соответствии с его уровнем. Условно можно выделить группы, исходя из степени профессиональной подготовленности, стремлению к самообразованию и саморазвитию и других факторов:
- педагоги со слабо развитой мотивацией труда. Согласно уровня педагогического профессионализма для каждого педагога подобраны личные варианты методической работы. Так, например, для воспитателей, имеющих недостаточный багаж теоретических знаний и практических навыков, первостепенной целью станет усвоение теоретического материала, формирование навыков практической работы. Для воспитателей с достаточной теоретической подготовкой, но не имеющих опыта практической работы целью станет овладение навыками практической работы с педагогами, детьми, родителями. Для воспитателей со слабо развитой мотивации труда содержанием работы является повышение интереса и положительного отношения к педагогической деятельности, осознание своей профессиональной значимости, уровня ответственности за воспитание и обучение детей. В соответствии с отнесением в ту или иную группу выделены основные формы и методы работы. Для первой и второй групп они идентичны: консультации, семинары-практикумы, беседы, изучение методической литературы, взаимопосещения, коллективные просмотры, анализ педагогических ситуаций. Для педагогов, отнесенных к третьей категории – дискуссии, круглые столы, деловые игры, убеждения, поощрения, беседы. С целью создания благоприятных условий для профессионального роста начинающих педагогов разрабатывается план работы по различным направлениям деятельности (Нормативные документы, разработка планирования, анализ результатов образовательной деятельности, изучение состояния образовательного процесса, творческая педагогическая деятельность, подготовка аналитических и отчетных материалов). На протяжении аналитического этапа анализируются результаты работы молодых специалистов, динамика профессионального роста, перспективы дальнейшей работы. План работы с молодыми специалистами на последующий год составляется с учетом аналитических материалов. В результате у педагогов развивается потребность в самообразовании, повышается уровень их теоретической подготовки. Таким образом, можно установить, что для повышения качества и эффективности работы с молодыми специалистами необходимы: аргументированный выбор вариантов методической работы на основе анализа деятельности молодого специалиста; работа с учетом выявленных педагогических затруднений, на основе информационных потребностей педагога и творческой активности; взаимозависимость всех пунктов методической службы ДОУ, форм, методов и средств методической работы; оптимальное сочетание теоретических и практических форм; своевременное обеспечение методической литературой. У молодого педагога сформируется потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать результаты образовательного процесса, раскроется творческий потенциал. Качество методической работы с молодыми специалистами нашего ДОУ положительно сказывается на достигнутых ими результатах. Список литературы
|