Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Сущность метода наглядного моделирования и его использование в обучении детей с ОВЗ.
Педагогика
Автор: Зайцева Валентина Васильевна   
27.12.2023 22:26

Сущность метода наглядного моделирования и его использование в обучении детей с ОВЗ.Сущность метода наглядного моделирования и его использование в обучении детей с ОВЗ.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №12 «Аленушка» поселка Псебай Зайцева В.В.

Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания чрезвычайно важна. По прогнозам ученых, 3-е тысячелетие, на пороге которого стоит человечество, будет ознаменовано информационной революцией, когда знающие и образованные люди станут цениться как истинное национальное богатство. Необходимость компетентно ориентироваться в возрастающем объеме знаний предъявляет иные, чем были 30-40 лет назад, требования к умственному воспитанию подрастающего поколения. На первый план выдвигается задача формирования способности к активной умственной деятельности. Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников, Н.Н. Поддьяков справедливо подчеркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, это имело место в традиционной системе умственного воспитания.

 

Между тем во многих странах мира во всех звеньях системы просвещения – от дошкольных учреждений до университетов – отмечаются, с одной стороны, рост информированности, с другой стороны – снижение в целом качества знаний, умственного развития обучающихся.

В работах отечественных и зарубежных ученых дошкольное детство определяется как период, оптимальный для умственного развития и воспитания. Так считали педагоги, создавшие первые системы дошкольного воспитания – Ф.Фребель, М.Монтессори. Но в исследованиях А.П. Усовой, А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, Н.Н. Поддьякова выявлено, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем считалось ранее. Ребенок может не только познавать внешние, наглядные свойства предметов и явлений, как это предусмотрено в системах Ф.Фребеля, М.Монтессори, но и способен усваивать представления об общих связях, лежащих в основе многих явлений природы, социальной жизни, овладевать способами анализа и решения разнообразных задач.

В современной жизни к ребенку поступает много разнообразной информации! На мой взгляд, задача педагогов — помочь ребенку научиться находить и извлекать необходимую информацию, усваивать ее в виде новых знаний. Поэтому использование инновационных педагогических технологий в детском саду открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и с уверенностью можно сказать, что одной из наиболее эффективных в наши дни сталметод наглядного моделирования.

Моделирование – наглядно-практический метод обучения. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта (план комнаты, географическая карта, глобус и т.д.)

Моделирование — это метод для самостоятельного открытия и осмысливания детьми заложенной информации.

В ходе осуществления наглядного моделирования воспитанник очень пластичен и легко обучаем. Для детей с ОВЗ характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему. Использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью. Применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Метод моделирования позволяет развивать познавательный интерес к различным областям знаний. Используя в своей работе наглядное моделирование, мы учим детей:

  1. добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;
  2. формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;
  3. применение наглядного моделирования оказало положительное влияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления.

Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст и т.д.), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Использование моделирование в развитии связной монологической речи дошкольников. Моделирование представляет собой процесс создания моделей и их использование в целях формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов. Особенность моделирования как метода обучения в том, что оно делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов, которые являются существенными для понимания фактов, явлений, при формировании знаний, приближающихся по содержанию к понятиям.

Известны различные виды моделей, используемые в работе по совершенствованию навыков связной речи:

  1. Предметная модель в виде физической конструкции предмета или предметов, закономерно связанных: плоскостная модель фигуры, воспроизводящая его главные части, конструктивные особенности, пропорции, соотношения частей в пространстве. При помощи предметных моделей формируются умение воспроизвести представления об объекте или явлении, отбираются факты для рассказа, мысленно представляется их взаимосвязь;
  2. Предметно-схематическая модель. Здесь выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются с помощью предметов и графических знаков. Этот вид моделей дети с удовольствием осваивают за короткий срок. Таким образом, для развития связной речи дошкольников используются специальные предметно-схематические модели: — схема-план для обучения дошкольников последовательности при составлении описательных рассказов Т. Ткаченко; — модели для обучения детей пересказу и творческому рассказыванию «Рамки» О. М. Дьяченко.
  3. Графическая модель (графики, формулы, схемы и т.п.). Чтобы модель как наглядно-практическое средство выполнила свою функцию, она должна соответствовать ряду требований: — четко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания; — быть простой для восприятия и доступной для действия с ней; — ярко и отчетливо передавать те свойства и отношения, которые должны быть освоены; — облегчать познание.

В дошкольной педагогике разработаны модели для обучения детей звуковому анализу слов (Л. Е. Журова), конструированию (Л. А. Парамонова), для формирования природоведческих знаний (Н. И. Ветрова, Е.Ф. Терентьева), представлений о труде взрослых (В. И. Логинова, Н.М. Крылова) и др. При этом учитывается основное назначение моделей – облегчить ребенку познание, открыть доступ к скрытым, непосредственно не воспринимаемым свойствам, качествам вещей, их связям. Эти скрытые свойства и связи весьма существенны для познаваемого объекта. В результате знания ребенка поднимаются на более высокий уровень обобщения, приближаются к понятиям.

Этим обуславливается актуальность и необходимость использования метода моделирования в современном образовательном процессе.

Отличительной чертой использования метода моделирования является опора на ведущую деятельность дошкольников – игровую. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. В основе метода моделирования лежит развитие познавательных навыков моих воспитанников, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Следовательно, можно сделать вывод, что, анализируя новый материал и графически его обозначая, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативности работы. В своей группе, внедряю и активно использую метод моделирования. Я считаю, что технология моделирования делает моих воспитанников, активными участниками образовательного и воспитательного процессов, что дает им толчок к саморазвитию. Метод наглядного моделирования можно и нужно использовать в системе как коррекционной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, так и в работе с детьми массовых групп детского сада и начальной школы.

Литература:

  1. А.В. Запорожец и современная наука о детях: Тезисы конференции, посвященной 90-летию А.В. Запорожца. — М., 1995
  2. Богданов В.В., Попова С.Н. История обыкновенных вещей. — М., 1992
  3. Венгер Л.А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка. -М., 1988
  4. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. — М., 1980
  5. Виноградова Н.Ф. Умстенное воспитание детей в процессе ознакомления с природой: Пособие для воспитателя детского сада. — М., 1982
  6. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. — М., 1993
  7. Дыбина-Артамонова О.В. Предметный мир как источник познания социальной действительности. — Самара, 1997
  8. Жуковская Р.И. и др. Родной край. — М., 1990
  9. Зеньковский В.В. Психология детства. — Екатеринбург, 1995
  10. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. — М., 2000
  11. Макаренко С.А. Лекции о воспитании детей//Избр. пед. соч.-М., 1977. -Т. 2
  12. Основы дошкольной педагогики. /Под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. — М., 1980
  13. Поддьяков Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста-М., 1996
  14. Психология воспитания/Под ред. В.А Петровского. — М., 1995
  15. Сорокина А.И. Умственное воспитание в детском саду. — М., 1975
  16. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. — К., 1973
  17. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. / Под ред. Н.Н. Поддьякова. -М., 1984
  18. Ушинский К.Д. История воображения// Избр. Пед. Соч.-М., 1954. -Т. 2
  19. Эльконин Д.Б. Психология игры. — М., 1978
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год