Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Формирование профориентационных навыков у учащихся начального школьного возраста.
Педагогика
Автор: Галкина Лариса Владимировна   
04.01.2024 09:34

Формирование профориентационных навыков у учащихся начального школьного возраста.Формирование профориентационных навыков у учащихся начального школьного возраста.

В начальных классах профориентационная работа предусматривает включение школьников в практическую пробу сил в профессию сити-фермер. Учитывая специфику возраста, данную работу организовываю в форме воображаемого путешествия по профессии. Но, чтобы отправиться в путешествие, необходима подготовительная работа, где ребята должны узнать об истории возникновения профессии, об орудиях труда, и затем перевоплощаться в человека профессии сити-фермера. После чего обязательно нужна рефлексия, чтобы узнать, что получилось, что не получилось и почему не получилось.

Актуальность профориентационныхзанятий в начальных классах.

 

Проблема выбора профессии стояла перед подрастающим поколением всегда, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. Чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, т. е. с профессиями людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. Или провести погружение в профессию по средствам ДООП «Сити-фермер», т.е рассказать и показать ребенку, чем занимается, данная профессия. На занятиях рассказывается о истории возникновения профессии, об основных видах растений, которые возможно вырастить в условиях помещения. Практическая работа построена на создании действующей гидропонной установки, на одно растение и полный гидропонный комплекс на 6 растений.

Проблема в начальной школе состоит в том, что уроки знакомства с профессиями в рамках школьной программы занимают незначительную часть. Занятия по программе «Сити-фермер» направлены на создание условий для систематических и регулярных занятий во внеурочное время.

Профориентационная работа для учащихся начального возраста считается подготовительным этапом. Цель этого этапа — формирование у детей начального возраста любви и добросовестного отношения к труду, понимания роли труда в жизни человека и общества, развитие интереса к миру профессий, в том числе профессиональной сфере деятельности родителей и ближайшего окружения.

На этом этапе осуществляется вовлечение учащихся в различные виды познавательной, игровой, общественно полезной трудовой деятельности. Раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности не только расширяет общий кругозор ребёнка, но также, что особенно важно, открывает возможности раннего проявления и конкретизации его интересов и склонностей.

Для развития у учащихся начального школьного возраста основ позитивного отношения к профессиям и первичной заинтересованности в тех или иных профессиональных областях в воспитательную работу с группой на занятиях мною были включены мероприятия, целью которых является создание условий для формирования конкретно-наглядных представлений о существенных сторонах профессии.

Цель профориентационной работы на занятиях: расширение знаний о мире профессий и формирование интереса к познанию и миру труда.

В процессе профориентационной работы решаются следующие задачи:

  • Расширить интересы и способности детей в учебном процессе через организацию разнообразной досуговой деятельности.
  • Расширить первоначальные представления о роли труда в жизни людей, о мире профессий и предоставление возможности учащимся «примерить на себя различные профессии» в игровой ситуации.
  • Развивать мотивацию к учебе и труду через систему активных методов познавательной и профориентационной деятельности.
  • Выявлять общие тенденции в развитии способностей ребенка в совместной деятельности с родителями и педагогами.
  • Развивать творческие способности детей в процессе знакомства с профессией Сити-фермера.
  • Побуждать учащихся к выработке индивидуальных способов продуктивной деятельности, самооценке, приобретению опыта общения.

Таким образом, для более эффективного воспитания в детях интереса к труду взрослых необходимо включать информацию о профессиях в процесс обучения. Беседы, экскурсии, работа с иллюстрациями и языковым материалом могут успешно осуществляться на занятиях, а также на внеурочных профориентационных занятиях.

Литература:

  1. Профориентационная работа в учреждениях образования: справ. пособие / и др. – Минск:, 2010. – 166 с.
  2. Профессиональный ориентир: учеб. метод. пособие для классных руководителей / сост.,,. – Минск: Современное слово, 2009. – (Библиотека учителя).
  3. Профориентация в школе / сост.,,. – Минск: Красико-Принт, 2007. – 128 с. – (Деятельность классного руководителя).
  4. Человек и его профессия: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений /,,. – Минск: Современное слово, 2006. – 544 с.
  5. Кухарчук в профессиональном самоопределении учащихся: пособие для классных руководителей, психологов, социальных педагогов общеобразовательных школ /,,. – Мн.: Бел. навука, 2000.
  6. Интегрированное внеклассное мероприятие для учащихся 1-го класса. Классный час на тему "Все ль профессии важны…"http: //festival. 1september. ru/articles/565052/
  7. Жукова, Л. Загадки о профессиях / Л. Жукова; худож. Е. Артюх // Миша. — 2010. — № 7.- С. 15-18: ил.
  8. Савельева, Е. Папины профессии / Е. Савельева // Колокольчик. — 2009. — № 2. — С. 9: ил. Кроссворд в стихах.
  9. Профессии XXI века // Клёпа. — 2009. — № 10. — С. 2-3: ил. Новые технологии и профессии 21 века
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 12 (374) выйдет
6 апреля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год