Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Тема педагогического совета: «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в современных условиях»
Педагогика
Автор: Ямгеева Эльвира Раиловна   
19.12.2023 15:40

Тема педагогического совета: «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в современных условиях»Тема педагогического совета: «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в современных условиях»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 18 г.Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Подготовил ст. воспитатель Ямгеева Эльвира Раиловна Туймазы – 2023г

Регламент педсовета: 1час. 30 мин.

Цель: повышение методической компетенции педагогов ДОУ по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

Повестка дня:

  1. Вступительное слово (ст. воспитатель ДОУ).
  2. Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в современных условиях (ст. воспитатель ДОУ).
  3. Приобщение к искусству средство формирования эстетической культуры личности (воспитатель).
  4. Влияние музыки на художественно-эстетическое воспитание детей (музыкальный руководитель).
  5. Особенности ознакомления детей с пейзажной живописью (воспитатель)
  6. Мастер-класс с последующем анализом.
  7. Рефлексия.
  8. Решение педсовета.

Подготовка к педсовету:

  • составление Сценария педсовета в сопровождении презентацией;
  • оказание помощи педагогам в подготовке выступлений в сопровождении презентацией;
  • выставка методической литературы, пособий по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»;
  • подготовка вопросов педагогам для рефлексии.

Ожидаемый результат: Развитие личностных качеств детей посредством художественно — эстетического воспитания с учетом интеграции образовательных областей.

Ход педсовета.

Вступление. Ст. воспитатель.

Добрый день, уважаемые коллеги! Дошкольный возраст — важный этап развития и воспитания личности, самый благоприятный период для формирования художественно-эстетической культуры, так как в этом возрасте у ребенка преобладают позитивные эмоции, появляется особая чувствительность к языковым и культурным проявлениям, личная активность, происходит качественные изменения в творческой деятельности.

Согласно теории советского психолога Александра Владимировича Запорожца основной путь развития ребёнка в период дошкольного детства — это амплификация развития, то есть обогащение, наполнение наиболее значимыми для ребёнка, специфически детскими дошкольными формами, видами и способами деятельности.

Наиболее близкие и естественные для ребенка в дошкольные годы виды деятельности (игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, изобразительная, литературная, музыкальная и театральная деятельность) занимая особое место в системе художественно-эстетического развития создают условия для приобщения детей к элементарным знаниям в области искусства, развития сенсорных, мыслительных и психических процессов.

Именно поэтому, в целях повышения методической компетенции каждого педагога и качества научно-методического сопровождения образовательного процесса в решении задач художественно-эстетического развития детей проводится педагогический совет на тему: «Художественно-эстетическое развитие детей в современных условиях».

На повестку дня вынесены следующие вопросы:

  1. Вступительное слово. Ст. воспитатель ДОУ.
  2. Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в современных условиях. Ст. воспитатель ДОУ.
  3. Приобщение к искусству средство формирования эстетической культуры личности. Воспитатель.
  4. Влияние музыки на художественно-эстетическое воспитание детей. Музыкальный руководитель.
  5. Особенности ознакомления детей с пейзажной живописью. Воспитатель.
  6. Мастер-класс с последующим анализом.
  7. Рефлексия.

Прежде чем приступить к обсуждению вопросов педагогического совета, давайте вспомним решение предыдущего педагогического совета, подведем итоги, что удалось решить, что нет и почему (чтение решения и обсуждение).

Ст. воспитатель. Итак, приступаем к обсуждению вопросов педагогического совета. Позвольте мне раскрыть основную тему педагогического совета: «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в современных условиях»

Художественно-эстетическое развитие... эстетическое воспитание... эстетика... искусство… Что же включают в себя эти понятия? Давайте обсудим.

  • Что такое эстетика? Как вы понимаете?
  • Правильно, эстетика – это наука о прекрасном, это философия искусства.
  • Что такое искусство и что оно в себя включает?

Искусство – это художественное творчество в целом, сюда включены и литература, и живопись, и музыка, и все остальные художественно-образные формы познания мира.

Предметами изучения эстетики, как науки выступает искусство, как высшая форма эстетической деятельности человека.

Эстетика философское учение о чувственном, эстетическом восприятии мира человеком.

Эстетическое восприятие – умение воспринимать действительность и искусство с точки зрения их эстетической ценности.

Эстетический вкус – это способность в принципе воспринимать и оценивать эстетические явления, различать прекрасное и безобразное, высокое и низменное, комическое и трагическое.

  • Что включает в себя «Эстетическое воспитание» и его цель?

Эстетическое воспитание – это высшая форма человеческого воспитания, в основе которого лежит искусство, понятие о красоте. Цель эстетического воспитания – научить понимать и ценить прекрасное, развивать эстетический вкус.

Итак, эстетическое воспитание – это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребёнка с целью развития у него способности понимать, видеть, ценить красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни ребенка.

Составляющей эстетического воспитания, как процесса становится художественное образование, т.е. единый процесс воспитания и обучения.

Воспитание и обучение – это путь, посредством которого закладываются в ребенке правильные представления о мире, совершенствуется эстетическое восприятие, на основе которых впоследствии сформируется его духовное богатство.

По мнению Льва Семеновича Выготского смысл эстетического воспитания в том, чтобы «вести за собой развитие». Эстетическое развитие, как «процесс и результат освоения эстетического и художественного опыта человечества является результатом эстетического воспитания, т.е. художественно-эстетическое развитие – это следствие художественно-эстетического образования.

Педагогика определяет художественно-эстетическое образование детей дошкольного возраста как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, который направлен на формирование творчески активной личности ребёнка, способного воспринимать, оценивать прекрасное в жизни и искусстве.

Итак, художественно-эстетическое развитие – процесс и результат становления и углубления способностей визуального и эмоционального восприятия красоты внешнего мира, сферы искусства, а также развитие самостоятельной творческой активности в мире прекрасного.

Заканчивая наш краткий обзор, остановимся на нескольких важных проблемах художественно-эстетического образования.

Основой художественно-эстетического образования является искусство и окружающая жизнь.

В соответствии с ФГОС ДО содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» предполагает:

  • развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
  • становление эстетического отношения к окружающему миру;
  • формирование элементарных представлений о видах искусства;
  • восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
  • стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
  • реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной).

Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие» включает в себя ознакомление детей с искусством, эстетику развивающей среды, изобразительную деятельность (рисование, лепка, аппликация), конструирование и ручной труд, музыкальное воспитание, культурно-досуговую деятельность.

Образовательная работа по художественно-эстетическому развитию детей в ДОУ ведется одновременно (в интеграции) в нескольких направлениях:

  • образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);
  • образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов
  • совместная деятельность педагогов и детей;
  • самостоятельная деятельность детей;
  • сотрудничество с родителями и Учреждениями социально- педагогической среды.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» включает в себя следующие направления:

  • приобщение к искусству;
  • изобразительная деятельность;
  • конструктивно-модельная деятельность;
  • музыкальная деятельность.

Согласно психологической концепции Льва Семеновича Выготского, схема развития любого вида деятельности такова: сначала она осуществляется совместно со взрослыми, затем — в совместной деятельности со сверстниками, а позже становится самостоятельной деятельностью ребёнка.

В основе художественно-эстетического развития лежит совместная деятельность педагога и ребенка.

Педагог, в ходе организации образовательной деятельности и режимных моментов через эстетическое общение развивает у детей умение видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное, воспитывает художественные умения и художественный вкус, потребность в познании прекрасного, целенаправленно погружает детей в мир образов: словесных, зрительных, звуковых.

Усвоив алгоритм действий и способы реализации, дети переносят отработанные с воспитателем формы деятельности в активность индивидуальную — самостоятельную деятельность. Поэтому, очень важно, организуя художественно-эстетическую деятельность детей педагог строил работу на научной основе и проводил по определённой технологии, соблюдал принципы педагогики.

В процессе осуществления художественно-эстетического образования детей решаются следующие задачи:

  • развитие эстетического восприятия, эстетических чувств и эмоций, формирование эстетического идеала и эстетической оценки, основ эстетического вкуса;
  • приобщение к элементарным знаниям в области искусства;
  • развитие сенсорных (ощущения, восприятие, представление) и психических процессов (воображения, мышления, памяти, речи);
  • развитие художественно-творческих способностей;
  • формирование элементарного эстетического сознания;
  • формирование эстетической деятельности через приобщение к разным видам искусства;
  • формирование основ художественно – эстетической и общей культуры личности.

Задачи художественно-эстетического образования находятся в неразрывной связи и обеспечивают гармоничное развитие ребенка.

С процесса восприятия начинается художественно-эстетическое познание действительности и оно имеет свои особенности. Основным для него является чувственная форма вещей — их цвет, форма, звук. Поэтому развитие процесса восприятия требует формирование сенсорной культуры. Красота воспринимается ребёнком в совокупности звуков, красок, линий. Однако восприятие становится эстетическим только тогда, когда оно эмоционально окрашено, сопряжено с определенным отношением к нему и порождает художественно-эстетическое переживание.

Эстетическое восприятие неразрывно связано с чувствами, переживаниями. Особенностью эстетических чувств является бескорыстная радость, светлое душевное волнение, возникающая от встречи с прекрасным. Через сопереживание, соучастие, «вхождение в образ» происходит формирование основ художественно-эстетической культуры личности.

Педагог ведет ребенка от восприятия красоты, эмоционального отклика на неё к пониманию, формированию эстетических представлений, суждений, оценок. Это работа кропотливая, требует от педагога умение систематически, ненавязчиво пронизывать жизнь детей красотой, всячески облагораживать их окружение.

В раннем возрасте главная функция восприятия заключается в том, чтобы получать и передавать сенсорные сигналы (как выглядит предмет, какой на вкус, на цвет, как звучит).

В дошкольном возрасте восприятие становится отдельной познавательной деятельностью. Развивается художественное восприятие произведений искусства, литературы, музыкальных композиций.

Этапы эстетического воспитания детей дошкольного возраста:

  • пробуждение эстетических чувств личности (созерцание — ощущение — эстетическое удовольствие — радость);
  • формирование эстетического сознания (восприятие — эстетический вкус- эстетические суждения, взгляды — интересы — потребности — эстетические идеалы);
  • развитие эстетических способностей, включение ребенка в эстетическую деятельность.

У каждого этапа свои задачи:

На первом этапе – это создание определенного запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений о природе, самом себе, о мире художественных ценностей, без которых не могут возникнуть склонность, тяга, интерес к эстетически значимым предметам и явлениям. Суть задачи — в процессе совместной деятельности педагога и ребенка накопление разнообразного запаса звуковых, цветовых и пластических впечатлений для формирования чувственно-эмоционального опыта, представлений детей о красоте, гармонии, целесообразности окружающего мира.

Задача второго этапа – формирование на основе полученных знаний и развитие способностей художественного и эстетического восприятия таких социально-психологических качеств человека, которые обеспечивают ей возможность эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы и явления, наслаждаться ими, отражать свои представления о мире, используя средства искусства.

Задача третьего этапа связана с формированием у каждого ребенка художественно-эстетической творческой способности. Суть этой задачи заключается в том, что ребенок должен не только знать прекрасное, уметь им любоваться и оценивать, а он еще должен и сам активно участвовать в создании прекрасного в искусстве, жизни, самостоятельно создавать продукты творчества.

Средствами реализации задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» являются:

  • -контакт с природой – сформирует культуру дружеского стиля взаимоотношения с миром природы, поможет тоньше чувствовать и понимать богатство и уникальность окружающего мира, посеет семена чуткости в душе ребёнка. Природа волшебна, ее надо уметь увидеть воспринимать в деталях, это умение не врожденное, развивается в ходе совместной деятельности педагога и ребенка;
  • продуманная организация предметно-пространственной среды стимулирует художественно-эстетическую работоспособность детей;
  • проведение праздников, организация различных игр, конкурсов (воплощение эстетической идеи в интеграционном сплаве музыки, слова, декораций и пластики), позволит объединить эстетическую и интеллектуальную сферы развития, усилит эмоциональный эффект художественного воздействия;
  • организация изобразительной деятельности – самое эффективное средство развития творческой личности. В процессе деятельности ребенок приобретает знания о предметах и явлениях, о средствах и способах их передачи, осмысливает качество предметов, запоминает их характерные особенности и детали, овладевает изобразительными навыками и умениями, осознано их использует;
  • выставка детских работ – позволяет продемонстрировать динамику художественного развития ребенка, провести мониторинг результатов образовательной работы;
  • экскурсии, в т.ч. виртуальные помогут в приобщении к искусству, ознакомлению детей с достопримечательностями, важными культурными событиями в жизни города, района, республики;
  • прослушивание музыкальных и литературных произведений, хоровое пение, игра на музыкальных инструментах, участие в терапевтических творческих играх – всё это способствует гармонизации внутреннего состояния ребёнка;
  • вовлечение семьи в образовательный процесс, через организацию дней открытых дверей, совместных выставок-конкурсов, участие родителей в праздниках, театральных спектаклях, в изготовлении костюмов помогает родителям полноценно прожить с ребенком его дошкольные годы;
  • игровая деятельность, как средство интеграции творческой деятельности детей со всеми видами искусства научит ценить и понимать, испытывать эстетическое наслаждение от общения с различными видами и жанрами искусства, сформирует художественные представления и ориентиры;
  • приобщение к мировой художественной культуре через эстетическое общение с искусством (музыка, литература, театр, произведения художественно-декоративного творчества) в организованной образовательной деятельности и в режимные моменты. Общение на темы возвышенного и прекрасного, пробуждает у детей любознательность, готовит к осознанию смысла своего существования, вызывает желание нести добро и красоту в мир, дарить любовь и свет окружающим людям.

Формы работы разнообразны, направлены на создание определенного запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений, без которых не могут возникнуть склонность, тяга, интерес к эстетически значимым предметам и явлениям.

Образование, направленное на художественно-эстетическое развитие ребенка, предполагает соблюдение следующих принципов:

  • единство воспитательного и образовательного процесса;
  • связь детского творчества с реальной жизнью;
  • признание педагогом ребенка полноценным участником образовательных отношений и обеспечение индивидуального подхода, основанного на уважении и внимании к его психологическим и интеллектуальным особенностям;
  • поддержка детской непосредственности и успеха, стимуляция фантазии и воображения ребенка;
  • использование наглядности, как непосредственное наблюдение за предметами и явлениями, путем их чувственного восприятия;
  • интеграция отдельных образовательных областей, обеспечивающая целостность образовательного процесса;
  • поэтапное и системное формирование умений и навыков по определенному логическому порядку;
  • учет возрастной адекватности (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
  • обеспечение преемственности в художественно-эстетическом воспитании между всеми возрастными группами;
  • принцип народности и культуросообразности (помогает понять глубинные генетические связи между культурной картиной мира и традиционным самосознанием народа).

– Какие же методы и приемы используются в процессе художественно-эстетического развития детей?

– Коллеги, вспомните традиционные методы обучения?

  • наглядные;
  • словесные;
  • практические.

В последнее время современными авторами Лернер И.Я., Скаткин М.Н разработана новая классификация методов обучения:

  • информативно — рецептивный;
  • репродуктивный;
  • словесный;
  • исследовательский;
  • эвристический.

Приемы информационно-рецептивного метода:

  • рассматривание;
  • наблюдение;
  • экскурсия;
  • образец воспитателя;
  • показ воспитателя.

Словесный метод включает в себя:

  • беседу;
  • рассказ, искусствоведческий рассказ;
  • использование образцов педагога;
  • художественное слово.

Репродуктивный метод – это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящих навыки до автоматизма. Он включает в себя:

  • прием повтора;
  • игра;
  • работа на черновиках;
  • выполнение формообразующих движений рукой.

Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком-либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребенку выполнить часть работы самостоятельно.

Исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую-либо часть, а всю работу.

Метод помогает усвоить основное содержание материала, приём помогает углубить обсуждаемый вопрос. Такие приемы, как рассматривание картин и репродукций, наблюдение за объектами природы и искусства, комментирование педагогом увиденного и вовлечение ребят в познавательную беседу с помощью художественного слова, вопроса, сравнения, анализа используется в течение всего периода дошкольного образования.

Основными педагогическими условиями для эстетического развития, перехода детей с одного уровня на другой, являются:

  • организация восприятия ребенка;
  • организация материально-культурного пространства;
  • наличие разнообразных объектов среды изучения и созерцания;
  • профессионализм руководства эстетическим воспитанием детей;
  • интерес ребенка к деятельности.

В процессе художественно-эстетической деятельности, возникающей у ребенка под руководством педагога и влиянием литературного, музыкального произведения или изобразительного искусства происходит формирование эстетического восприятия, вкуса, воспитание эстетических чувств, развиваются творческие способности, закрепляются нравственные нормы.

– Коллеги, есть вопросы по основной теме?

– Если нет, воспитатель (ФИО) расскажет о видах и функциях искусства и как искусство формирует духовные ценности и воспитывает понимание прекрасного у детей.

Тема: «Приобщение к искусству средство формирования эстетической культуры личности».

Искусство – это определенная форма познания окружающего мира, способ оценки красивого или безобразного, средство эстетического восприятия, основа художественного воспитания и развития ребенка. В искусстве отражается и материальный мир, и внутренний мир человека, его отношение к среде, в которой он живет.

Основная цель искусства – это самовыражение творца с помощью его произведения, которое создано, чтобы вызывать у созерцателя эмоции, переживания, эстетическое наслаждение.

Предмет искусства – это совокупность отношений мира и человека.

Форма существования – художественное произведение, средством проявления которого может выступать слово, звук, цвет, объем.

Искусство, плод напряженного труда, результат творческого мышления, творческой фантазии. Искусство, как творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах, окружает человека с момента рождения и вводит его в окружающий мир через системы художественных образов.

Творец мыслит образами. Образ – это отпечатанная в сознании реальная вещь или предмет. Образ возникает в сознании человека тогда, когда он соприкасается с произведением искусства. Образы рождаются только в голове, а произведения искусства есть уже воплощенные в материал художественные образы. Но для того чтобы они зародились, нужно мыслить художественно-образно, т.е. уметь оперировать впечатлениями жизни. Художественный образ это плод фантазии и воображения писателей и композиторов, художников и музыкантов, архитекторов и скульпторов, это сердцевина всякого искусства. Художественный образ в архитектуре статичен, а в литературе динамичен, в живописи изобразителен, а в музыке интонационен.

В одних жанрах образ предстает в образе человека, в других — выступает как образ природы, в третьих — вещи, в четвертых — соединяет представление человеческого действия и среды, в которой оно развертывается.

Искусство выполняет несколько функций:

  • познавательная;
  • воспитательная;
  • коммуникативная;
  • эстетическая.

Первая функция искусства – познавательная. В процессе знакомства с искусством, ребенок учится наблюдать, анализировать, размышлять, переводить язык чувств и эмоций в словесную форму, т.е познает мир.

Искусство, способствуя воспитанию различных чувств, закладывает основу представлений о нравственно-этическом идеале. Учит детей сравнивать свой опыт с опытом людей, изображённых художником, переносить взятые в жанровой живописи способы взаимоотношений между людьми в реальные жизненные ситуации. В этом заключается вос-питательная функция искусства.

Произведения искусства несут радость познания, открытия, вызывают чувства наслаждения прекрасным. Благодаря занятиям по изобразительному искусству дети развивают свой эстетический вкус, начинают понимать красоту сочетания красок, линий, видеть ритмичность в картине, их волнует красота пейзажа, натюрморта, выразительное лицо на картине. Всё это является третьей функцией искусства – эстетической.

Коммуникативная функция отражает опосредованный способ общения людей разных народов и времен. Мы можем «читать» и понимать произведения искусства Древнего Египта, Греции, Рима, эпохи Возрож-дения и т. д.

Приобщение к искусству формирует у ребенка духовные ценности и воспитывает понимание прекрасного, расширяет социокультурный опыт ребенка, eгo взаимодействие с другими людьми, природой и обществом, оказывает влияние на общее развитие. Приобщение к искусству является частью формирования эстетической культуры личности.

Искусство, как феномен культуры, подразделяется на ряд видов, каждый из которых обладает специфическим языком, своей знаковой системой.

В первую группу видов – входят пространственные или пластические виды искусств. Для этой группы существенным является пространственное построение в раскрытии художественного образа:

  • изобразительное искусство;
  • декоративно-прикладное искусство;
  • архитектура;
  • скульптура;
  • фотография.

Ко второй группе относятся временные или динамические виды искусств. В них ключевое значение приобретает развертывающаяся во времени композиция:

  • музыка;
  • литература.

Третью группу представляют пространственно-временные виды, которые называются также синтетическими или зрелищными искусствами:

  • хореография;
  • литература.

Изобразительное искусство – есть сильное и незаменимое средство эстетического воспитания. Волнуя и радуя ребёнка, оно заставляет видеть окружающий мир, откликаться на прекрасное в жизни, так как обладает своим «языком», который помогает художнику выразить свои мысли, чувства, свое отношение к действительности.

К изобразительному искусству относятся: живопись, графика, архитектура, скульптура и декоративно прикладное искусство.

Главный вид приобщения детей к прекрасному – это ознакомление детей с живописью и ее основными видами: натюрмортом, пейзажем и портретом.

Живопись – один из главных видов изобразительного искусства. Решающую роль в живописи играет цвет — душа живописи, который дает наиболее полное образное отражение предметного мира, человеческих отношений.

Значительное место при восприятии произведений искусства принадлежит композиции, т. е. тому определённому порядку, в котором художник расположил отдельные элементы своего произведения, как связал их между собой, что выделил главным на фоне второстепенного. Используя выразительные средства композиции (точка, пятно, линия, тон, цвет, фактура, текстура) художник передает свои чувства, своё отношение к человеческим ценностям. Для того, чтобы понять особенности образов в живописи человеку необходимо длительное сосредоточение, рассматривание деталей картины. Поэтому знакомство детей с изобразительным искусством следует начинать с рассматривания произведений графики и прежде всего иллюстраций детских книг, выполненных известными художниками: В.Лебедевым, Ю.Васнецовым, Е.Рачевым, Е.Чарушиным, В.Конашевичем.

С книжной графикой, малыш встречается уже в самые первые годы своей жизни. Художественная иллюстрация сливается с текстом книги, составляя с ним неразрывное единство. Вглядываясь в образы, созданные художником-иллюстратором ребенок получает истинную радость и удовольствие от творческих открытий художника, от внутреннего созвучия литературных и художественных образов, дающих простор его воображению и собственному творчеству.

В натюрморте главными персонажами произведения выступают обычные вещи. Одна из основных тем натюрморта, как жанра — тема любви к природе, тема ее познания и освоения, восхищения изобилием ее даров в бесконечной красоте и разнообразии. Это не только любование природой, но и прославление человека, который вырастил, собрал, разложил красиво все эти прекрасные и полезные предметы. Разглядывая вещи на картине, дети начинают понимать, сколько усилий и мастерства вложено, чтобы изготовить вазу, расписной поднос, вышитое полотенце, вырастить овощи, испечь хлеб.

Пейзажная живопись самый лирический и эмоциональный жанр изобразительного искусства. Пейзажные картины передают чувства и переживания языком искусства, помогают развивать самосозерцание, вдохновляют на творчество. Для полноценного восприятия художественного образа детям необходим запас наблюдений, опыт восприятия красоты окружающего нас мира природы, развитие наблюдательности, эмоциональной отзывчивости, поэтому знакомство детей с пейзажной живописью начинается в старшем дошкольном возрасте. Полученные детьми знания о пейзаже, его средствах выразительности закрепляются в изобразительной деятельности. Знакомя детей с пейзажной живописью, мы выбираем только высокохудожественные произведения, как по содержанию, так и по форме выражения, таких известных авторов как И.И. Левитан, И.Э. Грабарь, И.И. Шишкин.

Портрет – это изображение или описание человека или группы людей. Этот жанр является самым сложным в изобразительном искусстве, знакомит с духовным миром человека. Художник раскрывает образ человека, выражает его внутренний мир, высказывает свое личное мнение о нем, а мы — созерцатели, самостоятельно пытаемся понять внутренний мир, мысли и чувства человека, изображенного на портрете, соглашаемся или не соглашаемся с художником, составляем свое мнение о портрете. Знакомство с этим жанром искусства помогает развивать у детей чуткость, чувство сопереживания, эмоциональную отзывчивость к духовному миру человека.

Архитектура, или зодчество – это создание по законам красоты системы зданий, сооружений. При ознакомлении детей с архитектурой необходимо ориентироваться прежде всего, на окружающие их объекты: дом, магазин, гостиница и т.д. Необходимо знакомить детей с основными чертами разных типов сооружений и спецификой каждого вида. У каждого здания имеются стены, крыша, окна, двери, но архитектурные части отличаются. Например, сельские дома отличаются от городских: городские дома высокие, многоэтажные, по архитектуре более строгие. В сельских домах простые окна, двери, крыша, но окна могут быть украшены резьбой.

Скульптура – это объёмное изображение, выполненное из разных материалов: камня, металла, гипса, дерева, глины и т.д. передающее богатство и многогранность человеческого образа, с его пропорциями, пластикой движения, мимикой, внутренним содержанием и настроением. В окружающей действительности ребенок часто встречается с произведениями скульптуры разных видов (монументальной — монументы, памятники, станковой — украшает здания, интерьеры и скульптуры малых форм). Детей младшего дошкольного возраста в основном знакомят с скульптурами малой формы, а в старшем — можно познакомить детей с монументальной скульптурой.

На основе знакомства с изделиями декоративно-прикладного искусства дети приобретают новые знания о труде людей, о том, что ценит народ в человеке, а что порицает, как понимает красоту, о чем мечтает, усваивают эталоны красоты. Яркий колорит, красота, мастерство художника создают настроение праздника, счастья, и дети прекрасно чувствуют это. Знакомясь с произведениями народного декоративного искусства дети не только рассматривают созданные мастерами узоры, но и учатся воспроизводить их, а также создавать свои композиции на материале народного искусства.

Изобразительное искусство, показывая ребенку мир реально существующей красоты, способствует формированию его наблюдательности, умения устанавливать связи между явлениями окружающей жизни, выделять общее и индивидуальное, а изобразительная деятельность (рисование, аппликация, конструирование, лепка и различный ручной труд (прикладное творчество) дает детям возможность приобрести свой первый практический художественный опыт в отражении окружающей действительности, что обеспечивает художественно-творческое осмысление окружающего мира и внутреннего духовного содержания человека. В процессе деятельности ребенок радуется созданному им красивому изображению, приобретает знания о предметах и явлениях, выделяет свойства предметов (формы, строения, величины, цвета, расположения в пространстве), что способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма — компонентов эстетического чувства.

Овладение умением изображать невозможно без целенаправленного зрительного восприятия – наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, надо предварительно хорошо с ним ознакомиться, запомнить его форму, величину, цвет, его оттенки, конструкцию, расположение частей. Изобразительная деятельность ребенка, которой он только начинает овладевать, нуждается в квалификационном руководстве со стороны взрослого. Но чтобы развить у каждого ребенка творческие способности, заложенные природой, педагог должен сам разбираться в изобразительном искусстве, в детском творчестве, владеть необходимыми способами художественной деятельности.

Занятия по изобразительной деятельности дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил. Главное, на занятиях по изобразительной деятельности у ребенка развивается ручная умелость, закрепляется представление о том, что каждый человек может создавать прекрасное и этим доставить большую радость людям. Изобразительная деятельность ребенка- самое эффективное средство развития творческой личности.

Незаменимым средством формирования духовного мира детей является музыка. Основа любого музыкального произведения, его мысль, его душа – это мелодия. У мелодии есть свои законы строения. Она складывается из отдельных звуков, но между этими звуками существует взаимосвязь. Музыка, как живое искусство, рождается и живет в результате единения всех видов деятельности. Общение между ними происходит через музыкальные образы, т.к. вне образов музыка, как вид искусства не существует. Под влиянием музыки развивается у ребенка «музыкальное» восприятие, как процесс отражения, становления в сознании человека музыкального образа. Музыкальное восприятие – сложный процесс, в основе которого лежит способность слышать, переживать музыкальное содержание как художественно-образное отражение действительности. При восприятии музыки и «музыкального образа» развивается воображение, мышление. Проникая в самые глубокие тайны человеческого духа, она пробуждает чистые благородные чувства, оказывает сильное эмоциональное воздействие на человека. Яркие художественные произведения, выражающие мир больших мыслей и глубоких чувств человека, способные вызвать эмоциональный отклик, воздействуя на эстетическую сторону души, становятся источником и средством художественно-эстетического развития.

Видом искусства, в котором слово является основным средством образного отражения жизни является художественная литература. Художественная литература, как искусство слова, ведет свою историю от устного народного творчества — песни, сказки, потешки, пословицы, былины и др. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира "по законам красоты".

Главный вид искусства – это духовная культура общества. Искусство призвано облагораживать, совершенствовать, гуманизировать общество, человека и природу. В современном обществе искусство является важной сферой культуры, ее специфическим языком, на котором она говорит с человеком, утверждая красоту и добро. Замечательным свойством искусства является его способность объединять людей, вызывать у них одинаковые чувства и мысли. Это позволяет ему играть особую роль в системе межнационального и межчеловеческого понимания, превращает его в универсальный язык международного общения. Оно сближает народы, позволяет им лучше узнать друг друга. Сила искусства заключается в его общедоступности. Но это вовсе не значит, что восприятие искусства не требует подготовки. Книгу нужно научиться читать, картину – смотреть, музыку – слушать. Восприятие искусства — это тоже талант, духовный труд, творческий акт, требующий от человека напряжения его эмоций, чувств, воображения, воли и интеллекта. Чем больше человек узнает в сфере художественной культуры, тем ярче и глубже он воспринимает художественное произведение. Полноценное восприятие и понимание искусства детьми достигается при условии целенаправленного знакомства с искусством как результатом творческой деятельности.

Спасибо!

Ст. воспитатель. Каждый вид искусства имеет свои специфические средства выразительности, которые способствуют образному познанию ребенком окружающего мира через разнообразие форм, цветов, звуков. Читая поэзию, он раскрывает новые возможности языка, рассматривая известные картины, он воспринимает цветопись и композицию, слушая классическую музыку, ребенок учится постигать гармонию. Спасибо!

Музыкальная деятельность является важным видом образовательной области «Художественно — эстетическое развитие».

Тему: «Влияние музыки на художественно-эстетическое воспитание детей» раскроет музыкальный руководитель (ФИО).

Хусаинова Р.Н., музыкальный руководитель.

Музыкальное воспитание, музыкальная деятельность – одна из центральных составляющих эстетического воспитания — играет особую роль во всестороннем развитии детей дошкольного возраста, так как обладает удивительной силой воздействия на человека. Василий Александрович Сухомлинский тонко подметил, что «музыка — это язык чувств».

Музыка на самом деле является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности... Благодаря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе. Музыка- могучее средство воспитания молодого поколения…

Под влиянием музыки развивается художественное восприятие, богаче становится переживание ребенка. Поэтому, начинать дружбу с музыкой следует как можно раньше, когда дети еще открыты любому знанию. И находящийся рядом взрослый должен сделать все возможное для того, чтобы ребенок полюбил то, чем занимается, чтобы он восторгался, получал удовольствие. Цель музыкальной деятельности в современном детском саду — приобщение детей к искусству через всестороннее развитие физических и психоэмоциональных качеств в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

Ребенок переживает музыку, как он мог бы переживать реальные события в своей жизни, и знакомство с музыкой — это возможность получения им положительного жизненного опыта. Именно через музыку ребенок учится выражать свои чувства. Яркие художественные произведения, выражающие мир больших мыслей и глубоких чувств человека, способные вызвать эмоциональный отклик, воздействуя на эстетическую сторону души, становятся источником и средством воспитания ребенка.

В современной теории и методике музыкального воспитания музыкальная деятельность включает в себя:

  • восприятие музыки различной по содержанию, жанру, стилю и т.д.;
  • исполнительство (пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения);
  • творчество (песенное, танцевальное, игровое, музицирование на инструментах);
  • музыкально- образовательную деятельность (сообщение сведений общего характера в музыке как виде искусства и о способах исполнительства);
  • музыкально-игровую деятельность (театрализованные и музыкальные игры, игры с пением, музыкально-дидактические игры, музыкально-ритмические игры).

Восприятие музыки (слушание) – это один из основных видов музыкальной деятельности в детском саду, процесс, который включает в себя глубокие внутренние переживания. Слушание учит выделять некоторые элементы и средства музыкального выражения (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр и т. д.) и знакомит с доступными образцами искусства современной, классической и народной музыки. Ценным источником первых музыкальных впечатлений являются родной фольклор, народные песни. Восприятие (прослушивание) музыки создает благоприятные условия для обогащения словарного запаса и выражения их собственных переживаний и впечатлений в речи.

Воспроизведение (исполнение музыки) – очень разнообразная музыкальная деятельность. Пение является самым популярным музыкальным инструментом и самой доступной формой музыкальных занятий в детском саду, занимающей центральное место в музыкальном образовании. Пение в самом общем смысле слова — это деятельность, в которой определенная мелодия воспроизводится голосом.

В процессе пения проявляется и формируется активность ребенка. Песня является одним из старейших и самых мощных средств музыкального эстетического развития и воспитания ребенка. Через песню дети выражают свое настроение, мысли, чувства и переживания. В яркой и образной форме песня углубляет их восприятие окружающей действительности, помогает построить позитивное отношение ко всему замечательному. Большой интерес и радостный опыт общения с песней делают внимание ребенка сосредоточенным, активно способствуют развитию памяти и воображения, пробуждают любопытство, наблюдательность, оживляют речь и дают богатый материал мышлению.

Детская игра на музыкальных инструментах расширяет сферу музыкальной деятельности детей, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребёнка. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности. Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, они чище поют, улучшается качество музыкально-ритмических движений, дети чётче воспроизводят ритм. Игра на музыкальных инструментах ребенку помогает передать чувство, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.

Как и детские музыкальные инструменты, так и музыкальная игрушка имеет мощный эмоциональный и общий музыкальный эффект в музыкальном образовании детей, активизируют творческие проявления, способствуют развитию всех музыкальных данных. С помощью игрушки ребенок изучает свойства музыкальных тонов, более полно воспринимает и реализует музыкальное выражение, глубже погружает музыкальный контент.

Музыкальные движения занимают значительное место в музыкальном образовании в детском саду. Они оказывают сильное эмоциональное воздействие на детей, углубляя их знания музыки. Музыкальные способности развиваются комплексно в процессе создания физических навыков, соответствующих музыке.

Виды музыкальных движений:

  • музыкальные игры – в основном направлены на выражение через движения смыслового и эмоционального содержания, структуры музыки и ее средств выражения;
  • танцы – обогащают музыкальные впечатления и моторные навыки детей, помогают улучшить движения под прямым воздействием музыки;
  • музыкальные упражнения – поддерживают навыки определенных движений в соответствии с темпом и динамикой, метрикой, размером и частями музыки. Они не являются базовыми, а выступают как дополнительное средство выполнения задач музыкального воспитания.

Прослушивание классических композиций и хоровое пение, игра на простых инструментах и исполнение танцевальных движений в такт мелодии — эти и другие формы занятий развивают у детей сенсорные и мыслительные процессы, творческие способности. Творческое развитие ребенка тесно связано с музыкой. Поэтому с первых лет жизни ребенку необходимо участие в музыкальном творчестве через различные формы музыкальной деятельности. Для развития личности ребенка дошкольного возраста рядом с ним должен быть педагог, увлечённый музыкой, умеющий реализовать творческий потенциал музыкальной среды и управлять развитием творчества детей в музыкальной деятельности. При целенаправленном обучении у детей будет развиваться творческая активность, расширяться музыкальный опыт, активизироваться чувства, воображение и мышление, чуткость к красоте в искусстве и жизни. Так в условиях интересной, увлекательной деятельности будет происходить художественно-эстетическое развитие ребенка.

Для музыкального воспитания детей также необходима богатая музыкальная предметно-развивающая среда.

Что должно быть в музыкальных уголках?

Классификация оборудования для музыкальных зон:

  1. Материал для творческих сюжетно-ролевых игр — мягкие игрушки, иллюстрации, пособия, бутафорские музыкальные инструменты (бутафорские музыкальные игрушки предназначаются для создания игровой ситуации, при которой дети, фантазируя, представляют себя музыкантами).
  2. Детские музыкальные игрушки и инструменты для творческого музицирования:
  • с хроматическим рядом, диатоническим пентатоническим рядом (пианино, металлофон, аккордеон, флейта и др.);
  • с фиксированной мелодией (шарманки, органчики);
  • с одним фиксированным звуком (дудки):
  • шумовые (бубны, погремушки, барабаны, маракасы и др.)

3. Музыкально-дидактические игры и пособия: нотное лото, нотный стан, лесенка, геометрические фигуры для условного обозначения частей произведения и др. Эти пособия используются для развития сенсорных музыкальных способностей, знакомства с элементами нотной грамоты (чаще всего по пособию Н. А. Ветлугиной «Музыкальный букварь»).

4. Аудиовизуальные пособия: диапозитивы, компакт-диски, фонограммы, аудио- и видеокассеты, видеодиски.

Продуманная среда, пение, музыкально- ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах — каждый из этих видов деятельности способствует развитию у детей музыкальных и творческих способностей, накоплению опыта исполнительства, оказывает влияние на всестороннее развитие личности, имеет большое воспитательное и образовательное значение.

Спасибо! Удачи, коллеги, в формировании основ музыкальной культуры у детей.

Ст. воспитатель. Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения, а пейзажная живопись –вечный источник детского разума, способствует формированию обобщенных способов анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, создает условия для формирования мышления и воображения, речи, воли, настойчивости, организованности и расширения его познания о мире, обществе и природе.

С особенностями ознакомления детей с пейзажной живописью кратко расскажет воспитатель (ФИО) и вашему вниманию будет представлена ООД в видеозаписи по составлению описательного рассказа по пейзажной картине Иван Ивановича Шишкина «Зима» с последующем анализом.

Воспитатель. Пейзаж, как состояние природы застывшее в мгновении, миге, в цвете красок или переливах графики завоевал место одного из ведущих жанров живописи. Его язык стал, подобно поэзии, способом проявления высоких чувств художника, областью искусства, в которой выражаются глубокие и серьезные истины о жизни и судьбах человечества. В произведениях минувших эпох, в лучших полотнах современности художник демонстрирует, как входит природа в человеческое сознание, претворяясь в символ, лирическое раздумье или тревожное предупреждение.

Вглядываясь в произведения пейзажной живописи, прислушиваясь к тому, о чем повествует, как изображает природу художник, дети учатся понимать и любить жизнь, окружающий мир.

Момент восприятия картины – это встреча всего опыта, накопленного человеком к данному моменту и картины, как некого символа, посланного человеку художником. Умение расшифровать этот символ, понять идею, ощутить красоту изображения, обусловлено подготовленностью восприятия, основанного на сенсомоторной натренированности глаз. Для более глубокого понимания художественной ценности картины необходимо единство в восприятии содержания (что изображено) и средств выразительности (как выражено содержание), т.е. формы произведения.

Цель ознакомления с пейзажной картиной – научить детей видеть, чувствовать и понимать прекрасное, оценивать и созидать по законам красоты.

Задачами ознакомления с пейзажной живописью являются:

Первая группа – содержательная. Задача — обучение детей умению понимать, что изображено на картине, что хотел выразить в картине художник.

Вторая группа – изобразительно-выразительная. Задача — обучение детей умению воспринимать и оценивать художественные средства, используемые художником.

Третья группа – эмоционально-личностная. Задача — формирование умения давать эстетическую оценку произведению (замысел художника, передача настроения, выразительные средства).

Четвертая группа – воспитательная. Задача — формирование нравственно-эстетических чувств в процессе восприятия картины.

Этапы ознакомления детей с изобразительным искусством.

На первом этапе работу по ознакомлению детей с различными видами изобразительного искусства начинают с рассказа о художнике и его труде.

На втором этапе детей подводят к пониманию настроения и содержания художественного произведения. Используются следующие приёмы:

  • приём «вхождения» в картину (какие мысли, чувства, воспоминания возникают при рассматривании картины);
  • придумывание названия художественного произведения;
  • использование художественного слова и музыкального сопровождения;
  • постановка вопросов более обобщённого характера.

На этом этапе в задачи педагога входит развитие у детей умения анализировать содержание картины, выделять средства выразительности; формировать умение «читать» картину, мотивировать эмоционально-личностное отношение к картине.

На третьем этапе детей знакомят, как художник, используя средства художественной выразительности композиции, передает свои чувства, своё отношение к человеческим ценностям через художественный образ.

Четвертый этап – знакомство с жанрами различных видов изобразительного искусства.

Существуют определенные требования к подбору пейзажных картин:

  • доступность содержания пейзажной живописи для детского восприятия;
  • тематика картин обязательно должна быть созвучна интересу детей, соответствовать их возрасту и опыту;
  • содержание картины должно носить воспитывающий гуманистический характер, способствовать формированию нравственно-эстетических качеств, чувств, отношений;
  • яркая выраженность эмоционального состояния ребенка;
  • разнообразие используемых художником средств выразительности (цвет, композиция, ритм).

Последовательность рассматривания произведений искусства включает в себя следующие этапы:

  • выделение значимых объектов картины;
  • рассматривание их и подробное описание внешнего вида и свойств каждого объекта;
  • определение взаимосвязи между отдельными объектами картины;
  • объединение деталей в единый сюжет.

Пейзажная живопись доставляя детям радость создает условия для эмоционального познания мира, способствует развитию эстетического вкуса, образного мышления, воображения, вдохновляет на творчество. Природа в живописи пробуждает любознательность ребёнка, воздействует на его органы чувств, активизирует сенсорное развитие, формирует чувство прекрасного. Ребёнок познаёт красоту окружающего мира через восприятие красоты природы, в этом велика роль пейзажной живописи.

Ст. воспитатель. Воспитатель (ФИО) представит мастер-класс по ознакомлению с картиной.

Воспитатель. Коллеги, выходите и образуйте круг.

  • Посмотрите друг на друга, улыбнитесь (коммуникативная игра).
  • Настроение хорошее?
  • Ой, что это на столе, под салфеткой? (в коробке снежинки на веревочках)
  • Посмотри, Нина.
  • Коробка, вроде посылка, что же там?
  • Кто прислал? (кручу коробку, на коробке Зимушка красавица)
  • Да это же Зимушка-Зима, я догадалась, она приглашает нас в зимний лес, чтобы мы полюбовались красотой зимнего леса, а чтобы попасть в зимний лес подуем на волшебные снежинки, поможем Зимушке-Зиме укрыть деревья, кустарники, землю белоснежным покрывалом

Дыхательное упражнение: «Снежинки»

– Дуем правильно: вдыхаем воздух через нос, плечи не поднимаем, при выдохе щёки не надуваем. (Дети дуют на снежинку, в это время идет видео ролик на зимнюю тему).

Основная часть:

  • Вот мы и в сказочном, зимнем лесу, присаживайтесь, дети. (На экране репродукция картины И. И. Шишкина «Зима»).
  • Дети, перед вами картина.
  • Посмотрите на нее, подумайте какое время года изображено, что главное на картине?
  • Правильно, на картине изображена зима. Нарисовал картину Иван Иванович Шишкин — замечательный русский художник. (Показываю портрет художника Ивана Ивановича Шишкина). Он очень любил зимнюю природу, зимний лес, пейзажную живопись. Чтобы передать красоту зимнего леса, он использовал разные цвета, их оттенки.
  • На картине изображена зима. Докажите.
  • На переднем плане лежит снег, его очень? (Много снега).
  • Укрыты снегом что? (поваленные деревья,)
  • Снег какого цвета? (белого)
  • Он чисто белый?
  • Нет, посмотрите внимательно, он кремовый, коричневатый, желтоватый, а вдали голубоватый.
  • Скажем вместе, а теперь шепотом: кремово-белый, коричневый, нежно-голубой.
  • Почему снег коричневатый? (потому что на солнце отражается стена деревьев).
  • Почему на заднем плане снег нежно голубоватый? (так как сквозь деревьев проникает солнечный луч)
  • Дети, на снегу есть какие — то следы?
  • Нет.
  • Почему? (он свежий, только выпал)
  • Какие деревья здесь изображены и какие они? (изображены елки, они старые, стволы толстые).
  • Что вы скажите про елочки? (они укрыты снегом, словно одеялом)
  • Как художник передал тишину леса? (деревья, словно застыли, нет ветра)
  • Есть ли в лесу кто живой?
  • Есть.
  • Увидели птицу?
  • Птица, как и деревья, тоже словно заснула, задремала.

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна…

Сергей Есенин, русский поэт наверно так красиво сказал, про такой лес.

  • Давайте все вместе скажем: «Дремлет лес под сказку сна…»
  • Как вы думаете, почему не видно верхушек деревьев?
  • Художник изобразил картину с близкого расстояния, хотел передать красоту снежного, зимнего леса.
  • Как вы думаете, как назвал картину И.И. Шишкин? (Зима)

Спасибо, коллеги!

Ст. воспитатель.

  • Как воспитатель обеспечила вхождение в картину?

(через упражнение «снежинки» и вопросы: подумайте, какое время года изображено, что главное на картине и рассказала о художнике)

  • Как обеспечила целостное восприятие картины? (через вопросы, направленные на анализ: Какое время года изображено на картине? Почему вы так думаете?)
  • Как провела анализ (обследование) картины? (разделила на передний план, середину, задний план)
  • Какие вопросы способствовали анализу картины? (на переднем плане что лежит, какой он? Далее перешла к деревьям, обратила внимание, что вдали снег голубоватый, так как сквозь деревьев проникает солнечный луч)
  • Обратила ли внимание на выразительные средства? (снег не чисто белый, он кремовый, коричневатый, желтоватый, а вдали голубоватый.

Ст. воспитатель. Спасибо!

На первом этапе обследования педагог обеспечила целостное эмоциональное восприятие картины через выразительный главный признак (выпал свежий снег, его много).

На втором этапе организовала аналитическое восприятие картины через последовательное выделение изобразительных признаков, частей, свойств в картине.

При анализе использовала разные виды восприятия: слуховое, зрительное, осязательное.

На третьем этапе обеспечила целостное эмоциональное восприятие картины, объединяющее возникающее представление в целостный образ.

Программа педагогического совета исчерпана, рефлексия.

  • Понравилось ли вам такая форма проведения педсовета?
  • Основная мысль педсовета? (развитие эстетического восприятия, эстетических чувств и эмоций, формирование эстетического идеала и эстетической оценки, основ эстетического вкуса в различных видах деятельности.

Предлагаю проект решения:

Старшему воспитателю:

  • сопровождать работу педагогов по организации работы по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
  • организовать среди групп конкурс на самый лучший Центр по изобразительному искусству с учетом возраста детей и игрового помещения;
  • организовать просмотр ООД по рисованию (мл. гр.), аппликации (ср. гр), лепка (ст. гр.), прикладное творчество (подг. к шк. гр.).

Педагогам:

  • целенаправленно работать над формированием интереса к эстетической стороне действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства через:
  • приобщение детей к народному и профессиональному искусству (изобразительному, музыкальному, словесному);
  • развитие сенсорных (ощущения, восприятие, представление) и психических процессов (воображения, мышления, памяти, речи) в различных видах детской активности; игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения;
  • создание условий для развития детского самостоятельного художественного творчества в самостоятельной изобразительной, музыкальной, словесной деятельности;
  • перенять опыт работы педагога по организации ООД по приобщению детей к искусству;
  • оформить для родителей ширму на тему: «Природа, ее роль в художественно-эстетическом развитии».

– Ваши предложения по проекту решения. Кто за данный проект прошу проголосовать. Кто против?

– Единогласно принимаем проект за основу и выносим решение педсовета.

Коллеги! Удачи вам в организации образовательной области: «Художественно-эстетическое развитие».

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год