Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Характеристика современных концепций развития детей в условиях дополнительного образования
Педагогика
Автор: Суворова Екатерина Сергеевна   
21.12.2023 10:14

Характеристика современных концепций развития детей в условиях дополнительного образованияХарактеристика современных концепций развития детей в условиях дополнительного образования

Е.С. СУВОРОВА, Алтайский государственный педагогический университет, Научный руководитель – Шайдурова Н. В., к.п. н., доцент

В настоящее время важными направлениями деятельности системы дополнительного образования является создание условий для удовлетворения разнообразных познавательных интересов детей дошкольного возраста, их социального и профессионального самоопределения, развития творческой личности. Творческая самореализация детей в сфере дополнительного образования происходит в процессе накопления опыта в интересующей предметной деятельности или области знания, получении реальных результатов от этой деятельности.

Сущность дополнительного образования рассматривалась в трудах

 

А. Г. Асмолова, который считает, что целью дополнительного образования является формирование мотивации к познанию и творчеству [1]. Цель дополнительного образования детей заключается в социально-педагогической поддержке ребенка в процессе его социального самоопределения, творческого и личностного развития, самореализации.

Сфера дополнительного образования детей создает особенные возможности для развития образования в целом, в т. ч. для опережающего обновления его содержания в соответствии с задачами перспективного развития страны. Фактически оно является инновационной площадкой для отработки образовательных моделей и технологий будущего.

Вовлечение детей дошкольного возраста в социальную практику является ключевым направлением деятельности организаций дополнительного образования.

На базе организаций дополнительного образования:

  • действуют программы для разных групп детей: одаренных, детей с проблемами развития, детей «группы риска», детей с ОВЗ;
  • накоплены оригинальные образовательные технологии выявления и развития различных видов одаренности детей;
  • успешно реализуются различные социально-педагогические практики.

Дополнительное образование становится не только средством освоения всеобщих норм, культурных образцов и интеграции в социум, но создает возможности для реализации фундаментального вектора процесса развития человека, поиска и обретения человеком самого себя [3].

В Концепции развития дополнительного образования в РФ отмечено, что такое образование принципиально расширяет возможности ребенка, предлагая большую свободу выбора, чтобы каждый мог определять для себя цели и стратегии индивидуального развития [4].

Разработчики Концепции развития дополнительного образования в РФ полагают, что персонализация дополнительного образования усиливает его преимущества по сравнению с другими институтами формального образования посредством актуализации следующих аспектов:

  • участие в вариативных развивающих образовательных программах на основе добровольного выбора детей (семей) в соответствии с их интересами, склонностями и ценностями;
  • возможность выбора режима и темпа освоения образовательных программ, выстраивания индивидуальных образовательных траекторий (что имеет особое значение применительно к одаренным детям, детям с ограниченными возможностями здоровья);
  • право на пробы и ошибки, возможность смены образовательных программ, педагогов и организаций;
  • неформализованность содержания образования, организации образовательного процесса, уклада организаций дополнительного образования;
  • вариативный характер оценки образовательных результатов;
  • тесная связь с практикой, ориентация на создание конкретного персонального продукта и его публичную презентацию;
  • возможность на практике применить полученные знания и навыки;
  • разновозрастный характер объединений;
  • возможность выбрать себе педагога, наставника, тренера [4].

В Концепции развития дополнительного образования в РФ отмечается, что важной отличительной чертой дополнительного образования детей также является открытость, которая проявляется в следующих аспектах:

  • нацеленность на взаимодействие с социально-профессиональными и культурно-досуговыми общностями взрослых и сверстников, занимающихся тем же или близким видом деятельности;
  • возможность для педагогов и учащихся включать в образовательный процесс актуальные явления социокультурной реальности, опыт их проживания и рефлексии;
  • благоприятные условия для генерирования и реализации общественных как детских, так и взрослых инициатив и проектов, в том числе развития волонтерства и социального предпринимательства.

В настоящее время возможность получения дополнительного образования обеспечивается государственными (муниципальными) организациями различной ведомственной принадлежности (образование, культура, спорт и другие), а также негосударственными (коммерческими и некоммерческими) организациями и индивидуальными предпринимателями.

На современном этапе, как отмечается в Концепции развития дополнительного образования в РФ, содержание дополнительных образовательных программ ориентировано на:

  • создание необходимых условий для личностного развития детей, позитивной социализации и профессионального самоопределения;
  • удовлетворение индивидуальных потребностей детей в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом, научно-техническим творчеством;
  • формирование и развитие творческих способностей детей, выявление, развитие и поддержку талантливых воспитанников;
  • обеспечение духовно-нравственного, гражданского, патриотического, трудового воспитания;
  • формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья детей;
  • подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, детей инвалидов [2].

Современные подходы к дополнительному образованию детей рассматривают образовательную деятельность детского творческого объединения как системное развитие потенциальных возможностей самого ребенка.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Асмолов, А. Г. Образование как потенциальный ресурс модернизации общества / А. Г. Асмолов, М.С. Гусельцева // Образовательная политика, 2016. – № 2. – С. 56–58.
  2. Васильев, И. А. Рефлексивный подход к изучению и развитию творческого мышления / И. А. Васильев // Вопросы психологии, 2019. – №3. – С. 03–104.
  3. Коноваленко, С. В. Развитие конструктивной деятельности у дошкольников / С. В. Коноваленко. – Москва: Детство-Пресс, 2018. – 112 с.
  4. Концепция развития дополнительного образования. Распоряжение Правительства РФ от 04. 09. 2014 № 1726р [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант Плюс»
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год