Формирование и оценка предпосылок функциональной грамотности дошкольников |
Педагогика | |||
Автор: Данченко Елена Сергеевна | |||
24.12.2023 22:38 | |||
Формирование и оценка предпосылок функциональной грамотности дошкольников Дошкольный возраст становится благоприятным периодом формирования у детей предпосылок функциональной грамотности. На уровне ДОО формирование предпосылок функциональной грамотности позволяет решать следующие задачи (ФГОС ДО):
Цель педагога помочь детям с легкостью воспринимать окружающий их мир, научить адаптироваться в любых ситуациях, находить нестандартные решения и идти к поставленной цели. Задачи: Стремиться к максимальной поддержке инициативы и самостоятельной активности детей в образовательной деятельности, в решении образовательных и жизненных задач. Для возможности целостного восприятия ребёнком окружающего мира активно использовать интегрированный подход, позволяющий решать задачи нескольких образовательных областей в рамках одного мероприятия (события). В организации образовательных мероприятий максимально активизировать психические процессы (внимание, воображение, мышление, память). Внести изменения в среду группы, так чтобы само пространство группы стимулировало активности ребёнка (экспериментировать, наблюдать, творческая деятельность и др.) ( «среда группы – как второй педагог»). Технология экспериментирования В младенчестве и раннем возрасте ведущий тип мышления — наглядно-действенное. Оно формируется в процессе манипуляций с разными предметами. Малыши активно изучают разные предметы и пытаются их использовать. Разнообразные ощущения стимулируют деятельность нервной системы и это способствует развитию у детей наглядно-образного мышления. В процессе экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко — низко-далеко; мягкий — твердый — теплый и т.д.). Применение технологии экспериментирования служит для формирования предпосылки естественно-научной грамотности. Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста как основа формирования естественнонаучной грамотности Естественнонаучная грамотность Три основные компетенции обучающихся в области естественнонаучной грамотности. Научно объяснять феномены (описание, объяснение и предсказание научных явлений) Оценить и сформировать научные вопросы (понимание основных особенностей естественнонаучного исследования) Научно интерпретировать данные и доказательства (обработка эмпирических доказательств и научное обоснование)
|