Взаимодействие с родителями в условиях проектной деятельности в ДОУ. |
Педагогика | |||
Автор: Гончарова Анна Сергеевна Панафутина Анастасия Юрьевна | |||
24.12.2023 13:51 | |||
Взаимодействие с родителями в условиях проектной деятельности в ДОУ.
Взаимодействие педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Путь к диалогу этих двух социальных институтов осложнен тем, что произошла разбалансированность процессов воспитания в семье и дошкольном учреждении. Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезные изменения. Педагоги отмечают снижение ее воспитательной функции, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Нестабильность общества, социальная напряженность, экономическое давление передвинули воспитательные функции семьи на второе место, а в ДОУ воспитание всегда стоит на первом месте.
Поскольку родители являются первыми педагогами, а дошкольные учреждения оказывают им помощь в воспитании и развитии ребенка (Закон “Об образовании” ст. 18), родители играют главную роль в сообществе педагог – родитель – ребенок. Анкетирование родителей, проводимое в нашем дошкольном учреждении, показало, что они готовы к сотрудничеству. Авторитет педагога в вопросах воспитания очень высок, 88% опрошенных родителей считают воспитателя основным источником информации. Обработка анкет позволила получить сведения о том, что ожидают родители от дошкольного учреждения, очертить круг вопросов, увидеть трудности и проблемы родителей в воспитании и развитии детей. И, кроме того, нам стало понятно, что традиционные формы и методы работы с родителями, применяемые ранее оказались недостаточно эффективными, не позволяющими родителям занять активную позицию в образовательном процессе. Особенностью проектной деятельности в системе дошкольного образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, родители и другие члены семьи. Родители являются источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенка и педагога в процессе работы над проектом. Они становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. Совместный сбор материалов, изготовление атрибутов для игр, конкурсы, презентации вовлекают родителей в воспитательный процесс, сближают их с детьми, а так же помогают раскрыть творческие способности детей. Совместная проектная деятельность помогает расширять кругозор детей и взрослых, наполняет их творческой энергией, способствует позитивным изменениям в семье, помогает выстраивать взаимодействие и сотрудничество семьи и детского сада. Используя проектную деятельность в работе с родителями нами были проведены интересные совместные мероприятия, досуги и развлечения, разработаны и внедрены в работу педагогические проекты с привлечением родителей и всех членов семьи. В проекте «Моя семья» дети совместно с родителями рисовали герб семьи, сделали книжки- малышки вкоторых рассказывали о семейных традициях и увлечениях. При изготовлении древо, к работе привлекались бабушки и дедушки, тети дяди. Составление родословной послужило сплочению всех членов семьи, что в результате создало благоприятную эмоциональную атмосферу. Изучение традиций и обычаев семьи способствует воспитанию гордости за принадлежность к своему роду. В познавательно- творческом проекте «Листопад, а что потом?», взрослые помогали детям искать ответы на вопросы, что такое листопад? и куда исчезают опавшие листья? По его завершению родители вместе с детьми организовали выставку гербариев. Во время проведения проекта «День города» — дети познакомились с историей Серпухова, а родители помогли им выбрать любимый уголок города и запечатлеть его. Был разработан и проведен годовой познавательно- творческий проект «Деревья- наши друзья». В рамках этого проекта были проведены выставки творческих работ родителей и детей «Дары осени», «Волшебный листочек», «Зимние фантазии», «Берегите природу», а весной родители приняли участие в экологическая акция «Посади, деревце!». На территории ДОУ были посажены молодые саженцы туи. К Дню космонавтики, при реализации проекта «Космические просторы», коллективом инициативных родителей была создана стена — «Необъятный космос» в групповом помещении детского сада. В городском конкурсе детско-родительских творческих проектов «Карнавальный костюм» наш проект «Гость из поднебесья» занял второе призовое место. В связи с введением ФГОС ДОУ и необходимостью преобразования развивающей предметно-пространственной среды в группе, был разработан долгосрочный проект «Преобразование РППС в подготовительной группе «Умники»», в котором не малая роль была отведена родителям. Ими были созданы развивающие тренажеры «Волшебная подушка» и «Паровозик из Ромашкова», развивающая книга, а так же модульный трансформируемый уголок тематического досуга. Так день за днём мы выстраиваем наше взаимоотношения с семьями воспитанников, которые строятся на взаимопонимании, доверии и взаимопомощи. Мы пришли к выводу, что метод проектной деятельности во взаимодействии с родителями является эффективным. Опыт работы свидетельствует, о том, что родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. Мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями, ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни.
|