Организация диагностики в системе сопровождения. |
Педагогика | |||
Автор: Фатуллаева Фаина Асефовна | |||
25.12.2023 21:36 | |||
Организация диагностики в системе сопровождения. Фатуллаева Фаина Асефовна МАДОУ № 110 г. Мурманска Основной задачей диагностики является вычленение проблем ребенка и его потенциальных возможностей в ее решении. Ка обнаружить проблему? Что является источником формулировки проблем ребенка? Возможны 2 источника:
И в том и в другом случае необходима диагностика, изучение особенностей ребенка. В первом случае –чтобы проверить обоснованность поступившего запроса от родителей или педагогов. Во втором – для своевременного выявления проблем ребенка.
Качество и своевременность диагностики во многом определяют возможности и результативность коррекционной работы с ребенком. Поэтому вспомним требования к ее организации:
Задачами первого этапа являются ориентирование в актуальных проблемах ребенка, формулирование гипотезы о причинах их возникновения, определение средств дальнейшей диагностики и подходов к обеспечению адаптации и первичности коррекции. Методы:
На втором этапе проводится углубленная диагностика и определяется зона ближайшего развития ребенка. На втором этапе целесообразно уделить изучению состояния восприятия, памяти, внимания, мышления, речи, эмоционально-волевой сферы, моторики. Очень важно определить особенности личностного развития ребенка, его потребностей. Используя психологическое, медицинское, педагогическое обследование по изучению ребенка, необходимо применять нейропсихологические исследования. Это позволит сблизить психологический и клинический аспекты обследования, не только выявляя тонкие отклонения высших психических функций, но и достаточно точно локализуя их в определенных отделах левого и правого полушария. Для оценки высших психических функций в схеме обследования можно использовать тесты на определение доминантности полушарий, особенностей произвольных движений и действий, особенности зрительного и слухового гнозиса. Параллельно с исследованием психических функций отмечаются такие особенности, как понимание инструкции, умении доводить задание до конца, также характер деятельности: стойкость интереса, целенаправленность деятельности, сосредоточенность, истощаемость, работоспособность, умение пользоваться помощью, реакция на результат. Оцениваются объем и характер знаний, умений и навыков соотносительно с возрастом и особенностями ребенка. Большую роль в комплексной диагностике играет социальный педагог в плане объективного уточнения условий семейного воспитания и социально-психологического климата семьи, в том числе взаимоотношение между родителями и другими членами семьи. Углубленное обследование затрагивает область не только психолого-педагогической, но и медицинской диагностики: проводится антропометрия, по показаниям производится дополнительные лабараторно-нструментальные исследования (например, аллергический анализ, электроэнцефалография, компьютерная томография, уточняется схема медикаментозного сопровождения), осуществляется перспективное планирование гигиенического нормирования нагрузок, уточняется схема медикаментозного и фитотерапевтического лечения, определяются показания и противопоказания к тем или иным приемам закаливания, лечебной физкультуры, аппаратной физиотерапии. Результатом второго этапа диагностической деятельности службы сопровождения является разработка коррекционных программ, схем сопровождения, индивидуальных образовательных маршрутов. Третий этап предусматривает динамическую диагностику, основными задачами которой являются:
Базовая и динамическая диагностика, как подчеркивалось выше, представляет собой комплексное обследование ребенка разными специалистами.
|