РАСПОЗНАВАНИЕ И ИДЕНТИФИКАЦИЯ ЭМОЦИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ |
Педагогика | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Автор: Дёмина Екатерина Владимировна | |||||||||||||||||||||||||||||||||
24.12.2023 08:14 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
РАСПОЗНАВАНИЕ И ИДЕНТИФИКАЦИЯ ЭМОЦИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В статье рассматривается проблема распознавания и идентификации эмоций детей старшего дошкольного возраста. Раскрывается понятие понимания эмоций. Также в статье представлены результаты диагностики способности к распознаванию и идентификации эмоциональных состояний. Ключевые понятия: эмоциональный интеллект, дети старшего дошкольного возраста, способность к распознаванию эмоций, способность к идентификации эмоций. RECOGNITION AND IDENTIFICATION OF EMOTIONS IN PRE-SCHOOL AGE The article deals with the problem of recognition and identification of emotions of children of preschool age. The concept of understanding emotions is revealed. The article also presents the results of diagnostics of the ability to recognize and identify emotional States. Key concepts: emotional intelligence, preschool children, the ability to recognize emotions, the ability to identify emotions. Развитие эмоционального интеллекта играет важную роль в жизни любого человека на каждом этапе возрастного развития, помогая полнее и глубже воспринимать действительность и реагировать на нее.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в качестве одного из приоритетов выделяет направление в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», задачей которого является развитие эмоционального интеллекта. Наш комплекс ГБОУ «Школа №1619» им. М. И. Цветаевой, а в частности дошкольное отделение «Палермо» работает по программе Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой «От рождения до школы». Развитие и обогащение эмоционального мира ребёнка выступает важнейшей составляющей данной программы. Основные цели и задачи программы это социализация, развитие общения, нравственное воспитание. Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребенка, формирование умения правильно оценивать свои собственные поступки и действия сверстников. Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим. В данной статье мы будем понимать эмоциональный интеллект (по теории Д.В. Люсина) дошкольника, как готовность ребёнка распознать эмоцию у себя или у другого, идентифицировать её, то есть установить, какую именно эмоцию испытывает он сам или другой человек, а также способность выразить свое состояние словами, понимает ли он причины, вызывающие данную эмоцию, и последствия, к которым она может привести. Если исходить из наиболее общей интерпретации понимания в отечественной психологии как когнитивного процесса постижения содержания, смысла, состоящего из последовательности стадий (уровней), то становится объяснимым внимание исследователей к выделению уровней понимания детьми эмоций (А. М. Щетинина, 1984 и др.). Вместе с тем существуют психологические исследования (О. А. Прусакова, 2005), где понимание эмоций интерпретируется как компонент общей системы репрезентаций психических состояний, что обусловливает внимание к изучению особенностей идентификации детьми эмоций и формирования у них представлений о собственных эмоциональных состояниях и эмоциях других людей. Выборку составили 52 ребенка 5-7 лет одного из дошкольных учреждений г. Москвы ГБОУ Школа №1619 им. М.И. Цветаевой. Мы распределили детей старшего дошкольного возраста на 2 группы: в экспериментальную группу вошли 27 детей, в контрольную 25 детей. Выборку составили дети двух старших групп. Выбранные нами методики исследования эмоциональной сферы подходят для проведения диагностического психолого-педагогического обследования, так как, во-первых, они направлены на изучение такого компонента эмоционального интеллекта, как распознавание и идентификация эмоций, во-вторых, они предназначены для детей старшего дошкольного возраста. 1 методика «Методика изучения способности к распознаванию эмоциональных состояний для детей 5-7 лет», Е.М. Листик. Методика включает в себя 9 субтестов, направленных на изучение восприятия эмоций по мужской и женской лицевой экспрессии, определения тождественных эмоциональных состояний, понимания своих эмоций, изучение пассивного и активного словаря эмоций. Таблица 1. Результаты исследования способности к распознаванию эмоций у детей старшего дошкольного возраста
Диагностика способности детей к распознаванию эмоций показала, что в выборке преобладают дети со средним уровнем развития данной способности. На втором месте по численности в выборке экспериментальной группы были дети с низким уровнем развития способности к распознаванию эмоций. И меньше всего было выявлено детей с высоким уровнем развития способности к распознаванию эмоций. Можно также отметить, что в контрольной группе дети были успешнее в распознавании эмоций, поскольку у них больший процент с высоким уровнем и меньший процент с низким уровнем развития способности к распознаванию эмоций по сравнению с экспериментальной группой. В ходе методики у испытуемых были сложности с определением эмоциональных состояний, таких как «спокойствие», хотя у детей старшего дошкольного возраста уже существует сложившийся активный словарь эмоциональных состояний, и они способны дать название либо самой эмоции, либо ее однокоренных слов. У детей экспериментальной группы были сложности с различением таких эмоций как «страх» и «удивление». Они их путали местами, а некоторые даже называли вместо эмоции «удивление» - «удивительный», что не является правильным ответом. 2 методика - Методика «Эмоциональная идентификация» Е.М.Изотовой помогает раскрыть такой компонент эмоционального интеллекта, как понимание эмоций других. Ребёнку предлагалась серия карточек, где в относительном изображении даны выражения эмоциональных состояний ребенка: радости, гнева, страха, печали, удовольствия, а также фотографии с эмоциями людей. Задание состояло в следующем: ребенку предлагалось взглянуть на картинку и сказать, какое эмоциональное состояние изображено. Ребенок должен был попытаться сам дать названия эмоциональному состоянию без помощи взрослого. Затем детям нужно было соотнести схематическое изображении эмоций с фотографическим. При обработке полученных данных подсчитывалось количество правильно названных эмоциональных состояний, изображенных на картинках. После того, как дети называли и соотносили эмоции, каждому ребёнку предлагалось изобразить разные эмоциональные состояния на своем лице. Все данные были занесены в протокол и оценивались в баллах. Результаты диагностики представлены в таблице 2. Таблица 2. Уровень сформированности восприятия и понимания эмоций по методике Е.М.Изотовой
Высокий уровень восприятия эмоциональной экспрессии в экспериментальной группе продемонстрировали всего 5 человек, они смогли правильно соотнести и назвать 7-8 эмоций. А так же показали способность адекватного выбора практически всех пиктограмм. Содержательной, ориентационной либо предметно-действенной помощи этим дошкольникам не потребовалось. Они безошибочно указывали на изображения, не испытывая затруднений. Далее показатели экспериментальной группы распределились примерно в равной степени: по среднему уровню – 12 человек и низкому уровню - 10 человек. Тогда как в контрольной группе больше детей с низким уровнем развития понимания эмоций. Средний уровень восприятия эмоциональной экспрессии показали 7 человек в контрольной группе. Они смогли правильно определить и соотнести 5 - 6 эмоциональных состояний. Эти дети колебались при выборе рисунка и испытывали небольшие затруднения, что выражалось в необходимости применения содержательной помощи, основанной на вербальном объяснении способа выбора, а также помощью наглядно-демонстрационных приемов. В большинстве случаев дети с высоким уровнем эмоциональной идентификации, как правило, без труда определяли эмоцию, называли их и соотносили изображения с пиктограммой. Наиболее трудными моментами для детей (в контрольной и экспериментальной группах) с низким уровнем понимания оказались графические изображения эмоционального состояния «гнев». При описании эмоций дети опирались только на такие признаки, как глаза, а на губы и брови почему-то не обращали внимания. Полученные данные по двум методикам позволяют сделать вывод о том, что большинство детей имеют средний уровень распознавания эмоций, нежели идентифицируют их. Литература:
|