Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Практикум: Организация учебно-воспитательного процесса в ДОУ
Педагогика
Автор: Сетракова Людмила Николаевна   
23.12.2023 20:53

Практикум: Организация учебно-воспитательного процесса в ДОУПрактикум: Организация учебно-воспитательного процесса в ДОУ

МБДОУ Чертковский детский сад №4 п.Чертково 2023г.

Как только вы принимаетесь делать какую-то работу, находится другая, которую надо сделать еще раньше. (закон Мерфи)

Содержание воспитательно-образовательного процесса в ДОУ определяется образовательной программой, которая охватывает все основные моменты жизнедеятельности детей и определяет содержание и формы работы с детьми.

Образовательная программа обеспечивает:

  • Построение целостного педагогического процесса;
  • Обогащенное физическое, познавательное, социальное, эстетическое, речевое развитие детей;
  • Гибкое содержание и подбор педагогических технологий, раскрытие творческих способностей детей;
  • Развитие различных видов деятельности с учетом возможностей, интересов, потребностей детей;
  • Организацию индивидуальных и коллективных видов деятельности, основанных на содержательном общении и построении диалога;
  • Право выбором самим ребенком содержания, средств, форм самовыражения, партнеров по деятельности;

Скачать конспект

Индивидуальную оптимальную учебную нагрузку на ребенка с учетом его психофизических особенностей.

Содержание организации образовательного процесса

Главным условием развития ребенка в образовательном процессе ДОУ, является включение каждого воспитанника в деятельность с учетом его возможностей, интересов, способностей, «зоны ближайшего развития» и уровнем потенциального развития, которого ребенок способен достигнуть под руководством взрослых и в сотрудничестве со сверстниками в созданном образовательном пространстве.

Образовательное пространство состоит из следующих компонентов:

  • образовательный процесс;
  • предметная – развивающая среда;
  • взаимодействие участников педагогического процесса.

Образовательный процесс включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных особенностей по основным направлениям — физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому, в которых сочетаются следующие функции:

  • воспитательная — развитие ценностных отношений — развитие основ мировоззрения, формирование нравственности;
  • образовательная (познавательная) — воспитание интереса к получению знаний, умений и навыков, которые будут выступать в качестве средств, способствующих развитию ребенка, т.е. способствующих развитию его новых качеств;
  • развивающая — развитие познавательных и психических процессов и свойств личности;
  • коррекционная — организация работы по коррекции имеющихся недостатков физического и психического развития у детей;
  • социализирующая — овладение детьми системой общественных отношений и социально приемлемого поведения;
  • оздоровительно -профилактическая (валеологическая) — приоритет культуры здоровья в соответствии с валеологическими критериями и нормами.

Основой образовательного процесса является планирование. План — это

проект педагогической деятельности всех участников образовательного

процесса. Планирование — это научно обоснованная организация

педагогического процесса ДОУ, которая придает ему содержательность,

определенность, управляемость.

Планирование воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – одна из главных функций управления процессом реализации основной образовательной программы – отражает различные формы организации деятельности взрослых и детей.

В проектирование деятельности включаются все специалисты ДОУ:

музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог — психолог и, конечно, воспитатели как активные участники творческой группы учреждения. На правах партнеров они вносят предложения содержательного и организационного характера.

Обязательной педагогической документацией воспитателя является план работы с детьми. Единых правил ведения этого документа нет, поэтому он может быть составлен в любой удобной для педагога форме.

Однако существует несколько важных условий, которые необходимо соблюдать при планировании:

  • объективная оценка уровня своей работы в момент планирования;
  • выделение целей и задач планирования на определенный период работы, соотнесение их с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования, по которой организуется воспитательно — образовательный процесс,
  • возрастным составом группы детей и приоритетными направлениями образовательного процесса в ДОУ
  • четкое представление результатов работы, которые должны быть достигнуты к концу планируемого периода;
  • выбор оптимальных путей, средств, методов, помогающих добиться поставленных целей, а значит получить планируемый результат.

План воспитательно-образовательной работы с детьми – это документ, по которому работают два сменных воспитателя. Следовательно, это модель совместной деятельности и планирование должно быть совместным.

Планирование предполагает не только процесс составления плана, но и мыслительную деятельность, обсуждение двумя педагогами того, что предстоит сделать для достижения целей и задач.

План может корректироваться и уточняться в процессе его реализации.

Однако число поправок можно свести к минимуму, если соблюдать принцип перспективного и календарного планирования.

Как бы ни был оформлен план воспитательно-образовательной работы с детьми, он должен отвечать определенным требованиям:

  • основываться на принципе развивающего образования, целью которого является развитие каждого ребенка;
  • на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
  • на принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников группы;
  • обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования воспитанников, в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
  • планируемое содержание и формы организации детей должны соответствовать возрастным и психолого-педагогическим основам дошкольной педагогики.

При планировании и организации педагогического процесса важно учитывать, что основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Согласно ФГОС ДО планирование образовательного процесса в ДОУ должно основываться на комплексно — тематическом принципе.

В первую очередь тематическое планирование — это планирование в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования по всем образовательным областям (физическому, социально-личностному, познавательному, речевому и художественно — эстетическому).

Рекомендации по написанию перспективного плана по ФГОС ДО (содержание)

Образовательная область: «Физическое развитие»

  • утренняя гимнастика (2 комплекса на месяц, один с атрибутами), согласовывать с инструктором по физической культуре;
  • подвижные игры (4 новых игры и 4 на повторение: игры с бегом, ползанием и лазанием, метанием и ловлей, народные игры, игры-эстафеты, ориентировка в

пространстве);

  • динамический час (2 комплекса на месяц);
  • физкультурные мероприятия (праздники, развлечения, досуг), согласовывать с инструктором по физической культуре;
  • культурно-гигиенические навыки;
  • валеология (пальчиковые игры, кинезиологические игры, зрительная и дыхательная гимнастика);
  • дидактические, с-ролевые игры;

Образовательная область: «Речевое развитие»

  • беседы (ПДД, освоение безопасного поведения, валеология, познание предметного и социального мира, экология, краеведение, социально-нравственное воспитание и др.);
  • словесные игры;
  • заучивание стихов, фольклор;
  • чтение художественной литературы;
  • дидактические, с-ролевые игры.

Образовательная область: «Познавательное развитие»

  • творческие игры, опытно-эксперимензвтальная деятельность;
  • наблюдения, экологические игры;
  • дидактические и развивающие игры.

Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»

  • музыкально-дидактические игры, разные виды театра;
  • праздники, развлечения (согласовать с музыкальным руководителем);
  • дидактические игры.
  • ручной труд.

Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»

  • моральное воспитание: беседы, игровые и проблемные ситуации, дилеммы;
  • чтение художественной литературы;
  • социально-нравственное, патриотическое воспитание: игровые ситуации, беседы;
  • дидактические игры, с-ролевые игры»
  • профилактика дорожно-транспортного и бытового травматизма;
  • все виды труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой, труд в природе, дежурство.

Организация предметно-развивающей среды.

Работа с родителями:

  • Информационные ширмы;
  • Консультации;
  • Беседы;
  • Родительское собрание (1 раз в квартал);
  • Папки-передвижки;
  • Посещение на дому.

Информация на стендах, информационные ширмы обновляются один раз в две недели в соответствии с перспективным планом.

Дидактические игры: планируется 4 новых игры или с усложнением и 4 игры на закрепление.

Развивающие игры: планируется 2 новых игры или с усложнением и 2 игры на закрепление.

Сюжетно-ролевые игры: младшие группы — планируется одна новая игра и одна совершенствуется. Средняя группа – планируется одна новая игра и 2 совершенствуются.

Старшие и подготовительные группы – планируется 2 новых игры и 2-3 совершенствуются.

Практическая работа

  1. Что является Основой образовательного процесса? Планирование.
  2. Назовите образовательные области в соответствии с ФГОС ДО.
  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

3. Назовите содержание направления социально-коммуникативного развития. Не выделено в отдельную единицу расписания НОД.

Проходит через режимные моменты с интеграцией образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

4. Назовите содержание направления художественно-эстетического развития? НОД (музыкальная, изобразительная, чтение художественной литературы в старшем дошкольном возрасте). Проходит через режимные моменты с интеграцией образовательных областей: социально- коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, речевое развитие.

5. Назовите содержание направления физического развития. Непосредственно образовательная деятельность (физическая культура), в режиме дня утренняя гимнастика, подвижные игры на прогулке, игры малой подвижности в группе, физминутки на занятиях, пальчиковая гимнастика, гимнастика после сна, закаливающие процедуры.

6. Назовите виды деятельности социально-коммуникативного развития?

Виды деятельности: Игровая; Коммуникативная; Познавательно-исследовательская; Восприятие художественной литературы; Самообслуживание и элементарный бытовой труд (в природе и помещении); Изобразительная; Конструирование; Музыкальная; Двигательная.

7. Назовите Формы работы с детьми речевого развития.; музыкального и физического развития.

8. Написать план на первую половину дня.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год