Практикум: Организация учебно-воспитательного процесса в ДОУ |
Педагогика | |||
Автор: Сетракова Людмила Николаевна | |||
23.12.2023 20:53 | |||
Практикум: Организация учебно-воспитательного процесса в ДОУ МБДОУ Чертковский детский сад №4 п.Чертково 2023г. Как только вы принимаетесь делать какую-то работу, находится другая, которую надо сделать еще раньше. (закон Мерфи) Содержание воспитательно-образовательного процесса в ДОУ определяется образовательной программой, которая охватывает все основные моменты жизнедеятельности детей и определяет содержание и формы работы с детьми. Образовательная программа обеспечивает:
Индивидуальную оптимальную учебную нагрузку на ребенка с учетом его психофизических особенностей. Содержание организации образовательного процесса Главным условием развития ребенка в образовательном процессе ДОУ, является включение каждого воспитанника в деятельность с учетом его возможностей, интересов, способностей, «зоны ближайшего развития» и уровнем потенциального развития, которого ребенок способен достигнуть под руководством взрослых и в сотрудничестве со сверстниками в созданном образовательном пространстве. Образовательное пространство состоит из следующих компонентов:
Образовательный процесс включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных особенностей по основным направлениям — физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому, в которых сочетаются следующие функции:
Основой образовательного процесса является планирование. План — это проект педагогической деятельности всех участников образовательного процесса. Планирование — это научно обоснованная организация педагогического процесса ДОУ, которая придает ему содержательность, определенность, управляемость. Планирование воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – одна из главных функций управления процессом реализации основной образовательной программы – отражает различные формы организации деятельности взрослых и детей. В проектирование деятельности включаются все специалисты ДОУ: музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог — психолог и, конечно, воспитатели как активные участники творческой группы учреждения. На правах партнеров они вносят предложения содержательного и организационного характера. Обязательной педагогической документацией воспитателя является план работы с детьми. Единых правил ведения этого документа нет, поэтому он может быть составлен в любой удобной для педагога форме. Однако существует несколько важных условий, которые необходимо соблюдать при планировании:
План воспитательно-образовательной работы с детьми – это документ, по которому работают два сменных воспитателя. Следовательно, это модель совместной деятельности и планирование должно быть совместным. Планирование предполагает не только процесс составления плана, но и мыслительную деятельность, обсуждение двумя педагогами того, что предстоит сделать для достижения целей и задач. План может корректироваться и уточняться в процессе его реализации. Однако число поправок можно свести к минимуму, если соблюдать принцип перспективного и календарного планирования. Как бы ни был оформлен план воспитательно-образовательной работы с детьми, он должен отвечать определенным требованиям:
При планировании и организации педагогического процесса важно учитывать, что основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Согласно ФГОС ДО планирование образовательного процесса в ДОУ должно основываться на комплексно — тематическом принципе. В первую очередь тематическое планирование — это планирование в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования по всем образовательным областям (физическому, социально-личностному, познавательному, речевому и художественно — эстетическому). Рекомендации по написанию перспективного плана по ФГОС ДО (содержание) Образовательная область: «Физическое развитие»
пространстве);
Образовательная область: «Речевое развитие»
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»
Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»
Организация предметно-развивающей среды. Работа с родителями:
Информация на стендах, информационные ширмы обновляются один раз в две недели в соответствии с перспективным планом. Дидактические игры: планируется 4 новых игры или с усложнением и 4 игры на закрепление. Развивающие игры: планируется 2 новых игры или с усложнением и 2 игры на закрепление. Сюжетно-ролевые игры: младшие группы — планируется одна новая игра и одна совершенствуется. Средняя группа – планируется одна новая игра и 2 совершенствуются. Старшие и подготовительные группы – планируется 2 новых игры и 2-3 совершенствуются. Практическая работа
3. Назовите содержание направления социально-коммуникативного развития. Не выделено в отдельную единицу расписания НОД. Проходит через режимные моменты с интеграцией образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. 4. Назовите содержание направления художественно-эстетического развития? НОД (музыкальная, изобразительная, чтение художественной литературы в старшем дошкольном возрасте). Проходит через режимные моменты с интеграцией образовательных областей: социально- коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, речевое развитие. 5. Назовите содержание направления физического развития. Непосредственно образовательная деятельность (физическая культура), в режиме дня утренняя гимнастика, подвижные игры на прогулке, игры малой подвижности в группе, физминутки на занятиях, пальчиковая гимнастика, гимнастика после сна, закаливающие процедуры. 6. Назовите виды деятельности социально-коммуникативного развития? Виды деятельности: Игровая; Коммуникативная; Познавательно-исследовательская; Восприятие художественной литературы; Самообслуживание и элементарный бытовой труд (в природе и помещении); Изобразительная; Конструирование; Музыкальная; Двигательная. 7. Назовите Формы работы с детьми речевого развития.; музыкального и физического развития. 8. Написать план на первую половину дня.
|