Статья для педагогов из опыта работы «Кинезиологические упражнения, как эффективный метод коррекции и развития дошкольников с ОВЗ» |
Педагогика | |||
Автор: Бикметова Евгения Владимировна | |||
24.11.2023 17:08 | |||
Статья для педагогов из опыта работы «Кинезиологические упражнения, как эффективный метод коррекции и развития дошкольников с ОВЗ» Воспитатель: Бикметова Евгения Владимировна К сожалениюв наше время в дошкольных учреждениях с каждым годом становится все больше детей с диагнозом ОВЗ, а одной изважных проблем современного образования остаетсяпроблема повышения эффективности коррекционно-образовательногопроцесса при организации обучения и воспитания детей с ограниченнымивозможностями здоровья. На данный момент одним из эффективным психолого-педагогическим условием развития и коррекции в работе с детьми с ограничением в развитии стал кинезиологический подход. Новизна опыта состоит в применении комплексного подхода вкоррекции познавательно-речевого развития у дошкольников с ОВЗ черезметоды кинезиологии.
Большинство детей с ОВЗ испытывают трудности в ориентировании во времени ипространстве, отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, имеется недоразвитие мелкой моторики. Как показала практика, используя кинезиологические упражнения в коррекционно-образовательном процессе, мы развиваем удетей с ОВЗ межполушарное взаимодействие, психические процессы, зрительно-моторную координацию, что приводит к стимулирующей активности головногомозга и позволяет ребёнку дольше удерживать своё внимание и сосредотачиваться, наблюдая за предметами и явлениями во круг себя и У детей укрепляется здоровье и развивается ум, а это необходимое условие для поддержки работы мозга в активном состоянии. Кинезиологические упражнения делятся на четыре группы, каждая из которые ориентирована на свои части тела и мыслительные процессы:
растягиваются и принимают нормальное, естественное состояние и длину, они посылают сигнал в мозг о том, что человек находится в расслабленном, спокойном состоянии и, следовательно, о его готовности к познавательнойработе. На уровне работы головного мозга эти упражнения способствуютсвязи стволовых отделов головного мозга, отвечающих за реакцию «убегания» и «нападения» во время стресса, и передних отделов головного мозга, отвечающих за волевую регуляцию поведения. Таким образом, этиупражнения способствуют снятию стрессового напряжения в теле. Полезный результат: улучшение внимания, моторной координации дляписьменной работы, увеличение фокуса и концентрации без напряжения, улучшение дыхания и состояние спокойствия, улучшение способностивыражать идеи, увеличение энергии в руках и пальцах.
Применятькинезиологические упражнения можно во время утренней гимнастики или гимнастикиперед началом образовательной деятельности. Эффективны эти упражнения в качестве динамической и физкультурной паузына занятии. Такие упражнения предполагают, как немедленный, так и накопительный эффект, а так же они оптимизируют психоэмоциональное состояния детей. Плюсы использования в работе кинезиологических упражнений:
Чтобы достигнуть наибольших результатов в коррекционно-образовательномпроцессес использованием кинезиологиинеобходимо соблюдать определённые условия:
В заключение хочу добавить, кинезиологические упражнения влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют выявить и развить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга, активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует коррекции проблем в различных областях психики. В ходе такого педагогического сопровождения детей с ОВЗ в образовательную средупроисходит активизация и развитие речевых, познавательных, эмоционально-волевых иличностных качеств, что способствует формированию их социальной активности вобществе. По данным неврологов для успешного обучения важно не лечение, а именно обучение. Образовательная кинезиологияпризвана оживить, оптимизировать процесс обучения, что особенно важно в работе с детьми с ОВЗ.
|