Консультация для воспитателей «Особенности работы с гиперактивными детьмив группах ДОУ» |
Педагогика | |||
Автор: Бикметова Евгения Владимировна | |||
24.11.2023 17:24 | |||
Консультация для воспитателей «Особенности работы с гиперактивными детьмив группах ДОУ» Бикметова Евгения Владимировна ГБОУ Школа № 1018 ДО№ 2 (Чоботовская ул., д.7) ВВЕДЕНИЕ: Активный — от латинского «асtivus» — деятельный, действенный. «Гипер» — от греческого «Нурег» — над, сверху — указывает на превышение нормы. Проблема гиперактивности детей интересует исследователей уже давно, но она не потеряла своей актуальности, напротив, в настоящее время эта проблема становится все более значимой, т.к. по данным исследования количество детей с диагнозом Гиперактивность и СДВГежегодно увеличивается. Гиперактивные дети обладают неукротимой энергией: они постоянно двигаются и являются центром организации всех шумных забав; на занятиях разговаривают и отвлекают других детей; в детском коллективе такие дети вступают в конфликтные ситуации со сверстниками, а на замечания взрослых не реагируют. Для того чтобы продуктивно организовать и реализовать работу с гиперактивными детьми, педагог-воспитатель должен знать, что такое «Гиперактивность» и «СДВГ». Эти два понятия различаются друг от друга.
СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивность) – трактуется как неврологическо-поведенческое расстройство развития ребёнка, в основе которого лежит минимальная мозговая дисфункция, то есть нарушение функциональной деятельности отдельных подкорковых структур и участков коры головного мозга. Причины появления СДВГ Причины появления СДВГ до сих пор не установлены. Все, кто занимается этой проблемой, признают многофакторность их возникновения и подразделяют на 3 основных группы факторов, которые влияют на появление гиперактивности у детей: 1. Биологические факторы:
2. Генетические фактор: врожденные отклонения от нормы 3. Психосоциальные факторы
4. Экологические факторы (они скорее усугубляют состояние, но не являются определяющими) — экология и сбалансированность питания также влияют на общее состояние здоровья детей и на развитие их нервной системы. Гиперактивность – это поведенческое расстройство, которое характеризуется повышенной активностью и возбудимостью человека. Это состояние, как правило, не требует какого-либо медицинского вмешательства. Дети данной категории, чаще всего, по своему темпераменту являются холериками. Одной из причин гиперактивности может быть ошибки семейного воспитания, либо чрезмерная опека или отсутствие системы единых требований и запретов к ребёнку. Это не заболевание, не ярлык, который навешивается на ребенка. Это сигнал к тому, что такие дети – особенные и требует особого подхода. Наиболее заметными, проблемы становятся к моменту, когда дошкольник приходит в детский сад. Появление такого ребенка в группе детского сада с первых же минут осложняет жизнь всего коллектива. Он попадает в коллектив, живущий по определённому распорядку, где от каждого требуется достаточная степень самоконтроля. Гиперактивный ребёнок мешает организованной деятельности в детском саду, вскакивает с места, отвечает невпопад, перебивает воспитателя. Педагоги, как правило, не в силах справиться с такими детьми, а большинство родителей не понимают активного поведения своих детей. Вместе с тем, проблема остается. Контакт с такими детьми, во многом зависит от стратегии и тактики воспитателя, умения применять в своей работе рекомендации по работе с подобными детьми. Качества, которые присущи гиперактивным детям:
Подобное поведение чревато возникновением трудностей в обучении, восприятии окружающего мира, общении со сверстниками и взрослыми. Поэтому к таким детям нужен особый, индивидуальный подход. У таких детей очень высокий порог чувствительности к отрицательным стимулам, а потому слова «нет», «нельзя», «не трогай» для них, по сути дела, пустой звук. Они не восприимчивы к выговорам и наказанию, но зато очень хорошо реагируют на похвалу и одобрение. КАК РАБОТАТЬ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ В ГРУППЕ Гиперактивные дети очень импульсивны, их неожиданное действие, которое иногда носит даже провокационный характер, может вызвать слишком эмоциональную реакцию взрослого. В любой ситуации оставайтесь спокойными. Помните: нет хладнокровия – нет преимущества! Прежде чем реагировать на неприятную ситуацию, остановитесь на несколько секунд сосчитайте до 5 и только тогда, избежав эмоциональной вспышки, вы избежите и чувства вины за проявление своей слабости и сможете лучше понять ребёнка, который нуждается в вашей поддержке. Перед педагогами стоит задача: создание комфортабельных условий и необходимой среды для продуктивного гиперактивного развития ребёнка. Ни в коем случае нельзя подавлять двигательную активность у гиперактивного ребёнка, так как движение можно рассматривать в качестве защитного механизма, именно, благодаря гипервентиляции в процессе движения, восстанавливаются связи между структурами мозга.
Правила поведения педагога с гиперактивными детьми
Как сформировать произвольную регуляцию деятельности у гиперактивного ребенка?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Гиперактивность — это поведенческое расстройство. Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями. Гиперактивные дети имеют нейрофизиологические проблемы, справиться с которыми самостоятельно не может. Дисциплинированные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребёнка, а, скорее, ухудшат его. Педагогам-воспитателям ДОУ необходимо с самого начала строить взаимоотношения с гиперактивными детьми на принципах согласия и взаимопонимания. Безусловно, не следует разрешать ему делать всё, что вздумается. Нужно объяснить, почему это вредно или опасно. Если не получается – отвлечь, переключить внимание на другой объект. Говорить нужно спокойно, без лишних эмоций, лучше всего используя шутку, юмор, какие-нибудь забавные сравнения. Выражая недовольство, не следует манипулировать чувствами ребёнка и уж тем более его унижать. Следует эмоционально поддерживать дошкольника во всех попытках конструктивного, положительного поведения, какими бы незначительными они ни были. Не ждите быстрых результатов! Важна ваша планомерность, терпение, вера в этого ребенка и постепенно ситуация начнет меняться в лучшую сторону.
|