Проект на тему «Сенсорная интеграция детей-инвалидов и детей с ОВЗ в ДОУ посредством сенсорно-динамического комплекса «Дом Совы» |
Педагогика | |||
Автор: Савченко Екатерина Евгеньевна | |||
19.11.2023 09:56 | |||
Проект на тему «Сенсорная интеграция детей-инвалидов и детей с ОВЗ в ДОУ посредством сенсорно-динамического комплекса «Дом Совы» Актуальность, инновационная значимость проекта. Актуальность создания пространства для развития сенсорной интеграции обусловлена с одной стороны – рядом факторов, свидетельствующих об увеличении количества детей с ОВЗ, с другой – недостаточным количеством технологий по сенсорной интеграции в психолого-педагогической практике. Анализ степени разработанности проблемы показывает, что в психолого-педагогической практике развитие сенсорной интеграции осуществляется в основном с позиции развития анализаторных систем: зрительной, слуховой, тактильной, иногда кинестетической. Сегодня все чаще в программу сопровождения детей с ОВЗ включают сенсомоторное развитие детей, но осуществляется оно как развлекательно-развивающее, кроме того, выявлено, что методы и приемы работы в основном направлены на нормотипичных детей, являются универсальными, не учитывающими индивидуальные особенности ребенка и уровни его развития. В ходе первичного обследования детей, наши специали-сты все чаще стали фиксировать показатели, свидетельствующие о недостаточ-ном развитии или нарушении функций сенсорной интеграции. Дисфункция сенсорной интеграции представляет собой комплексное церебральное рас-стройство, при котором дети неправильно интерпретируют повседневную сен-сорную информацию, в том числе тактильную, слуховую, зрительную, обоня-тельную, вкусовую и двигательную, что в свою очередь приводит к нарушению регуляции поведения, эмоций, развитии координации, речи и как следствие влияет на обучение и социальную адаптацию. Реализация проекта «Дом Совы» имеет высокую социальную значимость для детского сада и направлен на создание эффективных условий, что позволит обеспечитьразвитие сенсомоторной интеграции детей с ОВЗ в дошкольном возрасте, через специально организованное пространство с набором специальных подвесных снарядов для занятий по методу сенсомоторной интеграции «Дом совы». Проведение занятий в специально организованной среде с применением набора тренажёров «Дом совы» будут способствовать положительной динамике в усвоении основных образовательных программ, адаптации к социальнойсреде. Воспитательный процесс будет интересным, мотивирующим и веселым, а главное – не утомляющим для ребенка, способствующим развитию сенсорной интеграции. Данный проект содержит элементы инновации в части современных методов, тренировок, тренингов. Проект во многом уникален, поскольку не имеет аналогов в городе Салехард. В результате реализации проекта будет организован городской семинар-практикум. Цели и задачи проекта. Цель: Создание эффективных условий, обеспечивающих развитие сенсо-моторной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в до-школьном возрасте, через специально организованное пространство с набором специальных подвесных снарядов для занятий по методу сенсомоторной интеграции «Дом совы». Задачи:
Основная идея проекта. Основная идея проекта заключается в поиске эффективных форм работы с детьми особой категории посредством применения сенсорно-динамического комплекса для детей ОВЗ «Дом Совы». Дом Совы — это сенсорно — динамический уголок с набором специальных подвесных снарядов для занятий по методу сенсорной интеграции и другим коррекционно — развивающим технологиям. Новизна проекта.
Основная часть. Сенсорное воспитание — важнейшее средство полноценного развития ребенка: развитие его восприятия, формирование представлений о свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также за-пахе и вкусе. У детей с ОВЗ наблюдается бедность представлений об окружающем мире. Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно является основой для интеллектуального развития, дает возможность ребенку овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности, оказывает влияние на развитие высших психических функций у детей. «Сенсорная интеграция» разработана на основе методики Э. Джин Айерс об организации ощущений для практической деятельности. В основе методики лежит понимание неврологических процессов, организующих ощущения человека, поступающие как изнутри его тела, так и снаружи, из окружающей среды. Опираясь на понимание этих процессов и интеграцию их деятельности, была и разработана методика Э. Джин Айерс, на которой основывается проект. Самой общей составляющей данной программы является создание опре-деленных игровых условий, направленных на усвоение и переработку мозгом комплекса ощущений, которые ребенок воспринимает посредством органов чувств – осязание, зрение, слух, обоняние и др., которые в дальнейшем будут использованы им в познании собственного тела и окружающего мира. Специфика методики заключается в индивидуальном подходе к каждому ребенку. Проект предполагает коррекцию нарушений сенсорной интеграции:
Занятия, основанные на методике сенсорной интеграции, не сосредоточены на обучении специфическим навыкам, таким как чтение или письмо. Данная программа учит ребенка тому, как организовать мозг, чтобы он лучше работал. Это позволит в дальнейшем освоить ему и чтение, и письмо с наименьшими усилиями. Постулаты теории сенсорной интеграции
Целевая группа:
Реализация проекта рассчитана на 2023 год и будет осуществляться поэтапно:
Поэтапный план реализации: На первом этапе нами будет изучен отечественный опыт применения проективной методики в дошкольном образовательном процессе; произведен анализ материально-технической и кадровойбазыдетского сада; спланированы мероприятия, направленные на разработку проекта. Второй этап проектной деятельности направлен на создание развиваю-щей среды и апробирование инновационной технологии по следующим на-правлениям:
Заключительный этап предполагает:
|