Помощь в проблеме двуязычия в семье в рамках работы консультационного пункта |
Педагогика | |||
Автор: Даньшина Ася Георгиевна Мальцева Ольга Сергеевна | |||
18.11.2023 09:41 | |||
Помощь в проблеме двуязычия в семье в рамках работы консультационного пункта На базе МБДОУ «Ярсалинский детский сад «Солнышко» с 01 января 2020 года функционирует консультационный пункт. Одной из задач работы консультационного пункта Детского сада «Солнышко» стоит диагностирование проблемных зон в развитии ребенка с целью профилактики дальнейших нарушений. Проблемы с детской речью достаточно частая причина обращений родителей в консультационный пункт. Родители ясно понимают, если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов, у детей возникнут трудности в общении, учебе и т.д. С целью выявления речевых нарушений регулярно проводится консультирование родителей. Так, с момента создания консультационного пункта специалистами проведено более 80 логопедических обследований. Среди обратившихся за помощью немало родителей, ведущих традиционный кочевой образ жизни, имеющих детей предшкольного возраста. Тревога кочевых родителей связана с проблемой двуязычия у детей.
О билингвизме (двуязычии) сегодня говорят очень много. И надо сказать, эта тема достойна пристального внимания. Слово «билингвизм» происходит от двух латинских: «bi» – «двойной» и «lingua» — «язык», это способность владения двумя языками, билингв – ребенок, который может разговаривать на двух языках. Такие дети отличаются гибкостью мышления, более развитой памятью, языковым чутьем, легче адаптируются в обществе. Но, помимо неоспоримых плюсов, двуязычие влечет за собой определенные сложности в усвоении звуковой стороны речи, словарного запаса, грамматических норм русского языка. Замечена некоторая разница фонетических систем ненецкого и русского языков. В ненецком языке смешение согласных звуков [ж], [ч], [ш], [щ], [ц] происходит в результате артикуляции, поэтому у детей увеличиваются этапы постановки, автоматизации и дифференциации. Это отражается на лексико-грамматическом строе речи, на словарном запасе слов, словообразовании, связной речи. Придя в первый класс, большинство детей встречают трудности на уроках русского языка, при обучении чтению и письму. После логопедического обследования специалист, учитель-дефектологс помощью диагностических методик оценивает языковые способности ребенка-билингва, выявляет задержанное или нарушенное речевое развитие на каждом языке. Родителям рекомендуют комплекс упражнений по организации правильного речевого режима, преодолению фонетических, фонематических, грамматических нарушений, развитию коммуникативных навыков детей предшкольного возраста. Систематическое выполнение несложных упражнений позволит улучшить подвижность органов артикуляционного аппарата, увеличить объем, силу движений, развивать речевое дыхание. Также с родителям мы проводим беседы о том, что билингвизм не ведет к каким-то речевым расстройствам. По мере возможности родителей, мы привлекаем их к участию в различных мероприятиях в форме мастер-классов, семинаров- практикумов, индивидуальных консультаций. Ведь для успешной работы с детьми-билингвами с речевые нарушениями и ошибками в произношении необходима готовность не только специалистов, учителя-логопеда, но и родителей, семейного окружения к коррекционной деятельности.
|