Из опыта работы площадки городской базовой разработческой площадки по теме: «Создание цифровизации образовательного пространства в рамках реализации программы регионального краеведения в ДОУ» |
Педагогика | |||
Автор: Валбу Светлана Александровна | |||
17.11.2023 23:23 | |||
Из опыта работы площадки городской базовой разработческой площадки по теме: «Создание цифровизации образовательного пространства в рамках реализации программы регионального краеведения в ДОУ» С.А. Валбу Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 92» г. Красноярск Дошкольный возраст – это тот период, когда у ребенка начинают устанавливаться взаимоотношения с окружающим миром, поэтому нужно помочь ребенку приобщиться к миру культуры. Дети дошкольного возраста уже активно начинают готовиться к школьному обучению. Потребность у ребенка в информации возникает, когда стоящая перед ним цель не может быть достигнута, так как нет дополнительной информации. Именно поэтому необходимо создавать ситуации, для того чтобы дети умели воспользоваться нужной и полезной информацией. Наш детский сад является городской базовой разработческой площадкой по теме: «Создание цифровизации образовательного пространства в рамках реализации программы регионального краеведения в ДОУ».
Актуальность нашей базовой площадки – поиск нового облика образовательного учреждения для детей: отвечающего запросам времени, удовлетворяющего потребностям родителей и общества, соответствующего индивидуальности каждого ребенка. Одно из проявлений такого поиска организация в учреждениях инновационного пространства, являющегося территорией, внутри которой жизнь дошкольника увлекательна, содержательна, продуктивна. Целью нашей работы в рамках базовой площадки являлось – внедрение модели построения единого информационно-интерактивного пространства, обеспечивающего эффективность, доступность и качество дошкольного образования. Задачи, которые мы ставили перед собой на 2021 – 2022 год:
Интерактивное пространство делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия детей и их родителей, основной целью которого является стимулирование познавательной активности и развитие свободной творческой личности. Перед ребенком ставится задача – самому найти нужную информацию, которая будет, исходить из разных источников, благодаря этому у детей будет стимулироваться познавательная деятельность и увеличение качества и темпа развития. При этом роль взрослых быть не только помощниками, но и партнерами, тьюторами, консультантами, экспертами, организаторами всех видов детской деятельности. Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов. В ДОУ Созданы условия личностно-ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем пространстве, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя. В результате нашей работы городской базовой площадки в детском саду были созданы: интерактивные холлы (Достопримечательности города Красноярска, Природные зоны родного края, Краеведческий музей, а Познавательное образовательное пространство (счет, фигуры, цвет) размещено на лестничных маршах. На данный момент ведется работа по усовершенствованию интерактивных холлов – Достопримечательности города Красноярска и Природные зоны родного. Интерактивные холлы состоят из стендов, которые соответствуют определенной тематике. На каждый стенд разработан паспорт и согласно содержанию паспорта, изготавливаются интерактивные карточки и куаркоды с текущей темой стенда на магнитах, а также на планшетах и ноутбуках подобраны сборники мультимедийных дидактических материалов (картинки, звуковая и музыкальная подборка, познавательные мультфильмы и обучающие компьютерные игры и многое другое). Педагоги и дети создают условия развивающей среды. Совместно определяют разнообразную творческую деятельность – игры, труд, концерты, праздники, развлечения, проекты, которые делают детский сад местом необыкновенных открытий для маленького человека. В нашем ДОУ был создан «Чердак Времени» – пространство для совместного творчества и общения детей и взрослых, особое место, где можно слушать интересные истории, фантазировать, изучать предметы старины и, наоборот, придумывать новую жизнь старым вещам, хранить ценные находки. Дети самостоятельно или с жителями Чердака Времени отправляются в путешествия на поиски новых знаний истории родного края. Цель данного проекта – поиск эффективных форм организации различных видов деятельности, для развития навыков будущего, через знакомство детей с историей прошлого. Задачи проекта:
Участники проекта: дети, родители, сотрудники детского сада. Этапы реализации проекта:
Каждый месяц участники проекта, «превращаясь» в исследователей, отправляются самостоятельно или с жителями Чердака Времени в путешествия на поиски прошлого. Участники, руководствуясь своими интересами или предложенной темой от жителей Чердака, находят информацию (предметы, обряды, традиции и пр.), изучают их историю, ищут современные им аналоги, представляют «Историю старого предмета» в виде схемы, макета, рисунка, рассказа и пр.; Роль ребенка и взрослого в 1 этапе «Исследователи прошлого»: Ребенок – активный участник проекта, любознательный исследователь старины. Он спрашивает, уточняет, отыскивает нужную информацию и недостающие знания. Именно ребенок выбирает способы презентации «Истории старого предмета» и выполняет творческое задание: рисует, конструирует макет, придумывает схему, рассказ и пр. Взрослый – организатор сюжетно-игровой ситуации. Он «заражает» детей участием в проекте, организуя специальное чердачное пространство, дает возможность ребенку самому сделать маленькое открытие, получить от этого удовольствие и желание продолжать исследовать окружающий мир. 2 ЭТАП «ФАНТАЗЕРЫ-ИЗОБРЕТАТЕЛИ» Опираясь на изученный материал в 1этапе, участники примеряют на себя роль фантазера-изобретателя и придумывают новые «предметы», наделяя старый необычными качествами и свойствами, используют для этого самые разнообразные материалы (пластилин, тесто, конструктор, спагетти, шишки, коробки и пр.); представляют «Новую историю предмета» в виде схемы, макета, рисунка, комикса, рассказа и пр. Роль ребенка и взрослого в 2 этапе «Фантазеры изобретатели»: ребенок – активный участник проекта, конструктор-изобретатель. Он фантазирует, придумывает и воплощает свое видение нового предмета в жизнь, используя разные материалы. Взрослый – обеспечивает условия для независимой деятельности детей, при возникновении потребности дает советы, подсказки, отвечает на вопросы, предлагает выбор разного материала для воплощения детского замысла. 3 ЭТАП «А У НАС НА ЧЕРДАКЕ…» Участники проекта, опираясь на 2 этапа, организуют итоговое мероприятие, отражающее результаты деятельности детей по изучению истории прошлого. Формы представления результатов участники выбирают самостоятельно. Это могут быть:
Перспективы развития для дальнейшей работы нашего детского сада в рамках городской базовой площадки – это совершенствование механизмов на основе использования мультимедийных и интерактивных данных информационно-методических материалов, коммуникационных сетей. Создание методических систем, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала личности, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации.
|