Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Создание благоприятных условий для развития одаренных детей в ДОО как одна из задач дошкольного образования.
Педагогика
Автор: Гулевская Наталья Юрьевна   
31.10.2023 08:51

Создание благоприятных условий для развития одаренных детей в ДОО как одна из задач дошкольного образования.Создание благоприятных условий для развития одаренных детей в ДОО как одна из задач дошкольного образования.

Современное образование представляет собой непрерывную систему последовательных, переходящих друг в друга ступеней обучения, объединяющих дошкольное, общее среднее, среднее специальное, вузовское, дополнительное образование.

Дошкольное образование является первой ступенью системы непрерывного образования в России. Его целью является создание условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка. Одна их задач современного детского сада – синхронизация процессов обучения и воспитания в таком виде, чтобы они не противостояли друг другу, а взаимодополняли, обогащали развитие детей. Ребенок должен получить право стать субъектом собственной жизнедеятельности, увидеть свой потенциал, поверить в свои силы, научиться быть успешным в деятельности.

 

В последнее время работа с воспитанниками с повышенными образовательными потребностями относится к разряду приоритетных направлений, как на уровне общества, так и на уровне государства. В центре внимания общества находится проблема развития творческого потенциала одаренных детей.

В чем состоит психологический феномен развития ребенка дошкольного возраста? Он объясняется тем, что данные виды одаренности ярче всего проявляются именно в этом возрасте, так как ребенок, обладая образным мышлением, лучше запоминает все яркое, выразительное и охотнее стремится реализовать себя в творческой деятельности. Это условие и послужило выбором в направлении нашей работы.

В 2019 году в нашем дошкольном учреждении была создана рабочая группа по разработке и реализации институционального долгосрочного проекта «Одаренные дети: выявление и создание условий для развития и становления способностей и талантов детей старшего дошкольного возраста». В основе проектной деятельности использовался научный подход, предполагающий, что при изучении и развитии одаренности недопустимо ограничиваться лишь анализом когнитивной сферы, необходимо изучать и развивать личность одаренного ребенка в целом. Потому что именно личность, ее направленность, система ценностей ведут за собой развитие способностей и определяют то, как будет реализовано индивидуальное дарование. Приоритетной в этом случае становится задача воспитания, а не просто обучения одаренного ребенка.

Проект «Одаренные дети: выявление и создание условий для развития и становления способностей и талантов детей старшего дошкольного возраста» реализовывался по двум основным направлениям:

  • выявление одаренных детей с явными или скрытыми признаками одаренности
  •  психолого-педагогическая поддержка одаренных детей.

Второе направление решало две взаимосвязанные задачи: развитие одаренности ребенка путем удовлетворения его повышенных образовательных потребностей и развитие личности одаренного ребенка, создание условий для его реализации.

Работа группы педагогов основывалась на изучении психолого-педагогической, методической и научной литературы, различных способов организации, при которой реализовывался принцип индивидуально-личностного подхода к воспитанникам. Проект подразумевал под собой организацию работы в трех направлениях со всеми участниками образовательных отношений: родителями, воспитанниками, педагогами.

На начальном этапе была проведена диагностика одаренности, а после ее завершения был составлен индивидуальный профиль одаренности, который позволил определить ее структуру и типологию на каждого воспитанника. При составлении индивидуального профиля одаренности использовались результаты уровней оценки, полученные при проведении перечисленных методик. Также была составлена психолого-педагогическая характеристика одаренного ребенка дошкольного возраста на каждого воспитанника. В соответствии с результатами проведенного обследования были выявлены группы детей с задатками одаренности по направлениям: интеллектуальное и художественно-эстетическое.

Определяющим моментом деятельности дошкольного учреждения по поддержке одаренных детей являлось создание для них условий, оптимальных по уровню трудности, соответствующих их повышенным образовательным потребностям и направленности интересов.

Используемые в нашей работе с одаренными детьми методы были направлены такжекак на развитие одаренности в целом, так и на развитие личности одаренных

детей. Нужно отметить, что применялись методы, соответствующие уровню активности и направленности интересов отдельно взятого ребенка и имеющие высокий мотивирующий потенциал. Ведущими выступали методы творческого характера.

Для организации дальнейшей работы по выявленным направлениям были созданы и поэтапно реализовывались рабочие программы интеллектуального и творческого направления, программа тренинга коррекции эмоционально-волевой сферы одаренных детей. Именно тренинги были очень важны, так как проблема социализации ребенка является одной из важнейших задач образовательной работы. Ребенок имеет социально-психологические трудности в разных сферах: сфера отношения к самому себе, взаимоотношения со взрослыми, взаимоотношения со сверстниками.

Было организовано участие детей в конкурсах различного уровня: Всероссийский творческий конкурс «Новогодняя сказка» (лауреат), Всероссийский конкурс детско-юношеского творчества по пожарной безопасности «Неопалимая купина» (лауреаты), IIIрегиональный детский научный форум исследовательских работ (1 и 2 место по номинациям), выставка-конкурс «Отражение осени» (победитель), городской конкурс детского чтецов «Памятью Белых журавлей» (победитель, призер), городской фотоконкурс «Крейда в объективе» (победители и призеры).

Для ознакомления родителей с проводимой работой по развитию одаренности детей были организованы следующие мероприятия:

  • круглый стол «Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в ДОО»
  •  тестирование на предмет осведомленности работы с одаренным ребенком.

Кроме этого, осуществлялась совместная работа с родителями в выполнении и интеллектуальных творческих заданий, с использование консультационного пункта, в том числе и режиме on-line. На заседаниях родительского клуба «Одаренный ребенок» обсуждалась проделанная работа с воспитанниками и план на предстоящие две недели. Просвещение родителей также велось при помощи информационных стендов, индивидуальных консультаций.

Для педагогов детского сада были проведены семинары-практикумы «Психолого-педагогические условия сопровождения одаренных детей», «Актуальные вопросы организации работы с талантливыми дошкольниками». Также педагоги повысили свой профессиональный уровень по данной теме, прослушав всероссийский вебинар «Сопровождение одаренных дошкольников в образовательном пространстве ДОО».

При мониторинге эффективности работы с детьми и педагогами использовались: экран настроений (эмоциональное состояние ребенка до и после занятий) и сравнительный анализ результатов диагностирования педагогов при помощи теста В.С. Юркевич «Насколько вы разбираетесь в проблеме воспитания одаренности?»

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год