Создание благоприятных условий для развития одаренных детей в ДОО как одна из задач дошкольного образования. |
Педагогика | |||
Автор: Гулевская Наталья Юрьевна | |||
31.10.2023 08:51 | |||
Создание благоприятных условий для развития одаренных детей в ДОО как одна из задач дошкольного образования. Современное образование представляет собой непрерывную систему последовательных, переходящих друг в друга ступеней обучения, объединяющих дошкольное, общее среднее, среднее специальное, вузовское, дополнительное образование. Дошкольное образование является первой ступенью системы непрерывного образования в России. Его целью является создание условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка. Одна их задач современного детского сада – синхронизация процессов обучения и воспитания в таком виде, чтобы они не противостояли друг другу, а взаимодополняли, обогащали развитие детей. Ребенок должен получить право стать субъектом собственной жизнедеятельности, увидеть свой потенциал, поверить в свои силы, научиться быть успешным в деятельности.
В последнее время работа с воспитанниками с повышенными образовательными потребностями относится к разряду приоритетных направлений, как на уровне общества, так и на уровне государства. В центре внимания общества находится проблема развития творческого потенциала одаренных детей. В чем состоит психологический феномен развития ребенка дошкольного возраста? Он объясняется тем, что данные виды одаренности ярче всего проявляются именно в этом возрасте, так как ребенок, обладая образным мышлением, лучше запоминает все яркое, выразительное и охотнее стремится реализовать себя в творческой деятельности. Это условие и послужило выбором в направлении нашей работы. В 2019 году в нашем дошкольном учреждении была создана рабочая группа по разработке и реализации институционального долгосрочного проекта «Одаренные дети: выявление и создание условий для развития и становления способностей и талантов детей старшего дошкольного возраста». В основе проектной деятельности использовался научный подход, предполагающий, что при изучении и развитии одаренности недопустимо ограничиваться лишь анализом когнитивной сферы, необходимо изучать и развивать личность одаренного ребенка в целом. Потому что именно личность, ее направленность, система ценностей ведут за собой развитие способностей и определяют то, как будет реализовано индивидуальное дарование. Приоритетной в этом случае становится задача воспитания, а не просто обучения одаренного ребенка. Проект «Одаренные дети: выявление и создание условий для развития и становления способностей и талантов детей старшего дошкольного возраста» реализовывался по двум основным направлениям:
Второе направление решало две взаимосвязанные задачи: развитие одаренности ребенка путем удовлетворения его повышенных образовательных потребностей и развитие личности одаренного ребенка, создание условий для его реализации. Работа группы педагогов основывалась на изучении психолого-педагогической, методической и научной литературы, различных способов организации, при которой реализовывался принцип индивидуально-личностного подхода к воспитанникам. Проект подразумевал под собой организацию работы в трех направлениях со всеми участниками образовательных отношений: родителями, воспитанниками, педагогами. На начальном этапе была проведена диагностика одаренности, а после ее завершения был составлен индивидуальный профиль одаренности, который позволил определить ее структуру и типологию на каждого воспитанника. При составлении индивидуального профиля одаренности использовались результаты уровней оценки, полученные при проведении перечисленных методик. Также была составлена психолого-педагогическая характеристика одаренного ребенка дошкольного возраста на каждого воспитанника. В соответствии с результатами проведенного обследования были выявлены группы детей с задатками одаренности по направлениям: интеллектуальное и художественно-эстетическое. Определяющим моментом деятельности дошкольного учреждения по поддержке одаренных детей являлось создание для них условий, оптимальных по уровню трудности, соответствующих их повышенным образовательным потребностям и направленности интересов. Используемые в нашей работе с одаренными детьми методы были направлены такжекак на развитие одаренности в целом, так и на развитие личности одаренных детей. Нужно отметить, что применялись методы, соответствующие уровню активности и направленности интересов отдельно взятого ребенка и имеющие высокий мотивирующий потенциал. Ведущими выступали методы творческого характера. Для организации дальнейшей работы по выявленным направлениям были созданы и поэтапно реализовывались рабочие программы интеллектуального и творческого направления, программа тренинга коррекции эмоционально-волевой сферы одаренных детей. Именно тренинги были очень важны, так как проблема социализации ребенка является одной из важнейших задач образовательной работы. Ребенок имеет социально-психологические трудности в разных сферах: сфера отношения к самому себе, взаимоотношения со взрослыми, взаимоотношения со сверстниками. Было организовано участие детей в конкурсах различного уровня: Всероссийский творческий конкурс «Новогодняя сказка» (лауреат), Всероссийский конкурс детско-юношеского творчества по пожарной безопасности «Неопалимая купина» (лауреаты), IIIрегиональный детский научный форум исследовательских работ (1 и 2 место по номинациям), выставка-конкурс «Отражение осени» (победитель), городской конкурс детского чтецов «Памятью Белых журавлей» (победитель, призер), городской фотоконкурс «Крейда в объективе» (победители и призеры). Для ознакомления родителей с проводимой работой по развитию одаренности детей были организованы следующие мероприятия:
Кроме этого, осуществлялась совместная работа с родителями в выполнении и интеллектуальных творческих заданий, с использование консультационного пункта, в том числе и режиме on-line. На заседаниях родительского клуба «Одаренный ребенок» обсуждалась проделанная работа с воспитанниками и план на предстоящие две недели. Просвещение родителей также велось при помощи информационных стендов, индивидуальных консультаций. Для педагогов детского сада были проведены семинары-практикумы «Психолого-педагогические условия сопровождения одаренных детей», «Актуальные вопросы организации работы с талантливыми дошкольниками». Также педагоги повысили свой профессиональный уровень по данной теме, прослушав всероссийский вебинар «Сопровождение одаренных дошкольников в образовательном пространстве ДОО». При мониторинге эффективности работы с детьми и педагогами использовались: экран настроений (эмоциональное состояние ребенка до и после занятий) и сравнительный анализ результатов диагностирования педагогов при помощи теста В.С. Юркевич «Насколько вы разбираетесь в проблеме воспитания одаренности?»
|