Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Формирование творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе создания учебно-дидактического материала
Педагогика
Автор: Алекинова Ольга Владимировна   
01.11.2023 20:02

Формирование творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе создания учебно-дидактического материалаВ данной статье раскрывается актуальность проблемы творчества. Были обозначены этапы организации совместной деятельности взрослого и детей. А также выделены необходимые условия для реализации творческой деятельности детей по созданию учебно-дидактического материала.

Один из очень важных вопросов детской психологии и педагогики – это вопрос о творчестве у детей, о развитии этого творчества и о значении творческой работы для общего развития и созревания ребенка. Уже в дошкольном возрасте мы находим у детей творческие процессы, которые всего лучше выражаются в продуктивных видах деятельности.
Философы и психологи подчеркивают, что творчество в любой области человеческой деятельности – это создание объективно нового, ранее не создаваемого произведения. Специфика детского творчества состоит, прежде всего, в том, что создавать объективно новое ребенок по целому ряду причин (отсутствием определенного опыта, ограниченность необходимых знаний, навыков и умений и др.) не может. И, тем не менее, детское творчество имеет объективное и субъективное значение. Объективное значение детского творчества заключается в том, что в процессе деятельности и в ее результате ребенок получает такое разностороннее развитие, имеющее огромное значение для его жизнедеятельности, в котором заинтересована не только семья, но и наше общество. Творческая личность – это достояние всего общества. Рисуя, вырезая, наклеивая, ребенок создает нечто субъективно новое, в первую очередь для себя. Продукт его творчества не имеет общечеловеческой новизны. Но субъективная ценность как средство творческого роста значима не только для конкретного индивида, но и для общества. [3]


А.А. Волкова писала: «Воспитание творчества – разностороннее и сложное воздействие на ребенка. Мы видели, что в творческой деятельности взрослых принимают участие ум (знание, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью). Эти же стороны личности мы должны воспитывать и у ребенка, для того чтобы успешнее развивать в нем творчество.[2]
И.Я. Лернер, включая в содержание образования ребенка опыт творческой деятельности, определяет такие её черты:
- самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию;
- видение проблемы  в стандартной ситуации;
- видение новой функции предмета (объекта);
-способность к альтернативным решениям;
- видение структуры объекта;
- комбинирование ранее известных способов деятельности с новыми.
И.Я. Лернер утверждает, что творчеству можно учить. Но этот процесс отличается от привычного обучения.[4]
Анализ исследований позволяет нам рассматривать творчество как качественное личностное образование, развивающееся в процессе овладение ребенком собственной деятельностью, в результате накопления опыта творчества.
Важная роль в формировании творчества у детей старшего дошкольного возраста на наш взгляд принадлежит деятельности по созданию учебно-дидактического материала. Так как возможности и преимущества данного вида деятельности очевидны: сама деятельность направлена на решение задач проблемного характера и предусматривает высокую степень активности и самостоятельности, обуславливающую появления у ребенка творческой позиции.
Работа по созданию учебно-дидактического материала является продуктивным видом деятельности. Дидактический материал не столь сложен по своему содержанию и техническому оформлению, может быть изготовлен в совместной деятельности воспитателя и ребенка. Такая форма организации совместной деятельности на равных началах (и взрослого и. детей) используется всякий раз, когда педагог уверен, что у ребят имеется достаточный багаж знаний, умений, опыта. Принимая участие в изготовлении дидактического материала, старшие дошкольники вырезают формы, делают выкройки для конструктивных поделок из бумаги, изготавливают наглядный материал для занятий по счету (вырезают фигурки, делают счетные карточки). В результате работы дети проявляют изобретательность и оригинальность в создании реального продукта.
Мы считаем, что важным условием формирования детского творчества является овладение навыками  ручной умелости, усвоение знаний об окружающем мире, используемых в процессе создания учебно-дидактического материала.
Недостаточная степень развития технических умений тормозит работу воображения, сковывает детскую инициативу, снижает качество результатов деятельности. И наоборот, если ребенок хорошо владеет приемами вырезания, наклеивания, внимание его направляется на создание разных по форме, величине, окраске комбинаций, что приводит к новым, оригинальным результатам, стимулирует творческое отношение к работе. Это возможно только тогда, когда воспитатель умело, регулирует и применяет на занятиях наиболее эффективные методы обучения, когда задания даются не только в готовом виде, но чаще требуют от детей активного, созидательного, а не репродуктивного применения усвоенных знаний и умений.[1]
Из выше сказанного хочется отметить, что ребенок не может усвоить опыт творчества самостоятельно, поэтому именно взрослый является носителем и передатчиком всех знаний и умений.
Анализ исследований (Блехер, Коротковой Н.А., Дороновой Т. Н.) по рассмотренной проблеме дает нам основания определить следующие требования к дидактическому  материалу и условия для организации совместной деятельности по созданию дидактического материала.
Педагогические требования к дидактическому  материалу:
1) дидактический материал должен содействовать развитию ребенка,
2) дидактический материал должен отвечать требованию динамичности (должен побуждать ребенка к разнообразным действиям с ним),
3) дидактический материал должен быть соответствующим образом оформлен (привлекательное красочное оформление, чтобы вызывать у ребенка эмоциональное отношение, воспитывать художественный вкус),
4) дидактический материал должен соответствовать ряду гигиенических требований (требование безопасности превыше всего),
5) должен содействовать полоролевой идентификации (дидактический материал следует подбирать с учетом гендерных различий дошкольников),
6) учитывать возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста (должен содействовать развитию ребенка),
7) соответствовать программному содержанию.
В нашей работе были разработаны этапы организации деятельности по созданию дидактического материала:
I. Мотивационный.
Предполагает соучастие детей в совместной деятельности со взрослым по созданию дидактического материала и направлен на стимулирование потребности в создании дидактического материала.
II. Деятельностно - обучающий.
Предполагает совместную деятельность взрослых и детей как равноправных партнеров, направлен на формирование мотивов и умений целенаправленно осуществлять деятельность по созданию дидактического материала.
III. Реализации.
Предполагает реализацию творческой позиции в совместной деятельности по созданию дидактического материала и направлен на создание условий, обеспечивающих проявление творческой позиции.
Для реализации данных этапов нами созданы  следующие психолого-педагогические условия:
1)    Организация совместной деятельности ребенка в системе «ребенок - ребенок», «ребенок - взрослый» для развития ручной умелости;
2)    Организация предметно-развивающей среды ДОУ для разных видов деятельности;
3)    Организация коллективных и индивидуальных форм работы детей на занятиях по созданию учебно-дидактического материала.
4)    индивидуально - дифференцированный подход к детям.
Деятельность дошкольника существенно зависит от внешних и внутренних условий присвоения им опыта творчества, накопленного человечеством. Педагог, создавая эти условия, раскрывает перед детьми средства и способы познания мира, формирует основы личной культуры. При этом степень проявления творчества как личностного качества ребенка зависит от характера и содержания деятельности и выполнения функций ребенка в этом процессе.


Литература:
1) Богатеева З.А. Занятия аппликацией в детском саду. – М.: Просвещение, 1988. С. 4
2) Волкова А. А. Дошкольное воспитание. 1933 №7-8.
3) Комарова Т.С. Детское художественное творчество. – М., мозаика-синтез., 2005. С. 5
4) Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М., 1981. С. 52.

Автор: Алекинова Ольга Владимировна – заместитель заведующего
МДОУ детский сад № 73 «Дельфин»г.Тольятти

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год