Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Шкатулочка» социально-гуманитарной направленности |
Педагогика | |||
Автор: Коптева Елена Владимировна | |||
29.10.2023 23:03 | |||
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Шкатулочка» социально-гуманитарной направленности I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная программа «Шкатулочка» разработана с учетом требований следующих нормативных документов:
Программа кружковой деятельности «Шкатулочка» реализует художественно-эстетическое направление, разработана для занятий с дошкольниками 5-7 лет во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС. 1. 1. Актуальность Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идѐт разностороннее развитие ребѐнка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Одним из наиболее близких и доступных видов работы в детском саду является художественный ручной труд, создающий условия для вовлечения ребѐнка в собственное творчество, в процессе которого создаѐтся что-то красивое, необычное, на основе того, что есть, но такого, чего еще не было. Непосредственный контакт ребенка с бумагой, природным и бросовым материалом, тканями, красками, пластилином, солѐным тестом позволяют узнавать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, обогащают яркими образами окружающего мира. Продуктивная деятельность оптимизирует коррекционное воздействие на развитие двигательной сферы и способствует устранению недостатков речевых и неречевых психических функций у дошкольников с нарушениями речи. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. В то же время воспитывается стремление добиваться положительного результата. Появляется понимание бережного обращения с игрушками, выполненными своими руками, желание не ломать и не портить поделки. В процессе образовательной деятельности, часто бывает, недостаточно уделяется времени для развития прикладного детского творчества. Улучшить ситуацию можно за счет проведения кружковой работы. Программа «Шкатулочка» нацелена на развитие у детей творческих способностей, фантазии, логического мышления и усидчивости. Во время творческой деятельности у детей появляются положительные эмоции, что является важным стимулом воспитания трудолюбия. Изготовление аппликаций, оригами, квиллинга, панно, коллективных работ способствует развитию личности ребѐнка с тяжѐлыми нарушениями речи: общительности, речевой активности, коммуникации, взаимопомощи, самостоятельности, целеустремлѐнности, настойчивости, умения доводить начатое дело до конца. Данная программа позволяет создать условия для самореализации детей с ТНР, выявить и развить творческие способности, развивать любознательность, детскую фантазию, воображение, видение окружающего мира. Дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Работа в кружке не дублирует программный материал, а расширяет и углубляет сведения по работе с бумагой, картоном, пластилином, солѐным тестом, тканью, природным и бросовым материалом. Учитывается опыт детей и их возрастные особенности и специфика работы с детьми с ТНР. Важная роль отводится формированию культуры труда: планированию работы, распределению времени, содержанию в порядке своего места, экономному использованию материалов, соблюдению правил безопасности. 1. 2. Направленность программы: социально – гуманитарная, уровень программы – общекультурный, форма организации – модульная. 1. 3. Новизна Программы В Федеральной образовательной программе дошкольного образования от 25. 11. 2022 г. особое внимание уделено сфере трудового воспитания и разным видам ручного труда дошкольников. Дети с тяжѐлыми нарушениями речи, имеют особые образовательные потребности и нуждаются в создании специальных условий для реализации творческого потенциала. Программа кружка «Шкатулочка» основана на личностно-ориентированном подходе, с учѐтом психологических особенностей каждого ребенка, направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Отличительной особенностью программы «Шкатулочка» является развитие у детей творческого и исследовательского характера, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и проявление созидательного отношения к окружающему. 1. 4. Цель, задачи реализации Программы Цель программы — вовлечение детей в активную творческую деятельность посредством создания образов, поделок из различных материалов. Задачи:
1. 5. Возраст детей, участвующих в реализации Программы Возраст детей, участвующих в реализации данной программы от 5 до 7 лет. 1. 6. Сроки реализации Программы Продолжительность реализации программы 1 год. 1. 7. Формы, методы, приѐмы и режим занятий Форма организации образовательного процесса:
Виды занятий: теоретические, практические; Режим занятий: Общая продолжительность обучения составляет 33 занятия. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 минут: 4 занятия в месяц. Допускается корректировка содержания и форм занятий. Мониторинг проводится 2 раза в год (вводный – в сентябре, итоговый – в мае). Структура занятия:
Методы, как способ организации занятия:
Формы организации совместной деятельности: наблюдение, игры, реализация проектов, мастерская, конкурсы, соревнования. Методы и приѐмы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы:
Принципы, лежащие в основе программы:
1. 8. Планируемые результаты освоения воспитанниками содержания Программы
целеустремленности, настойчивости;
|