Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Шкатулочка» социально-гуманитарной направленности
Педагогика
Автор: Коптева Елена Владимировна   
29.10.2023 23:03

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Шкатулочка» социально-гуманитарной направленностиДополнительная общеразвивающая образовательная программа «Шкатулочка» социально-гуманитарной направленности

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная программа «Шкатулочка» разработана с учетом требований следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4. 3648-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года N 28)
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29. 08. 2013 г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18. 11. 2015г. №09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)
  • Устав МБОУ «Детский сад № 47» Положение об организации кружковой деятельности в МБДОУ «Детский сад № 47»

Скачать прошрамму

Программа кружковой деятельности «Шкатулочка» реализует художественно-эстетическое направление, разработана для занятий с дошкольниками 5-7 лет во второй

половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС.

1. 1. Актуальность

Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идѐт разностороннее развитие ребѐнка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Одним из наиболее близких и доступных видов работы в детском саду является художественный ручной труд,

создающий условия для вовлечения ребѐнка в собственное творчество, в процессе которого создаѐтся что-то красивое, необычное, на основе того, что есть, но такого, чего еще не было. Непосредственный контакт ребенка с бумагой, природным и бросовым материалом, тканями, красками, пластилином, солѐным тестом позволяют узнавать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, обогащают яркими образами окружающего мира. Продуктивная деятельность оптимизирует коррекционное воздействие на развитие двигательной сферы и способствует устранению недостатков речевых и неречевых психических функций у дошкольников с нарушениями речи. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. В то же время воспитывается стремление добиваться положительного результата. Появляется понимание бережного обращения с игрушками, выполненными своими руками, желание не ломать и не портить поделки.

В процессе образовательной деятельности, часто бывает, недостаточно уделяется времени для развития прикладного детского творчества. Улучшить ситуацию можно за счет проведения кружковой работы.

Программа «Шкатулочка» нацелена на развитие у детей творческих способностей, фантазии, логического мышления и усидчивости. Во время творческой деятельности у

детей появляются положительные эмоции, что является важным стимулом воспитания трудолюбия. Изготовление аппликаций, оригами, квиллинга, панно, коллективных работ способствует развитию личности ребѐнка с тяжѐлыми нарушениями речи: общительности, речевой активности, коммуникации, взаимопомощи, самостоятельности,

целеустремлѐнности, настойчивости, умения доводить начатое дело до конца. Данная программа позволяет создать условия для самореализации детей с ТНР, выявить и развить творческие способности, развивать любознательность, детскую фантазию, воображение, видение окружающего мира. Дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Работа в кружке не дублирует программный материал, а расширяет и углубляет сведения по работе с бумагой, картоном, пластилином, солѐным тестом, тканью, природным и бросовым материалом. Учитывается опыт детей и их возрастные особенности и специфика работы с детьми с ТНР. Важная роль отводится формированию культуры труда: планированию работы, распределению времени, содержанию в порядке своего места, экономному использованию материалов, соблюдению правил безопасности.

1. 2. Направленность программы: социально – гуманитарная, уровень программы – общекультурный, форма организации – модульная.

1. 3. Новизна Программы

В Федеральной образовательной программе дошкольного образования от 25. 11. 2022 г. особое внимание уделено сфере трудового воспитания и разным видам ручного труда дошкольников. Дети с тяжѐлыми нарушениями речи, имеют особые образовательные потребности и нуждаются в создании специальных условий для реализации творческого потенциала. Программа кружка «Шкатулочка» основана на личностно-ориентированном подходе, с учѐтом психологических особенностей каждого ребенка, направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Отличительной особенностью программы «Шкатулочка» является развитие у детей творческого и исследовательского характера, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и проявление созидательного отношения к окружающему.

1. 4. Цель, задачи реализации Программы Цель программы — вовлечение детей в активную творческую деятельность посредством создания образов, поделок из различных материалов.

Задачи:

  • учить детей основным техническим приемам и способам создания различных поделок из бумаги, картона, пластилина, солѐного теста, ткани, ниток, природного и бросового материала;
  • развивать умения планировать ход различных поэтапных операций, моделировать разработанный предмет;
  • формировать умение оценивать создаваемые предметы, развивать эмоциональную отзывчивость;
  • способствовать развитию мелкой моторики рук; формировать сенсорные способности
  • воспитывать трудолюбие, сознательное и бережное отношение к результатам труда самостоятельность и аккуратность;
  • развивать умение безопасно пользоваться инструментами при работе
  • презентовать работы в выставках, конкурсах, фестивалях детского творчества.

1. 5. Возраст детей, участвующих в реализации Программы Возраст детей, участвующих в реализации данной программы от 5 до 7 лет.

1. 6. Сроки реализации Программы Продолжительность реализации программы 1 год.

1. 7. Формы, методы, приѐмы и режим занятий Форма организации образовательного процесса:

  • фронтальная
  • индивидуальная
  • коллективная

Виды занятий: теоретические, практические;

Режим занятий: Общая продолжительность обучения составляет 33 занятия. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 минут: 4 занятия в месяц. Допускается корректировка содержания и форм занятий.

Мониторинг проводится 2 раза в год (вводный – в сентябре, итоговый – в мае).

Структура занятия:

  • Беседа на выбранную тему
  • Показ и обсуждение возможных вариантов работы
  • Практическая часть
  • Обсуждение готовых работ. Анализ.

Методы, как способ организации занятия:

  • словесный (устное изложение, беседа, рассказ)
  • наглядный (иллюстраций, наблюдение, показ, работа по образцу)
  • практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)

Формы организации совместной деятельности: наблюдение, игры, реализация проектов, мастерская, конкурсы, соревнования.

Методы и приѐмы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • словесные: беседа, рассказ, показ, иллюстрация, объяснение, игровые моменты, художественное слово, вопросы
  • репродуктивный (практическое совместное действие педагога с детьми)
  • частично–поисковый (поиск, решение поставленной задачи)
  • исследовательский (самостоятельная творческая работа детей)
  • эвристический (творческие задания, придумывание собственных поделок).

Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы:

  • выставки творческих работ;
  • изготовление подарков к праздникам родным и друзьям;
  • участие в конкурсах.

Принципы, лежащие в основе программы:

  • доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям)
  • наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов)
  • демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и детей в социуме, реализация собственных творческих потребностей)
  • «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ)
  • принцип комплексного развития (взаимосвязь и взаимопроникновение разделов программы);
  • личностно-ориентированный подход (обращение к субъектному опыту ребѐнка, к опыту его собственной жизнедеятельности; признание самобытности и уникальности каждого ребѐнка)
  • культуросообразность (приобщение ребѐнка к современной мировой культуре и их ориентация на общечеловеческие культурные ценности)
  • принцип свободы выбора решений и самостоятельность в их реализации
  • принцип сознательного и ответственного усвоения образовательного материала

1. 8. Планируемые результаты освоения воспитанниками содержания Программы

  • ребѐнок знаком с названиями и назначением различных материалов (бумага, картон, ткань, пластилин) и ручных инструментов (ножницы, кисточка для клея, стека, игла, наперсток);
  • проявляет устойчивый интерес к новым видам декоративно-прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
  • формирование практических навыков и приемов преобразования материалов; освоение навыков работы с ножницами, декоративными дыроколами, иголками, клеевыми материалами и т.п.;
  • соблюдает правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными материалами и инструментами;
  • ребѐнок может правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
  • может планировать свои действия, самостоятельно находить варианты решения творческой задачи;
  • проявляет конструктивные, познавательные, поисковые, творческие и художественные способности; проявляет интерес к результату и качеству поделки;
  • воспитание личностных качеств: дисциплинированности, ответственности, аккуратности, бережливости, смекалки, трудолюбия, самостоятельности,

целеустремленности, настойчивости;

  • ребѐнок знает и использует в речи простейшую терминологию по тематике предмета;
  • принимает участие в городских и областных конкурсах и выставках декоративноприкладного творчества.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год