Опыт работы по теме: «Формирование основ алгоритмики и программирования в ДОУ» |
Педагогика | |||
Автор: Пономарева Юлия Викторовна Хакимова Альфия Мунировна | |||
22.10.2023 10:40 | |||
Опыт работы по теме: «Формирование основ алгоритмики и программирования в ДОУ» Авторы:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка — детский сад с. Моряковский Затон» Томского района 2023г. Робототехника, проектирование, программирование, моделирование, конструирование и многое другое – это то, что теперь интересует современных детей.
Сейчас перед молодым поколением стоит задача – соответствовать требованиям современного мира. А нам, педагогам, необходимо создать условия для формирования алгоритмического мышления у детей старшего дошкольного возраста, используя технологию основ начального программирования, развития любознательности, инициативы и произвольности в процессе познавательной деятельности детей. Новые психолого-педагогические подходы к развитию умственной активности детей становятся все более значимыми, так как именно активность ума является одним из основополагающих свойств личности. А такая наука, как алгоритмика способствует развитию у детей алгоритмического мышления, что позволяет строить свои и понимать чужие алгоритмы, что в свою очередь помогает ребенку освоить различные компетенции. С помощью алгоритма можно достичь того или иного результата, составляя алгоритм, детально прописывается каждое действие исполнителя, которое в дальнейшем приведет его к решению поставленной задачи. Что такое программирование и зачем обучать этому дошкольников? Программирование — процесс создания программ, то есть разработка программного обеспечения. Исполнителем алгоритма может быть, как человек (различные инструкции, алгоритмы математических вычислений), так и техническое устройство. Зачем учить ребенка программированию? Азы программирования сегодня так же важны, как умение читать, считать и писать. Что дадут ребенку начальные навыки программирования? Они научат его логически мыслить, понимать причинно-следственные связи, находить множество решений одной задачи, планировать свои действия. Сложно ли для детей программирование? Для ребенка — нет. Его жизнь — игра. Ребенок в среде программирования проявляет инициативу и самостоятельность: учится составлять различные алгоритмы игр на интерактивной доске, планшете, компьютере, телефоне и т.д. из простых пиктограмм; расширяются начальные знания и элементарные представления об алгоритмике, компьютерной среде, графическом языке при создании алгоритма их действий на технических устройствах; ребёнок способен выстраивать алгоритм решения, выбирать участников команды; имеет навыки работы с различными источниками информации; обладает развитым воображением; умеет запускать программы на разных видах техники; знакомится с основными составными частями оборудования, основными понятиями, командами. На начальной стадии развития данной технологии у ребенка, особую роль имеет создание развивающей среды, которая учитывает потребности ребенка. В условиях группы, в центрах детской активности созданы условия для развития вышеперечисленных умений и навыков, а также для поддержки детского интереса и инициативы. Для создания предметно-развивающей среды были приобретены развивающие дидактические игры для детей, по типу: игры-головоломки, игры математического моделирования такие как: «Танграм», «Ребусы», «Головоломки», «Игры ассоциации», «Квесты», «Бродилки», «Лабиринты», и т.п. На занятиях по математике с детьми учимся проходить лабиринты. Для прохождения игры мы составляем план, к примеру: "Красной шапочке нужно дойти до бабушки по короткой дороге, на пути должны встретится такие ориентиры как: елка, птичка, забор, цветок, дети, опираясь на план должны следовать ориентирам и выбрать правильный путь к домику бабушки ". В преддверии празднования 23 февраля, мы провели с детьми тематический квест. Детьми был разработан план маршрута так, чтобы станции с заданиями не пересекались, продумывая станции дети выстраивали их так, чтобы была видна логическая связь и двигались к достижению своей цели, которая достигается путем прохождения каждого этапа. В ходе прохождения квеста детям нужно было найти секретный пакет, который находился в сейфе. Они получали записки с заданиями и дальнейшими схемами маршрута. Детям пришлось пройти через препятствия: "болото", "снайперы", "раненые и санитары" и т.д. В конце квеста дети добрались до сейфа в котором лежал секретный пакет, а в нем конфеты. Таким образом, нестандартный подход проведения игры, заставляет ребенка думать, искать выход из сложной ситуации, а это в свою очередь развивает логику, сообразительность, учит детей взаимодействовать и общаться с другими участниками. Как то посмотрев мультфильм "Трансформеры" детей заинтересовало создание роботов, их программирование. Мы пригласили учеников нашей школы, которые посещают кружок по робототехнике. Они показали нам как создают роботов, как их программируют, дали попробовать детям самостоятельно создать программу на компьютере для робота кота, благодаря этой программе кот мог подмигивать, издавать звуки, двигаться в зад вперед. Благодаря данным играм у ребенка дошкольника формируется нестандартный подход «стереотипа мышления», что в дальнейшем ему помогает в создании схем, алгоритмов, планов игры. Дошкольный возраст является фундаментом знаний для успешного обучения ребенка в школе. В современном цифровом электронном мире ребенок не может гармонично развиваться без овладения навыками работы с электронными средствами. Чтобы ребенок в школе понимал, когда перед ним стоит задача и ему нужно получить ответ, необходимо выполнить ряд действия. Если ребенок учится этому в дошкольном возрасте, то когда он придет в школу обучение будет даваться легче, чем остальным. Литература
|