Опыт работы по теме: «Приобщение дошкольников к традициям через проектную деятельность». |
Педагогика | |||
Автор: Ковальчук Елена Михайловна Хакимова Альфия Мунировна | |||
22.10.2023 10:33 | |||
Опыт работы по теме: «Приобщение дошкольников к традициям через проектную деятельность».
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка — детский сад с. Моряковский Затон» Томского района На сегодняшний день педагогические коллективы ДОУ усиленнопродвигают в работу прогрессивные методики. Проект –это педагогическая технология, основой которой считается активная самостоятельная деятельность детей – продуктивная, исследовательская и познавательная, на протяжении которой ребёнок познаёт окружающий мир и реализует принципиально новые знания в реальные продукты. Эта технология достойна и уникальна не только воспитанникам, но и полезна самим педагогам. Под проектом, в свою очередь, воспринимается коллективная и самостоятельная творческая завершённая работа, обладающая социально значимый результат.
Отличительной чертой проектной деятельности в дошкольной системе образования считается то, что ребенок пока не может самостоятельно обнаружить противоречия в окружающем, выразить проблему, сформулировать цель (замысел). Поэтому в образовательно – воспитательном процессе ДОУ проектная деятельность имеет характер сотрудничества, в котором участвуют дети и педагоги ДОУ с обязательным привлечением родителей. Различные виды проектов нуждаются в постоянном сопровождении, помощи ивнимании со стороны взрослых на всех этапах его реализации. Отличительная чертаприменения методов проектов в дошкольной практике состоит в том, что взрослым следует «направлять» ребенка, оказывать помощь при исследовании проблемы и, возможно, даже провоцировать ее появление, вызывать к ней интерес и включать детей в совместный проект. На протяженииисследовательской работы, после выбора интересной темы проектав детском саду, воспитанники ДОУ более основательнопознаютнамеченный объект: разглядывают растения, цветы, наблюдают за насекомыми и домашними питомцами, реализуют экологические проекты. По итогам своего исследования ребята дают ответы на все необходимые вопросы. Обыкновенные вещи, процессы и явления в рамках проектной деятельности с воспитанникамиспособны заинтересовать, поразить и удивить. Темой проектов можетпослужить определенный раздел образовательной программы. Но если тема появилась по предложениюребят, это очень ценно и должно найти поддержку со стороны взрослых. Если мы говорим о проектной деятельности в ДОУ, необходимо помнить, что в проектной деятельности с дошкольниками позиция воспитателя меняется, и он является партнером для ребят. Партнерская деятельность взрослого с детьми должна строиться в полную силу на познавательно-исследовательской деятельности, на прочтении художественной литературы, на игре, на продуктивной деятельности, но воспитатель все выполняет совместно с детьми. Необходимообращать внимание на главные позиции, при которых воспитатель является партнером для ребенка. К ним относятся: включенность воспитателя в деятельность на одном уровне с детьми, добровольное присоединение ребенка к деятельности без психологического и дисциплинарного принуждения, свободное общение, перемещение ребенка во время деятельности, «Индивидуальный темп работы над проектом» – обеспечивает каждому ребенку свой уровень и этапы освоения какой – то образовательной области. В нашем образовательном учреждении мы с коллегами в своей работе проводимразнообразные тематические проекты. Своспитанниками подготовительной группы был реализован проект «Что такое Новый год». В утренней беседе с ребятами о приближающемся празднике, выяснили:
При всем этом возникли вопросы:
Проект был разработан на основе Адвент- календаря, с элементами квест –игры и направлен на приобщение детей к народным традициям и обычаям. Участие детей в проекте позволило расширить представления о традициях и обычаях празднования нового года, его сказочных персонажах, помог детям полностью окунуться в предновогоднюю бурю эмоций и впечатлений. В ходе работы над проектом, ребята нашли ответы на множество интересующих их вопросы. Научились мастерить новогодние украшениядля праздничного оформления группы и своей кабинки. Получили возможность для успешной самореализации, прочувствовали ситуацию успеха. К данному проекту были привлечены и родители: совместно с детьми они изготовилипраздничные поделки. На новогоднем утреннике в детском саду, Дед Мороз вручил грамоты семьям воспитанников, которые приняли участие в выставке поделок «Мастерская Деда Мороза». С детьми 2 младшей группы реализован познавательно – творческий проект «Снеговик-друг Деда Мороза». При проведении мероприятия «Подарок для Деда Мороза» в гости к воспитанникам пришёл Снеговик. Он играл с ребятами и передал угощения от волшебника. Праздник ребятам понравился, но возникли вопросы: кто такой Снеговик? Из чего его лепят и для чего? Почему Снеговик – друг Деда Мороза? Поэтому и возникла идея через проектную деятельность рассказать и показать детям, что Снеговик — это не только снежная постройка, но и целое произведение народного искусства, символ и оберег. Разобраться в этих вопросах помогла творческая деятельность, осуществляемая в ходе реализации проекта «Снеговик – друг Деда Мороза». Совместно с детьми и родителями решили собрать полную информацию об истории возникновения Снеговика, организовать выставку поделок, мини-музей «Весёлые снеговики», сделанных совместно родителями и детьми. В процессе реализации проекта ребята были увлечены различными видами деятельности по теме. Проводимая работа объединяла детей, активизировалась речь, развились наблюдательность и внимание. В течение всего проекта воспитанники с удовольствием и желанием играли в подвижные и дидактические игры. Познакомились с новыми художественными произведениями о зиме, были проведены беседы: «Зима и её приметы», «Зимние забавы». Рассматривали иллюстративно – наглядный материал с изображением зимних пейзажей и зимних забав. Научились лепить из пластилина, глины, солёного теста, рисовать разными способами, делать аппликацию снеговиков. Знают, что Снеговик – это снежная постройка, которая состоит из снега. Снеговик – это символ русской зимы. По традициидети и взрослые с удовольствием лепят это зимнее чудо у себя во дворе и загадывают самое сокровенное желание. Таким образом, анализируя, проделанную работу, мы пришли к выводу, что проектная деятельность дошкольников является уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно — ориентировано подхода к образованию. В проектной деятельности происходит формирование субъективной позиции у ребенка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, это в свою очередь способствует личностному развитию ребенка, что соответствует социальному заказу на современном этапе. Использование проектной деятельности в педагогической практике является эффективным и необходимым для развития у дошкольников познавательного интереса, увеличения объема знаний, умений и навыков. Такой комплексный подход является более продуктивным и своевременным. Список литературы
|