Рабочая программа родительского просвещения группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста «Мы вместе..» |
Педагогика | |||
Автор: Хомутова Анастасия Юрьевна Волкова Ольга Романовна | |||
20.10.2023 15:03 | |||
Рабочая программа родительского просвещения группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста «Мы вместе..» Авторы:
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. 1. Обоснование Программы Лучший способ воспитать хороших детей – это сделать их счастливыми. (О. Уайльд) В условиях динамичного изменения нашего общества, когда утрачены многие традиции российского семейного воспитания, высок уровень распада семей, многие дети не ощущают ценности семейных отношений.
В настоящее время действуют социально-экономические факторы, которые, с одной стороны, привели к расширению экономической функции семьи, с другой – к ослаблению воспитательной, что негативно влияет и на семью, и на общество в целом. Ориентация на семейные ценности является важной частью духовно — нравственного развития и воспитания личности дошкольников. Семья является непреходящей ценностью для развития каждого человека, играет важную роль в жизни государства, в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса. Семейные традиции — это в первую очередь атмосфера дома, уклад жизни и привычки всех членов семьи. Ребенок принимает мир глазами родителей. Они для него пример. В каждой семье есть свои традиции: увлечение спортом, летний загородный отдых, воскресные прогулки всех членов семьи, совместный обед, ужин, чаепитие и многое другое. Проблема возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально – нравственной культуры ребёнка. Семейные традиции и взаимоотношения накладывают отпечаток на формирование нравственных качеств ребёнка. Недаром народная мудрость гласит: «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому. Родители пример ему». Формировать у дошкольников семейные ценности на наш взгляд возможно во взаимодействии дошкольной образовательной организации и семьи через проведение различного рода мероприятий, направленных на решение нашей проблемы. Взаимодействие воспитателей с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей. Только семья может обеспечить сохранение национальных традиций и обычаев, песен, поговорок и заповедей, обеспечить передачу потомкам всего положительного, что накапливается семьей и народом. У детей старшего дошкольного возраста необходимо побуждать интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, исторических, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Действующий Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования декларирует необходимость формирования семейных ценностей у детей дошкольного возраста в рамках освоения социально-коммуникативного направления развития. В проектах образовательных программ дошкольного образования ставятся задачи по формированию семейных ценностей, уважительного отношения к семье и посильного участия в семейных делах у детей на всех этапах дошкольного детства. Для дошкольников актуальными являются ценности, связанные с родством: ценность принадлежности к семье, ценность наличия ближних и дальних родственников, ценность семейной истории и семейных традиций. Основная задача педагога в организации взаимодействия с родителями — активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. Взаимоотношения всех участников образовательного процесса, положительные жизненные примеры и духовные ценности способствуют становлению личности. Большую социальную значимость играет целенаправленное общение с семьей, сохранение и укрепление семейных ценностей и традиций. Новизна Программы заключается в выработке новых стратегических подходов по приобщению детей к семейным традициям, ценностям и взаимодействию с семьёй по духовно- нравственному воспитанию ребёнка в условиях ДОУ. Совместная деятельность дошкольников, родителей и педагогов по изучению истории семьи и рода способствует формированию патриотизма, толерантности, культурно – ценностных ориентаций, духовно – нравственному развитию. Значимость данной Программы заключается в разработке содержания, методов и форм, которое предусматривает поэтапную организацию приобщения детей к семейным традициям, повышению интереса к ценностям семьи и участия родителей в совместных мероприятиях. Во многих группах детских садов уделяется недостаточно внимания социально-личностному развитию детей, а в группах компенсирующей направленности особенно важна роль семьи в образовательном процессе. Огромной проблемой выступает отсутствие должного взаимодействия педагогов с родителями, ведь дошкольную группу дети приходят из разных семей: многодетных, одиноких матерей и неполных семей. Анализ проведенных диагностик, беседы с детьми, наблюдения за самостоятельной детской деятельностью, позволили нам сделать вывод, что уровень социально-личностного развития детей находится на низком уровне. Среди родителей, как показало анкетирование, нет должного взаимопонимания между членами семьи, многие не знают историю происхождения своей семьи. Для того, чтобы родители помогли нашей группе, надо работать тесном контакте с семьями своих воспитанников. Исходя из данных результатов анализа возникла ПРОБЛЕМА: как организовать образовательную работу с детьми и родителями по формированию у детей семейных ценностей, понимания и доверительного отношения между всеми участниками. 2. КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ Занимаясь воспитанием и формированием основ семейной принадлежности у дошкольников, мы наметили следующую цель. Цель программы: повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка. Для реализации поставленной цели мы определили следующие задачи:
Основные формы реализации Программы:
видеопросмотры. С родителями:
семейная гостиная. Методы и приёмы: Методы, повышающие познавательную активность дошкольников:
Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей при усвоении знаний:
Методы и приемы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности:
|