Формирование этнокультурных представлений детей дошкольного возраста образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения. |
Педагогика | |||
Автор: Булгакова Марина Анатольевна | |||
09.10.2023 21:22 | |||
Формирование этнокультурных представлений детей дошкольного возраста образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения. В современных условиях реформирования системы Российского образования главной задачей выступает обеспечение современного качества образования, где этнокультурная составляющая является одним из приоритетных направлений. Проблема этнокультурного воспитания не так стара, однако, педагогическая наука собрала и обобщила большой теоретический и практический опыт этнокультурного воспитания подрастающего поколения. Освоение форм и методов, а также условий эффективного формирования этнокультурных представлений детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе ДОУ сейчас обусловливается интересом исследователей к этнокультурным движениям прошлого века в целом, которое отражает истоки духовно-нравственной жизни русского человека, демонстрируя его эстетические и моральные ценности, и художественный вкус. В различное время к проблеме этнокультурного воспитания и образования обращалисьтакие известные авторы, как Л.А. Кондрыкинская, Н.Г. Комратова, Е.Ю. Александрова, Ю.М. Новицкая.
В отечественной и зарубежной педагогической литературе можно найти немало работ по воспитанию и формированию процесса становления основных этнокультурных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Это не означает, что существующие подходы и методики отвечают всем особенностям социальной ситуации развития детей старшего дошкольного возраста в полной мере. В настоящее время понимание и донесение до подрастающего поколения культурных ценностей своего народа является важной и вместе с тем сложной задачей, стоящей перед современным педагогом. Проблема заключается не только в знании фактического материала по истории прошлого, собственной культуры, её норм и традиций, но и в том, как происходит процесс влияния формирования этнокультурных представлений в целом на образовательный процесс. Современное развитие информационно–образовательных технологий, несомненно, открывает возможность для подрастающего поколения углубить свои знания в области этнокультурных представлений и следовательно, в задачи педагога дошкольного образовательного учреждения входит – оказание помощи в этом сложном процессе. Посредством дидактической игры как социокультурного и исторического феномена, дети овладевают элементами культуры. Дидактическая игра уходит далеко в прошлое своими истоками и передается из поколения в поколение в процессе обучения. Этнокультурное воспитание детей старшего дошкольного возраста будет осуществляться более эффективно, если:
Дидактическая игра является наиболее эффективным средством этнокультурного развития дошкольников. В процессе игровой деятельности ребята знакомятся со спецификой проведения игр, педагоги рассказывают о народных праздниках и обычаях. Нужно отметить, что большое значение при работе с детьми, имеет применение метода наглядности (визуализации). Данный метод способствует преобразованию устной и письменной информации в визуальную форму, что формирует у ребят мышление за счет систематизации и выделения наиболее значимых, существенных элементов содержания занятия. Метод визуализации может обеспечиваться, в частности, посредством презентации, с помощью которой детям демонстрируется материал занятия, его наиболее значимые, существенные элементы на протяжении всего игрового занятия. Здесь так же возможно использование демонстрации схем для облегчения понимания новых определений, картинок, текстов, с целью заинтересовать детей. Работа с иллюстрациями является визуальным дополнением к работе с содержанием занятия. Весь иллюстративный материал должен обеспечивать его восприятие в единстве с текстом, соответствовать содержанию занятия, обогащая его материал. Иллюстрация помогает хорошему восприятию материала испособна полнее визуализировать содержание. Закрепление полученного материала на основе дидактической игры осуществляется посредством постановки вопросов в конце занятия. Поставленные вопросы педагогом должны актуализировать пройденный материал, способствовать первичному осмыслению темы задания. Особенное внимание при работе с ребятами, в том числе при формировании этнокультурных представлений, необходимо уделять индивидуальным особенностям ребенка и организации индивидуальной работы детей. Дидактическая игра в дошкольном возрасте является одним из основных средств развития личности ребенка и способствует становлению ребенка как субъекта познания: развивает любознательность, познавательную инициативу и активность, способность к поиску решения новых задач, экспериментирование; формирует положительное отношение к своим возможностям, веру в свои силы, чувство собственного достоинства. Как правило, в игре ребенок использует свой познавательный опыт и знания, полученные из различных источников. Развивающий эффект обучения определяется прежде всего тем, насколько гармонично педагогу удается включить новый опыт детей в уже имеющийся у них опыт познания. В результате всего выше перечисленного, можно вывести следующую аксиому: дидактическая игра является эффективным средством в процессе формирования этнокультурных представлений детей дошкольного возраста. Грамотное включение педагога в процесс визуализации, учет индивидуальных особенностей ребенка, вовлечение родителей (законных представителей) в совместное творчество, позволяет расширить этнокультурные представления дошкольников. Список литературы:
|