Развитие ребёнка раннего возраста. |
Педагогика | |||
Автор: Воронина Анжела Олеговна | |||
14.10.2023 12:36 | |||
Развитие ребёнка раннего возраста. Воспитатель: Воронина А. О МБДОУ Детский сад № 368, г. Нижний Новгород. Аннотация: ранний возраст, развитие, педагогическое воздействие, взаимодействие взрослый — ребёнок. С 1 года до 3 лет — это ранний возраст ребёнка дошкольника, и не просто ранний, а исключительно важный период в развитии человека. В данном периоде формируются самые важные и главные способности ребёнка: воображение, настойчивость, познавательная активность, творческая направленность, любознательность, целенаправленность и многие другие качества. К сожалению способности не даны ребёнку сами по себе как следствие возраста ребёнка и требуют для их развития участие взрослого и определённое педагогическое влияние.
Ранний возраст является главным периодом жизни человека, в данном периоде формируются ключевые качества характера, ведущие к дальнейшему развитию. Такие качества и способности как речь, познавательная активность, уверенность в себе, творческие возможности, доверие к миру, хорошее отношение к людям и другие, не формируются автоматически в результате физического созревания. Их формирование возникает при условии правильного воздействия со стороны взрослого в определённой форме взаимодействия и в современной деятельности с малышом. Многие сформировавшиеся проблемы, которые возникают на пути родителей и педагогов у ребёнка дошкольного возраста (такие как: неуверенность в себе, сниженная познавательная активность, гиперактивность, нарушение в общении и т.п.) — нужно изучать именно период раннего детства. Чтобы как-то скорректировать или компенсировать, возникающие трудности в более позднем возрасте, что бывает очень сложно сделать, необходимы большие затраты и усилия, лучше их предотвратить на начальном уровне развития ребёнка. Для грамотной и благотворной организации педагогической работы с ребёнком раннего возраста в дошкольном учреждении необходимо знать возрастные особенности ребёнка раннего возраста, которые характерны именно данному возрасту, а не более старшим дошкольникам или взрослым. Главные особенности ребёнка раннего возраста. Важным отличием психологии ребёнка раннего возраста, является то, что внутренняя, психологическая система (ценности, мотивация, представления и т.п.) у ребёнка только формируется и находится в процессе интенсивного становления. Из этого следует, то что формируются знания о характерных особенностях ребёнка раннего возраста. это прежде всего сосредоточенность данным моментом жизни. Жизнь ребёнка происходит в основном по принципу "здесь и сейчас". Сознание малыша не имеет направленность на будущее (ничего не предвидит) и не зацикливается на прошлом (не учитывает как свой собственный опыт, так и чужой). Всё происходит в данный момент и жизнь, и радость, и огорчение. Действия ребёнка раннего возраста полностью фиксируется воспринимаемым условием, тем, что ребёнок слышит и видит, то есть определяется как ситуативным. В раннем возрасте у ребёнка нет равнодушного и отстранённого отношения к вещам. 2-х летний ребёнок с интересом наблюдает за окружающим миром, новыми для него предметами. Всё что попадается ребёнку хочеться потрогать, подержать в руках, что-то с этим сделать, исследовать. Формирование памяти у ребёнка раннего возраста, происходит именно в узнавании знакомых предметов и явлений. Исследования показали тот момент, что впечатления раннего периода жизни и младенчества не сохраняются в памяти взрослого человека, но малыш с лёгкостью узнаются слова, предметы, лица, помещения, действия. Умение создавать связь между предметами в конкретной ситуации, и есть формирование мышления в раннем детском возрасте. Отметим ещё одну значимую особенность ребёнка раннего возраста — это удивительная гибкость, открытость и пластичность ко всему что он воспринимает во круг. Зная главные особенности развития ребёнка раннего возраста, педагог формирует свою работу в дошкольном учреждении, таким образом, что у ребёнка развились основные знания, умения и навыки. Имея представления о важных особенностях ребёнка, они открывают широкие возможности и резервы данного возраста, но все вышеперечисленные способности могут быть развиты только не посредственно с участием взрослого в жизнедеятельности ребёнка. Так же если посмотреть с другой стороны эти характерные особенности особенности развития ребёнка раннего возраста могут осложнить работу педагогов и сформировать ряд требований к ней. Работа педагогов опирается прежде всего на возрастные особенности и какие трудности в данном возрасте может встретить педагог. Выделим важные особенности и проблемы педагогической деятельности с детьми раннего возраста в нашей деятельности. Первая особенность. Необходимость включения в детскую деятельность. Ведущим видом деятельности для детей раннего развития — является игра. Данная игра просит обязательного участия взрослого, который по мимо передачи нужных правил и способов игрового взаимодействия, ещё стимулирует и поддерживает активность, заражает интерес детей. Какая игра не была использована в работе она является источником комплексного воспитательного воздействия. Вторая особенность. Необходимость личной обращенности к ребёнку. Здесь речь идёт о необходимости индивидуального подхода воспитателя к конкретному (всегда к каждому) ребёнку раннего возраста. Индивидуальный подход имеет важнейшее значение, так как ребёнок раннего возраста может воспринимать то действие, которое направлено лично ему. Дети раннего возраста не воспринимают ещё предложения или обращения адресованные целой группе. Третья особенность. Неэффективность любых вербальных методов воспитания. В работе был выявлен тот факт, что дети раннего возраста не воспринимают инструкции, объяснения правил, требования к послушанию по отношению к ним. И это не из-за того, что ребёнок плохо понимает, а дело в том, чо в 2-3 года малыш ещё не может регулировать свои действия с помощью слова. Для лучшего усвоения слов; а с детьми нужно обязательно разговаривать, не смотря на возраст; воспитатель в свою работу включает яркую интонацию, сказанного им, сопровождает свою речь соответствующими жестами и движентями. Главным является эмоциональная вовлечённость ребёнка раннего возраста в конкретное действие. Четвёртая особенность. Необходимо принимать ребёнка. Малыш должен видеть, ощущать положительное отношение со стороны педагога, не зависимо от того, что и как они делает. Ребёнок должен, быть уверен, что бы он ни сделал, что бы ни сказал, его не отвергнут. Воспитатель постарается понять и помочь ив любой ситуации. Пятая особенность. это эмпатия. Эмпатия — это сочувствие и сопереживание, и это главная способность педагога в его общении с ребёнком раннего возраста. это качество педагога, которое даёт возможность ему лучше понять чувства ребёнка. В заключении, можно отметить, что основным условием развития ребёнка раннего возраста является его общении с близким взрослым. Конкретно при взаимодействии взрослый -ребёнок формируются высшие психические функции, малыш усваивает нормы и образцы поведения в окружающем его мире. Актуально обусловленное и правильно осуществляемое педагогическое воздействие на ребёнка раннего возраста является важным условием его полноценного развития. Список используемой литературы:
|