Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Метод замещающего онтогенеза – как один из основных методов активизации и формирования ВПФ у детей
Педагогика
Автор: Дроздова Евгения Николаевна   
04.10.2023 09:35

Метод замещающего онтогенеза – как один из основных методов активизации и формирования ВПФ у детейМетод замещающего онтогенеза – как один из основных методов активизации и формирования ВПФ у детей

Автор: воспитатель высшей категории Дроздова Евгения Николаевна МБОУ Атепцевская СОШ дошкольное отделение

В последние годы взрослые все чаще задаются вопросами: «Почему наши дети не любят учиться? Что надо сделать, чтобы ребенок захотел учиться? Что не так в детском саду и школе?». Действительно, повод для волнения есть. У этой ситуации есть две стороны – объективная и субъективная. Объективные, внешние причины связаны с общей идеологией образования, воспитания, а субъективные – с особенностями развития самих детей. Именно эти субъективные, внутренние причины не успешности того или иного ребенка являются для нас важными. Это важно для детей с высокими показателями развития. И это просто необходимо для тех, у кого есть какие-то проблемы или отклонения.

 

Психологическое развитие ребенка протекает одновременно по трем каналам, сливающимся в единое русло. Это развитие: 1) нервной системы, 2) психических процессов, 3) различных систем организма. Наше «мозго-психо-тело» — это триединство, которое с первых секунд внутриутробного развития начинает формироваться по единому плану. Не существует психики без мозга и без тела. А тело – без психической деятельности мозга. Потому любое психолого-педагогическое сопровождение ребенка должно быть таким же единовременным и триединым.

Метод замещающего онтогенеза (МЗО) – базовая нейропсихологическая технология, направленная на активизацию всех ресурсов пластичности мозга. Её основной принцип: планомерное ретроспективное воспроизведение тех участков (периодов) развития ребенка, которые по тем или иным причинам не были полностью освоены. Потому данный метод и назван методом «замещающего онтогенеза». Педагог еще раз вместе с ребенком проходит все ключевые этапы его развития, замещая и заполняя адекватными нагрузками пропущенные участки. И, как показывает опыт широкого внедрения МЗО, добиваются благосклонности мозга. Он начинает работать хорошо и слаженно.

Нейропсихологические занятия могут проводиться в индивидуальном или групповом формате из 5-7 человек. Вместе с тем, упражнения из подпрограмм «Разминка» и «Когнитивные способности» абсолютно адекватны для фронтального использования с целой группой детей.

Структура базовой программы МЗО универсальна для всех детей. Но для детей старшего возраста предусмотрены дополнительные задания.

В любом случае используется единый сценарий: 1) разминка, направленная на оптимизацию энергетического и нейросоматического статуса, 2) развитие психомоторных координаций (дыхание, растяжки, глазодвигательный репертуар, общедвигательный репертуар), 3) развитие познавательных, или когнитивных процессов, 4) подвижные игры с мячом и игра на внимание. А модуль нейропсихологических занятий на неделю составляется из трех разделов: «Разминка», «Психомоторные координации», «Когнитивные способности».

  • Разминка. Варианты разминок построены по единому плану. Они включают упражнения, направленные на улучшение мышечного тонуса, общей энергетики, координации и общесоматического баланса.
  • Психомоторные координации. Формирование психомоторных координаций – несущая ось МЗО.
  • Когнитивные способности. Данный блок МЗО направлен на формирование широкого спектра познавательных, или когнитивных способностей (компетентностей) ребенка. Последовательность, содержание и логика организации этапов работы не случайны. Они определяются нейропсихологическими закономерностями развития ВПФ: разных видов восприятия и двигательной активности, пространственных представлений, речи, мышления и внимания. Таким образом, мы обеспечиваем ребенку все основные направления психолого-педагогического сопровождения развития его неречевых и речевых способностей.

Этапы и формы нейропсихологических занятий

Каждое из «недельных» занятий проводится 1-2 раза в неделю. Если есть такая возможность – то каждый день. Ведь делаем же мы зарядку каждый день? Почему же не включить в неё упражнения из базовой программы? Это будет полезно для всех детей. А для тех, у кого есть какие-то проблемы психического развития, ежедневные занятия обязятельны.

Можно распределить разные блоки упражнений между различными специалистами: воспитателями, психологами, логопедами и т.д.

Многие упражнения из раздела «Когнитивные способности» можно выполнять в течение дня на прогулке и во время других повседневных мероприятий. Главное, чтобы в течение недели все эти упражнения многократно воспроизводились детьми. Эффект не заставит себя ждать.

Домашнее задание является обязательным при проведении этих занятий. Особенно важно его выполнение для младших детей. Им надо очень много времени для вхождения в задание. Без отработки ряда упражнений дома они просто не смогут участвовать в групповых занятиях. Типовые домашние задания отдельно представлены. Но к ним обязятельно добавляется перечень упражнений, которые осваиваются в текущий период регламентированных нейропсихологических занятий.

Специалистам придется уделить время для убеждения родителей: важно не просто заниматься с ребенком, но создать фон его повседневной жизни, в котором были бы задействованы разные грани нейропсихологического сопровождения.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год