ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ В ПОВСЕДНЕВНУЮ ЖИЗНЬ ДЕТЕЙ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МЕТОДЫ ИХ РЕШЕНИЯ |
Педагогика | |||
Автор: Балмуш Олеся Олеговна | |||
09.09.2023 19:54 | |||
ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ В ПОВСЕДНЕВНУЮ ЖИЗНЬ ДЕТЕЙ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МЕТОДЫ ИХ РЕШЕНИЯ Балмуш О.О., музыкальный руководитель МБДОУ г. Иркутска детский сад №77 г. Иркутска В современном мире существует множество инструментов и гаджетов, которые способны заинтересовать маленькое создание, которое только вошло в этот мир. Но, давайте разберемся, как гаджеты влияют на развитие и мышление детей? Что происходит, когдаребенок получает с помощью гаджетов многообразие стимулов без особого труда, когда ему уже не нужно фантазировать, договариваться со сверстниками о правилах игры, мастерить что-то из подручных материалов — просто нажми пальчиком на кнопку и готов результат. Нельзя утверждать однозначно, что это плохо, но при этом страдают навыки успешной коммуникации, эмпатии, взаимодействия с социумом[1].
Ребенок с легкостью воспринимает красивую презентацию — яркую, краткую и понятную. Но такой способ подачи информации формирует определенный стиль мышления- «клиповый», когда дети привыкают воспринимать яркие, отрывочные сведения, поданные в лозунговом стиле. Так они отдают предпочтение информационному «фастфуду», а на переработку более сложных форматов ему лень тратить энергию. Возможно, при этом развивается логика, но становятся беднее образное и ассоциативное мышление, а также страдаетвербальный интеллект — основа для понимания смыслов и способности точно выразить в словах свою мысль, что в свою очередь, становится причиной алекситимии — неспособности сформулировать и выразить свои переживания, и как следствие, развиваются психосоматические заболеваний и депрессии. Опираясь на исследования ученых-психологов, можно утверждать, что в связи с внедрением в повседневную жизнь детей современных технологий, когнитивное развитие детей дошкольного возраста резко снизилось. Показатели креативности и энергичности детей резко упали до критической отметки, но вместе с тем возрос эмоциональный дискомфорт. У старших дошкольников отсутствуют графические двигательные умения и слабо развита тонкая моторика рук, что в свою очередь приводит к несформированности определенных мозговых структур. Эта печальная, на мой взгляд, статистика побуждает задуматься и искать решение этой проблемы. Может ли современный педагог дошкольного образования остановить глобализацию этой непростой ситуации? Существуют ли инструменты для решения этой проблемы? Ребенок больше половины своего дневного времени проводит в детском саду, что дает нам, педагогам, возможность воспользоваться шансом, чтобы восполнить у них недостающие развивающие факторы. Именно в детском саду ребенок приобретает навыки социализации и коммуникации, которые, в свою очередь стимулируют развитие когнитивных процессов (мышление, память, ум, восприятие и т.д.). Одним из мощных инструментов, способных помочь нам в решении данной проблемы, по моему мнению, является «ролевая игра» — живая, полная множества образов и действий. Понятие «Ролевая игра» в педагогике появилась в середине прошлого века. Ее часто использовали в психотерапевтических целях, в группах личностного роста и саморазвития. Именно такая игра способна стимулировать в ребенке развитие когнитивных процессов: это и умение мыслить креативно, «творить», придумывать, общаться. Таким образом, ролевая игра является методом психологического моделирования, направленным на получение психокоррекционного эффекта за счет интенсивного межличностного общения и выполнения совместной деятельности людей в условиях игровой имитации реальных или вымышленных ситуаций[3]. Считаю, что действенным методом для устранения последствий «клипового мышления» и дефицита общения является «Интерактивная игра», которая ориентирована на более широкое взаимодействие ребёнка не только с педагогом, но и с другими детьми, что также дает возможность усилить развития его психических процессов[2]. Суть интерактивных игр заключена вусиленном педагогическом взаимодействии, взаимовлиянии участников педагогического процесса, где педагог является фактически только организатором. Каждый участник этого процесса может почувствовать себя успешным, имеет возможность сформулировать и выразить свое мнение, у него появляется способность мыслить критически, рассуждать, анализировать. На просторах инновационных педагогических площадок можно найти огромное множество полезного практического материала -интерактивных игр, которые стимулируют развитие навыков коммуникации и социализации современного ребенка. Хочется отметить, что в интерактивную игру можно внести элементы современных технологий не в ущерб детям, например игры на интерактивной доске: собирание пазлов, разгадывание ребусов, совместное составление карт-маршрутов, логические задания и многое другое. Ещё можно рекомендовать «игры-путешествия» – комплексную форму организации деятельности детей, при которой решается целый ряд педагогических задач: образовательных, воспитательных, общеразвивающих, и которая включает в себя чередование различных видов деятельности, передвижение, что очень нравится детям. «Квест» — также является интересным, захватывающим действом для детей. Это один из способов построения сюжета, когда персонажи продвигаются к определённой цели, при этом преодолевая различные трудности. Такая форма игры положительно влияет на развитие психических процессов у детей – пробуждают командный интерес, креативность, стимулируют развитие памяти, внимания и т.д. Подводя итог вышеизложенному, хотелось бы акцентировать внимание на том, что в своей педагогической практике я часто использую такие игры с детьми, так как их можно применять в любом виде деятельности – познавательной, оздоровительной, музыкальной и пр. Квесты, игры-путешествия, сюжетно-ролевые игры применяю в составлении сценариев праздников и развлечений. Литература:
|