Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ В ПОВСЕДНЕВНУЮ ЖИЗНЬ ДЕТЕЙ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МЕТОДЫ ИХ РЕШЕНИЯ
Педагогика
Автор: Балмуш Олеся Олеговна   
09.09.2023 19:54

ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ В ПОВСЕДНЕВНУЮ ЖИЗНЬ ДЕТЕЙ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МЕТОДЫ ИХ РЕШЕНИЯПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ В ПОВСЕДНЕВНУЮ ЖИЗНЬ ДЕТЕЙ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МЕТОДЫ ИХ РЕШЕНИЯ

Балмуш О.О., музыкальный руководитель МБДОУ г. Иркутска детский сад №77 г. Иркутска

В современном мире существует множество инструментов и гаджетов, которые способны заинтересовать маленькое создание, которое только вошло в этот мир. Но, давайте разберемся, как гаджеты влияют на развитие и мышление детей?

Что происходит, когдаребенок получает с помощью гаджетов многообразие стимулов без особого труда, когда ему уже не нужно фантазировать, договариваться со сверстниками о правилах игры, мастерить что-то из подручных материалов — просто нажми пальчиком на кнопку и готов результат. Нельзя утверждать однозначно, что это плохо, но при этом страдают навыки успешной коммуникации, эмпатии, взаимодействия с социумом[1].

 

Ребенок с легкостью воспринимает красивую презентацию — яркую, краткую и понятную. Но такой способ подачи информации формирует определенный стиль мышления- «клиповый», когда дети привыкают воспринимать яркие, отрывочные сведения, поданные в лозунговом стиле. Так они отдают предпочтение информационному «фастфуду», а на переработку более сложных форматов ему лень тратить энергию. Возможно, при этом развивается логика, но становятся беднее образное и ассоциативное мышление, а также страдаетвербальный интеллект — основа для понимания смыслов и способности точно выразить в словах свою мысль, что в свою очередь, становится причиной алекситимии — неспособности сформулировать и выразить свои переживания, и как следствие, развиваются психосоматические заболеваний и депрессии.

Опираясь на исследования ученых-психологов, можно утверждать, что в связи с внедрением в повседневную жизнь детей современных технологий, когнитивное развитие детей дошкольного возраста резко снизилось. Показатели креативности и энергичности детей резко упали до критической отметки, но вместе с тем возрос эмоциональный дискомфорт. У старших дошкольников отсутствуют графические двигательные умения и слабо развита тонкая моторика рук, что в свою очередь приводит к несформированности определенных мозговых структур.

Эта печальная, на мой взгляд, статистика побуждает задуматься и искать решение этой проблемы.

Может ли современный педагог дошкольного образования остановить глобализацию этой непростой ситуации? Существуют ли инструменты для решения этой проблемы?

Ребенок больше половины своего дневного времени проводит в детском саду, что дает нам, педагогам, возможность воспользоваться шансом, чтобы восполнить у них недостающие развивающие факторы. Именно в детском саду ребенок приобретает навыки социализации и коммуникации, которые, в свою очередь стимулируют развитие когнитивных процессов (мышление, память, ум, восприятие и т.д.).

Одним из мощных инструментов, способных помочь нам в решении данной проблемы, по моему мнению, является «ролевая игра» — живая, полная множества образов и действий. Понятие «Ролевая игра» в педагогике появилась в середине прошлого века. Ее часто использовали в психотерапевтических целях, в группах личностного роста и саморазвития. Именно такая игра способна стимулировать в ребенке развитие когнитивных процессов: это и умение мыслить креативно, «творить», придумывать, общаться.

Таким образом, ролевая игра является методом психологического моделирования, направленным на получение психокоррекционного эффекта за счет интенсивного межличностного общения и выполнения совместной деятельности людей в условиях игровой имитации реальных или вымышленных ситуаций[3].

Считаю, что действенным методом для устранения последствий «клипового мышления» и дефицита общения является «Интерактивная игра», которая ориентирована на более широкое взаимодействие ребёнка не только с педагогом, но и с другими детьми, что также дает возможность усилить развития его психических процессов[2].

Суть интерактивных игр заключена вусиленном педагогическом взаимодействии, взаимовлиянии участников педагогического процесса, где педагог является фактически только организатором. Каждый участник этого процесса может почувствовать себя успешным, имеет возможность сформулировать и выразить свое мнение, у него появляется способность мыслить критически, рассуждать, анализировать. На просторах инновационных педагогических площадок можно найти огромное множество полезного практического материала -интерактивных игр, которые стимулируют развитие навыков коммуникации и социализации современного ребенка. Хочется отметить, что в интерактивную игру можно внести элементы современных технологий не в ущерб детям, например игры на интерактивной доске: собирание пазлов, разгадывание ребусов, совместное составление карт-маршрутов, логические задания и многое другое.

Ещё можно рекомендовать «игры-путешествия» – комплексную форму организации деятельности детей, при которой решается целый ряд педагогических задач: образовательных, воспитательных, общеразвивающих, и которая включает в себя чередование различных видов деятельности, передвижение, что очень нравится детям.

«Квест» — также является интересным, захватывающим действом для детей. Это один из способов построения сюжета, когда персонажи продвигаются к определённой цели, при этом преодолевая различные трудности. Такая форма игры положительно влияет на развитие психических процессов у детей – пробуждают командный интерес, креативность, стимулируют развитие памяти, внимания и т.д.

Подводя итог вышеизложенному, хотелось бы акцентировать внимание на том, что в своей педагогической практике я часто использую такие игры с детьми, так как их можно применять в любом виде деятельности – познавательной, оздоровительной, музыкальной и пр. Квесты, игры-путешествия, сюжетно-ролевые игры применяю в составлении сценариев праздников и развлечений.

Литература:

  1. Абраменкова В.В. Во что играют наши дети?: Игрушка и АнтиИгрушка. – М.: Лепта-пресс, 2006. — С. 23-24
  2. Благирева Е.Н. Интерактивные методы в образовательном процессе. Учебное пособие. – М., 2014. — С. 57-58
  3. Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Издание 3-е. – Р.Д.: Феникс, 2008. — С. 18
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год