Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Теоретические аспекты проблемы повышения методической компетентности педагогов в организации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста
Педагогика
Автор: Герасимова Юлия Андреевна   
30.08.2023 08:38

Теоретические аспекты проблемы повышения методической компетентности педагогов в организации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возрастаТеоретические аспекты проблемы повышения методической компетентности педагогов в организации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Герасимова Юлия Андреевна воспитатель МБОУ «Губернаторский лицей № 101 имени Ю.И. Латышева»

Аннотация: в данной статье на теоретическом уровне рассматривается проблема эффективности содержания и форм методической работы в дошкольной организации, направленной на повышение методической компетенции педагогов в организации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: профессиональная компетентность педагогов, дошкольная образовательная организация, методическая компетентность, повышение квалификации, познавательная деятельность.

 

Утверждение в системе российского образования компетентностного подхода предполагает новую трактовку успешности деятельности педагогов с опорой на понятие «компетентность».

Согласно словарю С. И. Ожегова, слово «компетентность» трактуется как свойство в значении прилагательного к «компетентный», толкование которого в современном понимании рассматривается в двух аспектах:

  1. обладающий основательными знаниями в какой-либо области, знающий; основанный на осведомленности, веский, авторитетный;
  2. обладающий компетенцией, правомочный.

Одним из видов профессиональной компетентности является профессионально-педагогическая компетентность, приобретающая в последние годы все большую актуальность. Данное понятие толкуется неоднозначно:

  • совокупность профессиональных педагогических и психологических знаний, умений и навыков (А. К. Маркова, Л. М. Митина);
  • система представлений о профессионально-педагогической деятельности в единстве с технологией реализации этой системы в преобразовательной практической работе (С. М. Годник);
  • совокупность свойств личности, отражающих педагогическую деятельность и преобразующих ее (Л. В. Занина, Н. П. Меньшикова и др.);
  • взаимосвязанный комплекс знаний, умений, навыков, психологических особенностей, профессиональных и акмеологических инвариантов (А. А. Деркач, Л. Д. Кудрявцев и др.).

Суммируя представленные толкования, отметим, что профессиональная компетентность педагога является характеристикой субъекта педагогической деятельности, действующего в рамках своей профессии. Границы профессиональной компетентности педагога заданы извне, нормативно, однако деятельность внутри данных границ предполагает личностную отдачу.

В целом профессиональная компетентность педагога подразумевает: владение на теоретическом и практическом уровне предметными знаниями, умениями, навыками; владение способами, методами реализации данных знаний, умений, навыков; обладание необходимыми свойствами, качествами личности, позволяющими осуществлять педагогическую деятельность; обладание чувствительностью к пространству реализации своей профессиональной деятельности, подразумевающей открытость новому опыту, потребность и способность к личностному развитию и профессиональному росту.

В современных исследованиях выделяют различные виды профессиональной компетентности педагога, связанные с различными аспектами педагогической деятельности: когнитивную (А. С. Белкин, В. В. Нестеров и др.); коммуникативную (А. С. Белкин, В. Н. Введенский, В. В. Нестеров, Л. М. Митина и др.); профессионально-техническую (А. С. Белкин, В. В. Нестеров и др.); информационную (А. С. Белкин, В. Н. Введенский, В. В. Нестеров); методическую (Т. А. Загривная, Н. В. Кузьмина, Т. В. Сясина и др.) и другие.

Анализируя представленные взгляды разных авторов на составляющие профессиональной компетентности в области педагогики, отметим, что, имея разный ракурс рассмотрения, исследователи делают акцент на те или иные компоненты педагогической деятельности. Однако в целом можно обозначить следующие составляющие профессиональной компетентности педагога: когнитивная, профессионально-технологическая, информационная, коммуникативная, методическая и др.

Методическая компетентность является одной из важных составляющих профессиональной компетентности педагога.

В современной педагогической литературе данное понятие определяется по-разному:

  • владение педагогом различными методами обучения, знание дидактических методов, приемов и умение применять их в процессе обучения, знание психологических механизмов усвоения знаний и умений в процессе обучения (Н. В. Кузьмина) [5]
  • интегративная, многоуровневая, профессионально значимая характеристика личности преподавателя, выражающаяся в наличии ценностного отношения к педагогической профессии, профессиональных знаний и умений, взятых в единстве (Т. В. Сясина) [2, с. 8]

- интегральная характеристика деловых, личностных и нравственных качеств педагога, отражающая системный уровень функционирования методологических, методических знаний, умений, опыта, мотивации, способностей и готовности к творческой самореализации в методической и педагогической деятельности в целом (Т. А. Загривная) [3, с. 13].

Анализ системы дополнительного профессионального образования позволяет выявить ряд тенденций в подготовке и обучении специалистов дошкольной сферы:

  • в содержании деятельности дошкольной образовательной организации (ДОО) существенно отражается социокультурная специфика регионального образовательного пространства, что способствует объединению профессиональных усилий педагогов при разработке компонентов образовательных примерных, парциальных программ, программ воспитания и др.
  • в условиях выполнения требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) осуществляется преобразование структурно-содержательных компонентов модели обучения педагога в системе повышения квалификации
  • выявление подготовленности слушателя в процессе освоения дополнительных профессиональных образовательных программ в области дошкольного образования показывает достаточно высокий уровень удовлетворённости специалиста и в то же время демонстрирует возрастающую потребность скорректировать подходы и механизм реализации программ при обучении

- активно формируется образовательное пространство педагогов дошкольной сферы региона как возможность взаимодействия субъектов образовательных отношений на основе развития профессиональных объединений (ассоциация педагогических коллективов ДОО, лаборатории педагогов, рабочие группы воспитателей и др.) и усиление их роли и влияния на формирование пакета педагогических практик в области воспитания, развития и обучения детей дошкольного возраста.

Список источников

  1. Алексашина, И.Ю. Педагогическая идея: зарождение, осмысление, воплощение: Практическая методология решения педагогических задач / И.Ю. Алексашина. СПб.: СпецЛит, 2000. — 223 с.
  2. Гилясина, Е.В. Научно-методическое сопровождение инновационной работы в учреждениях образования: Сибирский учитель / Е.В. Гилясина.  2015.  №1 (98).  С. 52-55.
  3. Давлятшина, О.В. Профессионально-личностное развитие педагогов в условиях общеобразовательной организации: учеб. — метод. пособие / О.В. Давлятшина; под науч. ред. Е.О. Галицких. — Киров: Радуга – ПРЕСС, 2015. — 195 с.
  4. Демин, В.А. Профессиональная компетентность: понятие и виды: Мониторинг образовательного процесса / В.А. Демин. — 2000. — №4. — С. 35-39.
  5. Майер, А.А. Сопровождение профессиональной успешности педагога ДОУ: Методическое пособие / А.А. Майер. — М.: ТЦ: Сфера, 2012. — 128 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год