Теоретические аспекты проблемы повышения методической компетентности педагогов в организации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста |
Педагогика | |||
Автор: Герасимова Юлия Андреевна | |||
30.08.2023 08:38 | |||
Теоретические аспекты проблемы повышения методической компетентности педагогов в организации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста Герасимова Юлия Андреевна воспитатель МБОУ «Губернаторский лицей № 101 имени Ю.И. Латышева» Аннотация: в данной статье на теоретическом уровне рассматривается проблема эффективности содержания и форм методической работы в дошкольной организации, направленной на повышение методической компетенции педагогов в организации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Ключевые слова: профессиональная компетентность педагогов, дошкольная образовательная организация, методическая компетентность, повышение квалификации, познавательная деятельность.
Утверждение в системе российского образования компетентностного подхода предполагает новую трактовку успешности деятельности педагогов с опорой на понятие «компетентность». Согласно словарю С. И. Ожегова, слово «компетентность» трактуется как свойство в значении прилагательного к «компетентный», толкование которого в современном понимании рассматривается в двух аспектах:
Одним из видов профессиональной компетентности является профессионально-педагогическая компетентность, приобретающая в последние годы все большую актуальность. Данное понятие толкуется неоднозначно:
Суммируя представленные толкования, отметим, что профессиональная компетентность педагога является характеристикой субъекта педагогической деятельности, действующего в рамках своей профессии. Границы профессиональной компетентности педагога заданы извне, нормативно, однако деятельность внутри данных границ предполагает личностную отдачу. В целом профессиональная компетентность педагога подразумевает: владение на теоретическом и практическом уровне предметными знаниями, умениями, навыками; владение способами, методами реализации данных знаний, умений, навыков; обладание необходимыми свойствами, качествами личности, позволяющими осуществлять педагогическую деятельность; обладание чувствительностью к пространству реализации своей профессиональной деятельности, подразумевающей открытость новому опыту, потребность и способность к личностному развитию и профессиональному росту. В современных исследованиях выделяют различные виды профессиональной компетентности педагога, связанные с различными аспектами педагогической деятельности: когнитивную (А. С. Белкин, В. В. Нестеров и др.); коммуникативную (А. С. Белкин, В. Н. Введенский, В. В. Нестеров, Л. М. Митина и др.); профессионально-техническую (А. С. Белкин, В. В. Нестеров и др.); информационную (А. С. Белкин, В. Н. Введенский, В. В. Нестеров); методическую (Т. А. Загривная, Н. В. Кузьмина, Т. В. Сясина и др.) и другие. Анализируя представленные взгляды разных авторов на составляющие профессиональной компетентности в области педагогики, отметим, что, имея разный ракурс рассмотрения, исследователи делают акцент на те или иные компоненты педагогической деятельности. Однако в целом можно обозначить следующие составляющие профессиональной компетентности педагога: когнитивная, профессионально-технологическая, информационная, коммуникативная, методическая и др. Методическая компетентность является одной из важных составляющих профессиональной компетентности педагога. В современной педагогической литературе данное понятие определяется по-разному:
- интегральная характеристика деловых, личностных и нравственных качеств педагога, отражающая системный уровень функционирования методологических, методических знаний, умений, опыта, мотивации, способностей и готовности к творческой самореализации в методической и педагогической деятельности в целом (Т. А. Загривная) [3, с. 13]. Анализ системы дополнительного профессионального образования позволяет выявить ряд тенденций в подготовке и обучении специалистов дошкольной сферы:
- активно формируется образовательное пространство педагогов дошкольной сферы региона как возможность взаимодействия субъектов образовательных отношений на основе развития профессиональных объединений (ассоциация педагогических коллективов ДОО, лаборатории педагогов, рабочие группы воспитателей и др.) и усиление их роли и влияния на формирование пакета педагогических практик в области воспитания, развития и обучения детей дошкольного возраста. Список источников
|