«Использование метода интеллект-карт в образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста» (из опыта работы) |
Педагогика | |||
Автор: Головизнина Надежда Сергеевна Козлова Елена Николаевна | |||
23.08.2023 06:53 | |||
«Использование метода интеллект-карт в образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста» (из опыта работы) Рисование интеллект-карты — необычный вид деятельности, имеющий много общего с игровой, но это эффективный способ работы с информацией, причем универсальный: составлять интеллект-карты можно по самым разным темам. В ходе составления данных карт ребёнок учится сам определять ключевые понятия, делает выбор, какие образы будут наиболее подходящими, где лучше разместить, какие цвета использовать, высказывает своё мнение, рассуждает, творчески воспроизводит информацию, содержащуюся в интеллект-карте, самостоятельно составляя по ней рассказ. Использование интеллект-карты создаёт условия для реализации детской инициативы на разных этапах её изготовления и в разных видах деятельности детей. Мы используем данные карты в образовательной деятельности с детьми для:
Затем работаем с каждой ветвью. С помощью, выбранных картинок, дети создают интеллектуальную карту. По карте дети составляют рассказ об осени.
В рамках организации проекта на тему «Почему нельзя есть снег?», в ходе реализации разных этапов проекта составили две интеллект-карты. Интеллект – карты № 1: «Снег – это хорошо!» и «Снег – это плохо!». Сначала мы с детьми выбрали картинку представляющую снег (снежинка), поместили ее в центре листа. Далее нарисовали от снежинки стрелки (ветви) красного или синего цвета. Если «снег — это хорошо!», обозначаем линией синего цвета. Дети рассуждали и называли: снег – это игры в снежки, лепка снеговика, рисование на снегу, лепка снежных куличиков для игры «Магазин», «Семья»; полив растений талой водой; снег – источник воды для птиц, животных; защита почвы, защита деревьев от холода, укрытие животных от замерзания. Если «снег – это плохо!», обозначаем линией красного цвета. Дети называли признаки: холодный, грязный: собаки, кошки ходят по снегу оставляя на нем шерстинки и свою грязь, машины загрязняют выхлопными газами, выбрасывают различные загрязняющие вещества (пыль, сажу), котельные, которые отапливают дома, тоже загрязняют снег; если есть снег можно заболеть; когда идем по снегу могут быть ветки, палки торчать, можно пораниться; для птиц и зверей под снегом тяжело искать корм. На заключительном этапе проекта составили с детьми интеллект-карту – запоминалочку № 2. Эта интеллект-карта является продуктом проекта. В центре мы поместили основную тему «Снег нельзя есть», нарисовали губы и зачеркнули их. От центра провели две стрелки на вопрос «Почему нельзя есть снег?»: 1 вариант ответа — снег грязный и представили в виде картинки «клякса» и 2-ой вариант ответа — снег холодный в виде картинки «мороженое». Далее стали рассуждать, что еще может быть грязным и зарисовывали предметы: немытое яблоко, грязная обувь, грязные руки после посещения туалета, песок в песочнице. Аналогичные рассуждения — снег нельзя есть, потому что он холодный и что еще может быть холодным как снег и зарисовывали предметы: сосулька, мороженое, ручей, вода, лед, дождик, лужа. Таким образом, применение интеллект – карт способствует всестороннему развитию ребенка: он не только учится усваивать информацию, но и оперативно с ней работать. Считаем, что многовариативность использования интеллект – карты позволяет применить этот метод в разных областях педагогической деятельности, и данный опыт будет полезен коллегам. Составили: воспитатель Н.С. Головизнина, старший воспитатель Е.Н. Козлова
|