СЕМЬЯ И ЕЕ РОЛЬ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКА |
Педагогика | |||
Автор: Антипина Елена Владимировна | |||
23.08.2023 06:28 | |||
СЕМЬЯ И ЕЕ РОЛЬ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКА Антипина Елена Владимировна воспитатель МБДОУ города Иркутска детский сад № 172 «Радуга» Решающая роль в формировании личности ребенка принадлежит семье, которая выполняет важные социальные функции, передавая язык, нравы, обычаи и традиции, духовные ценности [1]. К числу важнейших субъективных условий, оказывающих влияние семьи и домашнего общения на воспитание детей, относятся семейные традиции [2]. Отсутствие такого важного фактора, как общение детей с друг другом, взрослыми, родителями в играх, на праздниках не позволяет ребенку в должной степени адаптироваться к социуму, накопить опыт социальных отношений.
На практике работы с детьми часто заметно, что дошкольники мало знают о своей семье, о связи с поколениями, в них недостаточно развито чувство уважения к старшему поколению. Таким образом, в нашей работе по данному направлению были поставлены следующие задачи:
Одним из первых этапов по осуществлению поставленных задач было проведение бесед с родителями, на тему связи старшего поколения с младшим (ознакомление с их ближайшими родственниками, их достижениями, наградами, трудовой историей). В группе проводились мониторинги «статус семьи», «образовательный уровень родителей», «сферы деятельности родителей». Это позволило сформировать представления в целом о категории родителей в группе. Для того, чтобы родители могли задавать свои вопросы, связанные с воспитанием детей анонимно, в приёмной был размещен «конверт пожеланий» в виде почтового ящика. Когда почта вынималась, анализировалась и готовилась отчетная доска, на которой были вопросы родителей и ответы на них. Это помогло узнать о проблемах воспитания ребенка в семье (неуважительное отношение ко взрослым, непослушание, ревностное отношение к младшим детям и др.). Со временем, общение в виде наличия почтового ящика полюбилось родителями и стало приносить свои первые победные результаты. Они стали чаще высказывать пожелания и предложения по проблемы, делиться своими мыслями, рассуждать на тему общения и воспитания детей. На собрании было решено поближе познакомиться с родителями посредством анкетирования, в результате возник альбом «Моя семья», а позднее идея проекта «Это ты, это я – вместе целая семья». Также было предложено каждой семье заполнить свою страничку в групповом альбоме «Знакомьтесь, моя семья» на такие темы как, место проживания, профессии родителей, увлечения, любимые места отдыха, традиции и т. п. Выбор разделов определялся желанием глубже узнать о проблемах в семье воспитанников, получить как можно больше информации, которая в будущем поможет наладить тесную связь между педагогом, родителями и детьми. Дети активно принимали участие в проекте, приносили в группу яркие оформленные семейные страницы и гордостью рассказывали о том, как они вместе с родителями подбирали фотографии, картинки и вместе делали подписи к своей страничке. Были и те, которые оригинально отнеслись к поставленной задаче, сочинили целую поэму в стихах к своей странице и придумали рисунки. Совместно с детьми была придумана игра, способствующая развитию речи, определению настроения родных изображенных на фото. Воспитатель с детьми часто рассматривали фотографии из альбома и рассказывали о своих близких. На собраниях были продемонстрированы совместные рассказы детей и родителей по семьям на темы: «Моя любимая мамочка», «Я – в семье помощник». На основе рассказов дети рисовали портреты мам, картинки о том, как они помогают своим родителям, дедушкам и бабушкам. В рамках проекта также было проведено открытое совместное занятие с родителями «Моя любимая семья», целью которого являлось формирование представлений о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге, составлялось «генеалогическое древо». В составлении древа принимали активное участие родители. На занятии были проведены упражнения такие, как «самый дорогой на свете человек». Дети рассказывали о своих родителях, как о самых дорогих и близких людях, об их профессиях. Также, нами был проведён праздник «День бабушек и дедушек», в ходе которого дети познакомились и подружились со старшим поколением, узнали о жизни своих бабушек и дедушек, об их достижениях в труде. Благодаря тесному сотрудничеству с родителями нами были получены хорошие результаты: дети получили более полное представление о семье, о ее значении в жизни ребенка. В свою очередь, родители стали активно принимать участие в жизни детского сада, родительский коллектив стал более сплочённым. Многие родители стали замечать, что их дети стали уважительнее относиться к ним, гордиться ими. Совместная работа с родителями принесла положительные результаты в формировании у старших дошкольников представлений о семье. Список литературы:
|