Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

СЕМЬЯ И ЕЕ РОЛЬ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКА
Педагогика
Автор: Антипина Елена Владимировна   
23.08.2023 06:28

СЕМЬЯ И ЕЕ РОЛЬ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКАСЕМЬЯ И ЕЕ РОЛЬ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКА

Антипина Елена Владимировна воспитатель МБДОУ города Иркутска детский сад № 172 «Радуга»

Решающая роль в формировании личности ребенка принадлежит семье, которая выполняет важные социальные функции, передавая язык, нравы, обычаи и традиции, духовные ценности [1]. К числу важнейших субъективных условий, оказывающих влияние семьи и домашнего общения на воспитание детей, относятся семейные традиции [2]. Отсутствие такого важного фактора, как общение детей с друг другом, взрослыми, родителями в играх, на праздниках не позволяет ребенку в должной степени адаптироваться к социуму, накопить опыт социальных отношений.

 

На практике работы с детьми часто заметно, что дошкольники мало знают о своей семье, о связи с поколениями, в них недостаточно развито чувство уважения к старшему поколению. Таким образом, в нашей работе по данному направлению были поставлены следующие задачи:

  • развитие у детей знаний о своей семье и родословной;
  • научения уважительному отношению к родственникам;
  • воспитание гордости за свою семью.

Одним из первых этапов по осуществлению поставленных задач было проведение бесед с родителями, на тему связи старшего поколения с младшим (ознакомление с их ближайшими родственниками, их достижениями, наградами, трудовой историей). В группе проводились мониторинги «статус семьи», «образовательный уровень родителей», «сферы деятельности родителей». Это позволило сформировать представления в целом о категории родителей в группе.

Для того, чтобы родители могли задавать свои вопросы, связанные с воспитанием детей анонимно, в приёмной был размещен «конверт пожеланий» в виде почтового ящика. Когда почта вынималась, анализировалась и готовилась отчетная доска, на которой были вопросы родителей и ответы на них. Это помогло узнать о проблемах воспитания ребенка в семье (неуважительное отношение ко взрослым, непослушание, ревностное отношение к младшим детям и др.).

Со временем, общение в виде наличия почтового ящика полюбилось родителями и стало приносить свои первые победные результаты. Они стали чаще высказывать пожелания и предложения по проблемы, делиться своими мыслями, рассуждать на тему общения и воспитания детей.

На собрании было решено поближе познакомиться с родителями посредством анкетирования, в результате возник альбом «Моя семья», а позднее идея проекта «Это ты, это я – вместе целая семья». Также было предложено каждой семье заполнить свою страничку в групповом альбоме «Знакомьтесь, моя семья» на такие темы как, место проживания, профессии родителей, увлечения, любимые места отдыха, традиции и т. п.

Выбор разделов определялся желанием глубже узнать о проблемах в семье воспитанников, получить как можно больше информации, которая в будущем поможет наладить тесную связь между педагогом, родителями и детьми.

Дети активно принимали участие в проекте, приносили в группу яркие оформленные семейные страницы и гордостью рассказывали о том, как они вместе с родителями подбирали фотографии, картинки и вместе делали подписи к своей страничке. Были и те, которые оригинально отнеслись к поставленной задаче, сочинили целую поэму в стихах к своей странице и придумали рисунки.

Совместно с детьми была придумана игра, способствующая развитию речи, определению настроения родных изображенных на фото. Воспитатель с детьми часто рассматривали фотографии из альбома и рассказывали о своих близких.

На собраниях были продемонстрированы совместные рассказы детей и родителей по семьям на темы: «Моя любимая мамочка», «Я – в семье помощник».

На основе рассказов дети рисовали портреты мам, картинки о том, как они помогают своим родителям, дедушкам и бабушкам.

В рамках проекта также было проведено открытое совместное занятие с родителями «Моя любимая семья», целью которого являлось формирование представлений о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге, составлялось «генеалогическое древо». В составлении древа принимали активное участие родители. На занятии были проведены упражнения такие, как «самый дорогой на свете человек». Дети рассказывали о своих родителях, как о самых дорогих и близких людях, об их профессиях.

Также, нами был проведён праздник «День бабушек и дедушек», в ходе которого дети познакомились и подружились со старшим поколением, узнали о жизни своих бабушек и дедушек, об их достижениях в труде.

Благодаря тесному сотрудничеству с родителями нами были получены хорошие результаты: дети получили более полное представление о семье, о ее значении в жизни ребенка. В свою очередь, родители стали активно принимать участие в жизни детского сада, родительский коллектив стал более сплочённым. Многие родители стали замечать, что их дети стали уважительнее относиться к ним, гордиться ими. Совместная работа с родителями принесла положительные результаты в формировании у старших дошкольников представлений о семье.

Список литературы:

  1. Педагогическое сопровождение семейного воспитания. Программы родительского всеобуча. — М.: Каро, 2016. — 144 c.
  2. Стиффелман С. Осознанное родительство. Как стать опорой своему ребенку и открыть ему дорогу в большой мир. -М.: Эксмо-Пресс, 2018. — 320 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год