«Методы и приемы работы с детьми с ОВЗ» |
Педагогика | |||
Автор: Шихова Альфира Фаридовна | |||
22.08.2023 06:24 | |||
«Методы и приемы работы с детьми с ОВЗ» Подготовила: Шихова Альфира Фаридовна, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Снегурочка» В настоящее время большое внимание уделяется проблеме организации развития и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Главной причиной является колоссальное увеличение количества таких детей и появление новых возможностей для их приспособления к жизни. В работе с детьми с ОВЗ недостаточно использовать традиционные методики коррекционной работы. Инклюзивное образование предполагает принятие детей с ограниченными возможностями здоровья как любых других детей, а также включение их в виды деятельности, вовлечение в коллективные формы обучения, использование игры, так как игра в дошкольном возрасте является основным видом деятельности.
Воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию. При работе с детьми с ОВЗ необходимо использовать разнообразные формы, методы и приемы проведения видов деятельности. Чаще проводить занятия в нетрадиционной форме: игра-путешествие, мини-спектакль, ролевые игры. В основе планирования любого занятия должны быть использованы наиболее эффективные средства включения детей с особыми образовательными потребностями в процессе творчества на занятии. Использование инновационных технологий с детьми с ОВЗ в ДОУ позволяет решить следующие задачи: — развить инициативность, самостоятельность, — развить любознательность — стимулировать активность к игровой и познавательной деятельности Использование в практике работы с детьми с ОВЗ эффективных педагогических технологий:1. Игровая технология;2. Информационно- коммуникативная технология;3.Сказкотерапия;4. Арт терапия;5. Песочная терапия;6. Здоровьесберегающая технология;7. Су Джок технология;8. Нейропсихология Игровая технологияИгра — один из наиважнейших методов, способствующих всестороннему и гармоничному развитию личности ребенка. Игра помогает развивать физические, умственные, эмоциональные качества. При правильном подборе игр, их последовательности и системности использования можно добиться гарантированного результата в обучении. Внедряя игровые технологии, педагог делает процесс получения новых знаний и умений более увлекательным. Для того, чтобы занятия вызывали интерес и приносили положительные результаты необходимо применение различных материалов: игрушек, реальных предметов, конструкторов, карандашей, красок и др. Информационно- коммуникативные технологии Применение информационных компьютерных технологий на игровых занятиях не только облегчает усвоение учебного материала, но и предоставляет новые возможности для развития творческих способностей детей:
Сказкотерапия Сказкотерапия – это занятие с помощью сказки, направленное на решение какой-либо проблемы. Сказкотерапия является одним из методов арттерапии. «Сказка — это первые и блестящие попытки русской народной педагогики» (К. Д. Ушинский). Действительно, сказки пользовались и продолжают пользоваться популярностью у маленьких дошколят.Сказкотерапия является одним из методов, который мы используем для детей с ОВЗ. Яркие образы сказочных персонажей, развивают абстрактное мышление. Сказочные тексты помогают, верно, построить диалоги и влияют на словарный запас, лексико – грамматический строй речи и связную речь. Арт терапия:• музыкотерапия (игра на музыкальных инструментах);
Песочная терапияМетод песочной терапии обладает мощным ресурсом для коррекционной работы с детьми данной категории. Основные преимущества этого метода:во-первых, усиливается желание ребенка узнавать новое, экспериментировать и работать самостоятельново-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность, как основа "ручного интеллекта"в-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции, а главное – речь и моторика Здоровьесберегающая технология Одной из основных задач в работе с детьми с ОВЗ является такая организация и методика проведения всех оздоровительных и воспитательно-образовательных мероприятий, при которой не только сохраняется хороший уровень умственной работоспособности, происходит дальнейшее развитие, но и укрепление здоровья ребёнка. Мероприятия выстраиваются в последовательную цепочку и проходят через все виды деятельности. Данная технология повышает эффективность образовательного процесса за счёт её применения.
Су Джок терапия: Су Джок терапия — это высокая эффективность, безопасность и простота, наилучший метод самопомощи, существующий в настоящее время. С помощью шариков ( «ежиков») и колец удобно массировать пальцы в целях благотворного влияние на весь организм. Это позволяет повысить потенциальный энергетический уровень ребенка, обогащает его знания о собственном теле, развивает тактильную чувствительностьЦель использования Су-Джок терапии: Коррекция развития речи путем активизации речевых зон мозга. Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. Развитие мелкой моторики для дальнейшей подготовки руки ребенка к письму. Мнемотехника Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.Использование мнемотехники сокращает время обучения и одновременно решает следующие речевые задачи: обогащение словарного запаса, составление рассказов, пересказ художественной литературы, отгадывание и загадывание загадок, заучивание стихов. НейропсихологияНейропсихологические упражнения − это эффективнейшая методика, позволяющая без использования медикаментов, помочь детям с ОВЗ при различных видах нарушений, в том числе и речевых. Для детей подобная методика полностью безопасна, не вызывает никаких нежелательных проявлений. При правильном и квалифицированном подходе удается достичь высоких результатов.
|