Применение игровой технологии в реализации образовательного проекта ТЕМП в ДОУ |
Педагогика | |||||||||||||||
Автор: Болсун Наталья Анатольевна | |||||||||||||||
16.08.2023 20:36 | |||||||||||||||
Применение игровой технологии в реализации образовательного проекта ТЕМП в ДОУ Воспитатель: Болсун Наталья Анатольевна 1 квалификационная категория Введение: На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования. Внедрение в педагогическую практику инновационной деятельности считается одним из стратегических направлений в дошкольном образовании. Основная образовательная программа дошкольного образования направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности. В обновлении современного общества на первый план выдвигается проблема социализации личности человека, т. е. усвоение им с раннего возраста ценностей общества, в котором ему предстоит жить. Благополучие ребенка в дальнейшей жизни во многом зависит от того, насколько успешным оказался его ранний социальный опыт.
Как отмечает Н.Ф. Голованова, овладеть социальным опытом – значит не просто усвоить сумму сведений, знаний, навыков, а овладеть способом деятельности и общения, результатом которого он является. В рамках региональной концепции ТЕМП в русле популяризации технологического образования предполагается ранняя профессиональная ориентация подрастающего поколения, начиная с дошкольного возраста. Социокультурное назначение игры означает синтез усвоения ребенком богатства культуры, воспитания и развития его как личности, позволяющей ребенку функционировать в качестве полноправного члена детского или взрослого коллектива (С. А. Шмаков). На современном этапе игровая технология может быть использована для ознакомления дошкольников с профессиями взрослых, воспитанию устойчивого интереса к разным видам труда посредством организации сюжетно-ролевых игр. Именно игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых. Игровая технология дают ребёнку возможность «примерить» на себя важнейшие социальные роли, быть лично причастным к изучаемому материалу (мотивация ориентирована на удовлетворение познавательных интересов и радость творчества), прожить некоторое время в «реальных жизненных условиях». Планомерная и целенаправленная организация игровой деятельности способствует формированию целевых ориентиров, а именно: проявление инициативы и самостоятельности; развитие творческого воображения; обладание установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда; активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение учитывать интересы и чувства других; умение подчиняться разным правилам и нормам и др. Все вышесказанное определяет и обуславливает важность и актуальность применения игровой технологии в воспитании и развитии ребенка, становлении его социального опыта. Цель нашей работы – развитие игровых компетенций детей дошкольного возраста в рамках реализации образовательного проекта ТЕМП. Задачи:
I. Теоретическая часть опыта работы 1. 1. Актуальные концепции развития игровой деятельности дошкольников Выделяют два основных направления исследований развития игровой деятельности дошкольников. Первое – московская школа (представители — Е.И. Радина, Р.И. Жуковская, С.А. Козлова, А.Ш. Шахманова). Определяя стратегию руководства детскими играми, они подчеркивали важность развития игры в направлении от игры предметной, воссоздающей действия взрослых, к игре ролевой, моделирующей отношения между людьми. По данной методике внимание детей при ознакомлении с трудом взрослых фиксировалось на внешней стороне, их не знакомили с конкретными трудовыми процессами. Процессы формирования знаний о труде взрослых и становления детской трудовой деятельности осуществлялись параллельно, а не в единстве. Н.Ф. Тарловская предлагает такой путь организации игры, при котором основным побудителем является не подражание взрослому, а общение с ним. Ее технология отражает последовательность вхождения ребенка в образ. Создавая образ взрослого, представителя какой-либо профессии, нужно в первую очередь знакомить детей с ее традиционными атрибутами и учить определять профессию по атрибуту. В образе взрослого следует выполнять только те действия, которые присущи его социальной роли. Существует еще ряд современных педагогических технологий, авторами которых являются Н.Я. Михайленко, С.Л. Новоселова, В.Я. Воронцова и др. Для этих авторов характерна следующая позиция: игре необходимо учить, сама по себе игра и ребенок в игре без руководства развиваться не будут. С этой целью необходимо использовать обучение игре в непосредственно организованной и совместной деятельности. Преобладающим методом считается участие взрослого в игре. На основании исследований В.И. Логиновой и ее учеников (ленинградская школа) разработана методика, объединяющая средства трудового воспитания (формирование системных знаний о труде взрослых, обучение целостным трудовым процессам, самостоятельная детская трудовая деятельность в повседневной жизни детского сада и семьи), позволяющая установить содержательные связи между познанием сущности труда и детской игровой и трудовой деятельностью (М. В. Крулехт). Они указывают на тесную взаимосвязь игры и труда детей. Детский труд начинает обслуживать игру. Владея навыками ручного труда, дети легко переходят от игры к изготовлению недостающих атрибутов. Исследование М.М. Стрекаловской доказало развивающую эффективность влияния игр на трудовую тематику, успешное освоение ребенком позиции субъекта детской игровой деятельности. Она отмечает, что компоненты трудового процесса (цель, предмет, орудия труда, система трудовых действий, результат) воссоздаются в игре в форме сюжетной цели, игрушек-материалов, игрушек-инструментов, технических игрушек, игровых действий, условного сюжетного результата. Связь коллективного труда людей разных профессий отражаются в игре с помощью ролевых взаимодействий, отношений, ролевого общения. В настоящее время в рамках реализации Концепции образовательного проекта «ТЕМП» в Челябинской области (2014г) подчеркивается актуальность ознакомления детей дошкольного возраста с профессиями взрослых. Отмечается необходимость создания условий для развертывания сюжетно-ролевых игр производственной тематики, в первую очередь отражающих особенности уральского региона. В современных исследованиях ставятсяакценты на разработку таких понятий, как «профессиональная направленность личности дошкольника», «ранние профессиональные устремления дошкольника», «профориентационные сюжетно-ролевые игры» и др. 1. 2.Особенности использования игровой технологии в образовательном процессе ДОУ Применениеинновационных педагогических технологий на современном этапе, а в частности внедрении игровых технологий (игра – ведущий вид деятельности дошкольников), является одним из факторов повышения качества дошкольного образования. В условиях введения ФГОС ДО для педагогов важно понять: что представляют собой игровые технологии, как использовать их в образовательном процессе? Понятие «инновация» означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося. Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Педагогическая технология — совокупность психолого-педагогических подходов, определяющих комплекс форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств реализации образовательного процесса. Понятие «игровая педагогическая технология» включает обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Цель игровой технологии — не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. (Г. К. Селевко). Это последовательная деятельность педагога по отбору, разработке, подготовке игр; включению детей в игровую деятельность; осуществлению самой игры; подведению итогов, результатов игровой деятельности. Преимущества игровых технологий состоят и в том, что они могут применяться не только в образовательной деятельности, но и в совместной деятельности с воспитателем и в самостоятельной деятельности детей. Согласно Д.Б. Эльконину игра рассматривается как социальный, отражательный вид деятельности, средство подготовки подрастающего поколения к взрослой жизни, труду. Элементы современных педагогически технологий творческих сюжетно-ролевых игр были заложены крупными педагогами отечественной дошкольной педагогики А.П. Усовой, Р.И. Жуковской, Д.В. Менджерицкой. Исследования Л.А. Венгера, Н.Я. Михайленко, К.С. Егоркиной, Е.В. Зворыгиной, Н.Ф. Комаровой составили основу для разработки игровых технологий в педагогическом процессе в детском дошкольном учреждении. Выделяет следующие компоненты игровой технологии:
Все рассмотренные компоненты находятся в тесной взаимосвязи и включают ряд структурных элементов.
II. Практическая часть опыта работы 2. 1. Ознакомление старших дошкольников с профессиями взрослых в условиях реализации образовательного проекта ТЕМП Задачи по ознакомлению детей с профессиями взрослых и педагогическое руководство игровой деятельностью реализуются в дошкольных учреждениях на протяжении многих лет. Своим опытом работы мы хотим показать необходимость внедрения новых систем работы по данному направлению, отвечающим современным требованиям и учитывающим интересы современных детей. В данной работе мы представляем опыт использования игровой технологии в ознакомлении дошкольников с профессиями взрослых через организацию сюжетно-ролевых игр. Современные дети проявляют слабый интерес к профессиональной деятельности взрослых, трудовым процессам и значимости их труда. Наблюдения за сюжетно-ролевыми играми детей старшего дошкольного возраста показали следующие характеристики: слабо развитый сюжет, однотипность игровых действий, конфликтность между детьми, неумение принимать определенную роль и «вести» ее на протяжения всей игры, тематика и содержание игр однообразные. Поэтому параллельно мы рассматриваем сюжетно-ролевую игру и как фактор развития игровых компетенций дошкольников. На основании разнообразных концепций развития игровой деятельности мы выделили эффективные формы организации, методы и приемы ознакомления детей с профессиями взрослых, образовательного взаимодействия семьей (Приложение 1), методы и приемы руководства сюжетно-ролевой игрой детей (приложение 2), определили содержание современных сюжетно-ролевых игр, отражающих не только обслуживающий труд взрослых (врач, учитель, продавец), но и включающие профессии производственного характера (фермер, агроном, кондитер). Мы стараемся отразить в игре взаимодействие людей разных профессий для достижения игровой цели, поэтому стареемся включить большее количество ролей. Образовательные ситуации с использованием педагогических игр отражены в календарно-тематическом планировании (Приложение3). С целью обогащения игровых сюжетов социально ценностным содержанием, мы используем проектную деятельность с детьми и составляем игровые маршруты (Приложение 4), разрабатываем варианты проведения тематических прогулок. Планомерно и систематически добавляем новые сюжетно-ролевые игры в совместной и непосредственно образовательной деятельности. Изготавливая атрибуты к играм, придумывая новые события, героев, маршрут, мы исходим из запросов и интересов детей. Основная игровая технология, которую мы используем в работе, это технология В.И. Логиновой, М.В. Крулехт, Э.В. Онищенко. Она предполагает три основных этапа организации сюжетно-ролевых игр детей: 1-й этап. Обогащение представления о той сфере действительности, которую ребенок будет отображать в игре (наблюдения, рассказы, беседы, экскурсии и т.п.). На этом этапе важно знакомить ребенка с людьми, их деятельностью, отношениями (кто, чем, почему занимается). 2-й этап. Организация сюжетно-ролевой игры ( «игра в подготовку к игре»):
3-й этап. Самостоятельная игровая деятельность детей. Организация сюжетно-ролевой игры с воображаемым партнером, за которого ребенок разговаривает. В данной технологии четко определен алгоритм взаимодействия воспитателя и детей (таблица1). Таблица 1
Основное место в наших сюжетно-ролевых играх занимает творческий подход к руководству детской игрой, возможность ребенка перенести полученный опыт в реальную жизнь, что соответствует требованиям ФГОС ДО. Все это способствует развитию длительных сюжетно-ролевых игр, которые создают благоприятные возможности для более высоких, качественно иных по своей структуре взаимоотношений детей, чем в обычных играх, способствуют процессу их социализации. Особое значение уделяем созданию развивающей предметно-пространственной среды, учитывая требования ФГОС ДО: среда должна быть трансформируемой, многофункциональной, вариативной, безопасной и доступной. Обогащаем предметное пространство материалами профориентационной тематики, которые выполняют не только информационную функцию, но и побуждают детей к моделированию полученных знаний в игровой деятельности. В рамках реализации проекта «Профессии моей семьи» дети посещали рабочие места родителей, брали у них интервью, составляли рассказы и рисовали портреты.Привлекаем родителей к обновлению и обогащению развивающей среды. Совместно с родителями изготовили ширмы - трансформеры, тканевые органайзеры, чехлы на стулья, различные плоскостные элементы. 2.2. Инструментальное обеспечение педагогической диагностики детей Проблема организации оценивания качества и уровня образованности детей дошкольного возраста остается весьма актуальной на сегодняшний день. Многие инновационные технологии, вариативные программы, авторские разработки не содержат инструментального обеспечения для проведения педагогической диагностики, что значительно затрудняет планирование работы по повышению качества образовательной работы с детьми, учитывать индивидуальные особенности. В своей работе мы используем два направления педагогической диагностики: сформированность представлений детей о профессиональной деятельности взрослых и игровые компетенции дошкольников. Мы используем методические рекомендации Г.Н. Кузнецовой, С. Н. Обуховой в выборе критериев развития у детей представлений о профессиях взрослых Для определения уровня развития игровых компетенций наших детей, мы использовали инструментарий Г.В. Яковлевой, Т.М. Деккер, Н.Я. Ратановой (Приложения 5,6) Итоги мониторинга представлены в Приложении 6 . Заключение Разнообразие существующих технологий руководством сюжетно-ролевых игр детей на современном этапе позволяет каждому дошкольному учреждению выбрать наиболее эффективные формы организации, методы и приемы работы с детьми, учитывая специфику своей деятельности, интересы и возможности воспитанников, что в конечном итоге будет способствовать повышению качества образования. В своей работе мы показали эффективность выбранной нами технологии для достижения поставленной цели и решения педагогических задач. Практическая значимость опыта работы заключается в том, что использование его в работе дошкольного учреждения позволит получить информацию о развитии игровой деятельности детей, повысит интерес дошкольников к профессиям взрослых и технологии их труда, будет способствовать достижению детьми целевых ориентиров основной образовательной программы дошкольного образования. «… Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть» - Эрик Берн. Список литературы
|