Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Образовательный туризм как ресурс профессионального развития современных педагогов и преобразования среды в детских садах
Педагогика
Автор: Травина Татьяна Сергеевна Абуева Наталья Владиславовна   
04.08.2023 07:38

Образовательный туризм как ресурс профессионального развития современных педагогов и преобразования среды в детских садахОбразовательный туризм как ресурс профессионального развития современных педагогов и преобразования среды в детских садах

Авторы: Травина Татьяна Сергеевна, старший воспитатель ЧДОУ детский сад «Колокольчик» город Ярославль; Абуева Наталья Владиславовна, старший воспитатель МДОУ «Детский сад № 10» город Ярославль

Образовательный туризм — является современным, эффективным методом активного обучения педагогов. Идея его заложена в самом названии. Синергия двух сфер: образования и туризма, обе из которых являются социально ориентированными, дает новые возможности для каждой. И в данной статье авторы постараются это обосновать и рассказать о своем опыте образовательных путешествий и их результатах.

У педагогов из города Ярославль – МДОУ «Детский сад № 10» и ЧДОУ детский сад «Колокольчик» осенью 2022 года состоялась деловая поездка – однодневная стажировка с целью знакомства с современными технологиями, погружения в пространство и педагогическую практику заранее выбранного детского сада.

Что послужило отправной точкой для выбора места погружения? Конечно, такой важный момент, как новизна, неповторимость, авторский почерк.

Для образовательного тура был выбран очень интересный объект, который находится в Московской области, в совхозе имени Ленина — Частный детский сад «Замок Детства».

Сам детский сад – это современное, вновь построенное недавно трехэтажное здание. Архитектурное решение — детский сад снаружи выглядит как сказочный замок — это абсолютно необычно для глаза, но очень удачно вписывается в инфраструктуру поселка. А сам поселок похож на сказочный городок – красивые аккуратные дома жителей, детский парк «Лукоморье», спортивные и игровые площадки, пруд, много зеленых насаждений, а улицы и фонари украшают фигурки в виде клубники. Представляете – все это мы увидели своими глазами!

 

В Замке Детства нас встречали хозяйки – стоит сразу сказать, что это династия: мама Татьяна Александровна Данилина, заместитель заведующего и дочь Алевтина Владимировна Чичкова, заведующий.

Татьяна Александровна осуществляла методическое сопровождение, а Алевтина Владимировна обеспечила комфорт всего нашего тура.

День был субботний. Только неравнодушные педагоги могут свой выходной посвятить работе, самообразованию. А мастер своего дела — Татьяна Данилина провела такое активное погружение, так построила туристский маршрут, что все услышанное и увиденное зацепило за живое. Тогда же педагоги и познакомились с автором-разработчиком конструктора «Йохокуб» — Еленой Чуйковой.

Тема встречи «Образовательная среда современного детского сада в контексте ФГОС ДО».

Мы увидели пространство детской реализации — здесь ищут и находят ответы на детские вопросы. Здесь в полной мере реализуется такие технологии, как «Голос ребенка», «Говорящие стены», «Думающие стены», «Детское планирование». Пространство групп и других помещений не только разнообразно, но еще и живо, открыто и в какой бы уголок мы не заглянули — повсюду глаз останавливался, а сердце радовалось — здесь живут счастливые дети!!! Детское планирование с листами ожидания, планирование работы в центрах активности, календарь образовательных событий, карта добрых дел, сезонный алфавит, проекты "Читающая семья", "Чердак времени", "Мастерская Бабашкина" — впечатлило и заинтересовало все!!!

В интерактивной библиотеке было чтение, слушание и в буквальном смысле — вдыхание аромата книг — трешь страничку — и чувствуешь себя на полянке, среди цветов, или вдыхаешь запах булочки с корицей.

На мастер-классе от Елены Чуйковой было столько эмоций и нестандартных инженерных решений, которые участники нашей команды осуществили, имея в руках пару-тройку картонных призм, кубов и цилиндров!

Кульминация семинара — презентация Татьяны Александровны, где были раскрыты реперные точки в современной развивающей среде детского сада и проблемы в ее создании.

Завершили семинар коллаборацией усилий — вместе создавали историю — выкладывали на полу, из различных неструктурированных материалов. Командной фантазией был создан Педагог в настоящем — много умеющий и знающий, стремящийся в будущее, где его всегда ожидает удивительное волшебное Древо счастья с новыми инновационными технологиями!!!

Для себя мы сделали вывод, что пространство образовательной среды — окно детских возможностей. Что среду надо наполнять полифункциональными материалами, чтобы давать возможности детскому развитию, детским инициативам.

А еще хозяева приготовили десерт. Павел Николаевич Грудинин и сотрудники кафе «Ягодка» устроили для нас продолжение — образовательный тур плавно перешел в дегустационный и гастрономический. В кафе расположился стол с сырами, изготовленными на сыроваренном заводе ЗАО Совхоза имени Ленина и местными соками. После этого мы отправились в магазин с продукцией ЗАО Совхоза имени Ленина.

Стажировка в «Замке Детства» стала для нас вдохновением к изменениям среды в наших детских садах. Мы по-новому посмотрели на ресурсы предметно-пространственной среды и теперь у нас все доступно для детей и слышен «голос ребенка»!!! В нашем детском саду «говорящая» и «думающая» среда.

Мы используем такие формы взаимодействия педагога с детьми, когда у ребенка есть право выбора – идем от интереса детей с помощью детского планирования по модели «Трех вопросов», «Пяти вопросов».

Пример технологии «Говорящие стены» — дети старшей группы выбрали тему проекта «Наша группа». В результате погружения в тему в группе появились два силуэта: мальчика и девочки. Ребята в ходе исследования узнавали: что любят мальчики их группы, а что девочки. На стене также разместился лист со статистикой: ребята считали, кого больше в группе: мальчиков, или девочек. Здесь же появилась «Азбука темы»: к каждой букве алфавита дети подбирали слова на тему своих любимых игрушек и занятий (А- автомобиль. Б – бег, …К – кукла, конструктор). И еще ребятам очень понравилось делать «визитки»: каждый ребенок рисовал первую букву своего имени и украшал так, как ему хотелось, а в уголке еще прикреплял свою фотографию. Приходишь в группу и видишь, кто в ней живет, чем занимается – среда нам все рассказала.

Метод 6 вопросов также успешно вошел в систему гибкого планирования. Совместно с родителями в наших детских садах ожили картины великих художников – проект «Ожившие картины» мы подсмотрели у коллег в «Замке Детства».

Йохокуб с успехом поселился в межгрупповом и разновозрастном сообществе детей. Взрослые и дети чувствуют себя дизайнерами — создают уникальные объемные 3-D модели для игры, для оформления пространства детского сада. Реализованы проекты с детьми 3-4 лет «Приключения КУКОбока», «В мире моды» (4-5 лет), «Автомобили и другая техника» (5-6 лет), «Архитектура старого Ярославля и изразцы» (6-7 лет).

Очень загадочно для нас звучало словосочетание «Думающая стена». И именно на стажировке у Татьяны Александровны пришло понимание этой технологии — это локация, где размещается «провокация», в общем, что-то такое, что даст толчок для детской мысли, для новых вопросов и новых исследований. Эту технологию мы также теперь применяем.

А еще у нас теперь есть:

  • Экран «Читающая семья» — в групповых пространствах 3 групп.
  • Календарь событий.
  • Оформление раздевалок с позиции индивидуализации и субъектности.
  • «Мой безопасный путь домой»
  • Правила работы в парах, оформленные детьми.
  • Автодидактические карточки для детей раннего возраста.

Изменилась среда наших детских садов благодаря мобильным ширмам – маркерам. С их помощью в группе мы легко организуем разнообразные локации: лаборатория, мини-музей, Реджио-ателье, любую сюжетно-ролевую игру. Ширмы могут переместиться и дополнить тот, или иной центр в группе, как бы притягивая детей — "приглашая" их к деятельности.

Мы расширили образовательные возможности пространства детского сада, создав в помещениях и на территории интерактивные локации:

- Дерево впечатлений (дети заполняют пространство в коридорах детского сада продуктами своих исследований, творчества – размещать их на дереве с помощью прищепок, магнитов).

- Лаборатория текстур – это дорожка на стене в коридоре детского сада, участки которой выполнены из 12 различных материалов – пробка, резина, пенька, древесина, хлопок, пластик и другие (дети исследуют свойства материалов визуально и тактильно).

- Лаборатория звуков – это колокольчики разных размеров, небольшие мешочки, наполненные разным содержимым (дети исследуют высоту, вес и особенности звучания).

- Площадка игры и общения, мобильная Арт-мастерская, ЭкоГрад и Музыкальный домик – это интерактивные локации на территории детского сада. Все они наполняются каждый раз разным материалом, который помогает детям совершать открытия в разных областях.

В перспективе на ближайшее будущее создать в детском саду «Библиотеку», «Столярку».

Интереснее стали проходить в наших детских садах такие субъектные практики как «Утренний и вечерний круг» и «Клубная пятница». Технология ровесничества, тоже нашла место группе детей 6-7 лет появились стенды «Лучше всех», «Что я умею», персональные выставки творчества детей, где дети демонстрируют свои достижения в разных сферах деятельности: творчестве, музыке, театре, спорте. Ребята также проводят мастер-классы для своих друзей – делятся своими умениями, становятся наставниками.

А это, согласитесь, в 2023 год, в Год педагога и наставника – очень символично.

Так что, если вы хотите «вдохнуть» новую жизнь в свои детские сады — рекомендуем всем педагогам побывать в таком же образовательном туре. Идеи и истории не заставят себя ждать, и мы будем рады о них узнать.

Главный весомый результат образовательного тура — желание меняться и двигаться дальше вперёд. Вооружившись опытом педагогов Замка Детства, наши коллективы смогли это сделать легко. Мы получили знания и вдохновение — ресурсы для создания своих собственных уникальных разработок.

Конечно, захотелось делиться увиденным с коллегами, и мы представляли опыт на муниципальном, региональном и федеральном уровнях, на таких мероприятиях, как Фестиваль «Парк технологий», Слет-фестиваль «Техно Point», проект «Методический автопробег», слет педагогических команд дошкольных образовательных организаций.

Мы собираем вокруг себя сообщества смелых и заинтересованных в развитии коллективов, делимся опытом и заряжаем их идеями соучастия, совместности.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год