Методы диагностики показателей физического развития детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) |
Педагогика | |||
Автор: Пазюра Наталья Александровна Зацарная Ольга Сергеевна Боженкова Ирина Владимировна Гринева Ольга Владимировна Малышева Марина Александровна | |||
31.07.2023 11:11 | |||
Методы диагностики показателей физического развития детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) По данным мировой и отечественной статистики число детей с особыми образовательными потребностями неуклонно растёт. В связи с этим актуальность решения проблем коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ приобретает особое значение. Перед специалистами образовательных организаций стоят важные и ответственные задачи – обеспечить в процессе обучения и воспитания всестороннее развитие каждого ребёнка, целью которого является социальная адаптация и интеграция детей с особыми образовательными потребностями в современном обществе. В настоящее время занятия физической культурой для детей с инвалидностью имеют важную составляющую не только в плане реабилитации, но и как фактор социализации личности. Благодаря спорту происходит нормализация психоэмоционального состояния; восстановление бытовых навыков; нормализация (восстановление) двигательных функций.
Методика адаптивной физической культуры имеет отличительные особенности, обусловленные аномальным развитием физической и психической сферы ребенка. В начале учебного года необходимо продиагностировать ребенка с НОДА перед тем, как взять ребенка на занятие, затем необходимо разработать и реализовать (что важно!) индивидуальный образовательный маршрут. Для правильного составления индивидуального маршрута помогут методы диагностики детей с НОДА. Предлагаем вашему вниманию использовать не все виды тестирования, каждый тест имеет свою особенность. Указали те виды тестов, которые считаем наиболее доступными и глубокими. Рассмотрим, что же включает в себя диагностический блок: «Диагностический блок» включает методы диагностики физического и психомоторного развития, физической подготовленности и функционального состояния. Входной мониторинг проводится в начале учебного года (сентябрь). На основании результатов входного мониторинга педагог составляет план занятий, формирует систему комплекса «домашних упражнений». Повторное тестирование проводится в конце учебного года (май) с целью оценки динамики показателей физического развития обучающихся. На основании данных повторного тестирования оценивается эффективность проводимых мероприятий. 1. Антропометрия (соматометрия) – это метод инструментальной оценки уровня физического развития, состоящий из совокупности методов, основанных на измерениях морфологических и функциональных признаков. Оценка типологических особенностей телосложения При определении конституционального типа у детей обращают внимание на развитие и соотношение таких признаков, как форма спины, грудной клетки, живота, степень развития костной, мышечной и жировой ткани. А. Оценка формы грудной клетки Этот признак является одним из самых постоянных, мало изменяется с возрастом и считается основополагающим при оценке конституционального типа. Выделяют три основных формы грудной клетки — уплощенная, цилиндрическая, коническая. Б. Оценка формы живота. Этот признак во многом связан с формой грудной клетки Впалый живот характеризуется полным отсутствием подкожно-жировой ткани, слабым мышечным тонусом брюшной стенки. Характерно выступание костей таза. Прямой живот. Для этой формы живота характерны значительное развитие брюшной мускулатуры и ее хороший тонус. Жироотложение слабое и умеренное, костный рельеф почти глажен. Выпуклый живот характеризуется обильным развитием подкожного жирового слоя. Развитие мышц может быть слабым или умеренным. В. Оценка формы спины. Прямая или нормальна форма спины наблюдается при нормальном позвоночном столбе, без гипертрофических изменений изгибов какого-либо из его отделов Сутулая форма спины характеризуется усиленным позвоночным изгибом в грудной области. В связи с этим почти всегда наблюдаются крыловидные расходящиеся лопатки. Уплощенная форма спины характеризуется сглаженностью грудного и поясничного изгибов, особенной уплощенностью в области лопаток. 2. Методика оценки индекса массы тела Более правильное представление о физическом развитии дают не длина и масса тела, а их соотношение. Индекс массы тела проводится по методу Кетле (Макарова Г. А., 2007). Индекс позволяет оценить соответствие массы тела и роста у человека. 3. Методика изучения состояния осанки Изучение вида осанки проводится на основании измерения глубины прогиба позвоночника по методике З.П. Ковальковой. 4. Методика выявление плоскостопия Исследование стопы проводят с помощью плантографии (отпечаток стопы). Мокрой или смазанной кремом ногой встать на лист бумаги. Отпечаток обвести карандашом или закрасить краской. После этого проводят оценку плантограммы (отпечаток подошв стоп) по методу В.А. Яралова-Яраленда. Для диагностики требуется следующее оборудование: лист бумаги, вода или крем, карандаш или краска, линейка, транспортир На каждом отпечатке наносят две линии: 1-ю, соединяющую середину пятки с серединой основания большого пальца, и 2-ю, соединяющую середину пятки со вторым межпальцевым промежутком. Определяют степень плоскостопия. Стопа нормальная – внутренний изгиб контура отпечатка стопы заходит за обе линии. Стопа уплощенная (плоскостопие первой степени) – изгиб находится между 1 и 2 линиям. Стопа плоская (плоскостопие второй и третьей степени) – изгиб не доходит до 1 линии. 5. Методика измерения мышечной силы рук (динамометрия) Для измерения мышечной силы рук используется кистевой динамометр. Величина мышечной силы зависит от ряда условий: пола, возраста, степени тренированности, состояния здоровья и степени утомления. Результаты измерений соотносят с возрастно-половыми стандартными нормами. Тестирование уровня физической подготовленности рекомендуется проводить, используя следующие критерии, соответствующие уровню физического развития:
По результатам диагностики необходимо подобрать общеразвивающие упражнения различной направленности; комплексы упражнений, направленные на профилактику нарушений осанки, нарушений стопы; на развитие координации и поддержание равновесия; на формирование моторных навыков. Перечисленные методики мониторинга определяют действительный уровень развития ребенка. Литература
|