Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Шахматное образование в ДОУ
Педагогика
Автор: Зонова Вита Анатольевна   
24.07.2023 17:25

Шахматное образование в ДОУШахматное образование в ДОУ

Зонова Вита Анатольевна, воспитатель МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 49 «Родничок», г. Нижневартовск

Аннотация: в данной статье раскрывается содержание работы по обучению детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы. Автор сформулировал этапы, формы и методы данной работы, способствующие эффективному усвоению знаний в данной области. Описание опыта работы подтверждает необходимость обучения шахматам с дошкольного детства и неоценимую пользу шахмат в формировании всесторонне развитой личности ребёнка.

Ключевые слова: шахматная доска, шахматные фигуры и пешки, правила игры в шахматы, правила шахматного этикета, шахматные задачи, тактические приёмы игры в шахматы, шахматные партии.

Всё чаще воспитатели детских садов и родители задают вопросы: «Можно ли обучать детей дошкольного возраста игре в шахматы?», «По плечу ли малышам эта полезная, увлекательная игра?».

Обстоятельный ответ дал в своей статье «К вопросу об обучении, воспитании и развитии детей 6-летнего возраста» доктор психологических наук, профессор А.В. Запорожец (хотя непосредственно о шахматах речь в ней не шла): «В настоящее время внимание учёных всего мира приковано к громадным потенциальным возможностям развития, таящимся в дошкольном детстве…Педагогические, психологические и физиологические исследования, проводившиеся в Институте дошкольного воспитания АПН РФ, а также за рубежом, свидетельствуют о том, что потенциальные психофизиологические возможности усвоения знаний и общего развития у детей 5-6 летзначительно выше, чем это предполагалось до сих пор…»

 

скачать конспект

Такое веское авторитетное заключение о функциональных возможностях организма 5-6-летних детей даёт все основания широко популяризировать шахматы среди дошкольников старших групп детского сада.

Необходимость проведения шахматных занятий связана с тем, что ни один предмет школьной и дошкольной программы целенаправленно не развивает способностьдействовать в уме, без которой ученик не может быть успешен в школе. Поэтому шахматы могут стать уникальной надпредметной дисциплиной, которая решит вековую задачу – научить детей учиться!

Шахматы – достаточно простая игра с четко определенными правилами, в том числе и правилами корректного поведения во время игры. Нарушать их нельзя, поскольку любое подобное нарушение (в отличие, например, от игровых видов спорта) приводит к немедленному прекращению игры. Таким образом, у детей с самого раннего возраста формируется уважительное отношение к правилам, нормам поведения, а ведь в основе морали, нравственности как раз и лежит осознанное добровольное соблюдение общепризнанных норм поведения.

Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа.

Экспериментально подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат с дошкольного возраста, лучше успевают в школе, особенно по точным наукам. Положительный опыт преподавания шахмат малышам накоплен как у нас в стране – в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Красноярске, Волгограде, Набережных Челнах, так и за рубежом – в Венгрии, Германии, Испании, Франции и других странах.

В биографиях выдающихся шахматистов, отмечается, что X.Р. Капабланка, А. Карпов, П. Керес, С. Решевский, М. Эйве познакомились с древней игрой в 4 года, Н. Гаприндашвили, Г. Каспаров – в 5 лет, В. Смыслов, Б. Спасский, Р. Фишер – в 6, А. Алехин, М. Таль – в 7. Не все дети, кого увлечет шахматная игра, станут чемпионами. Не случайно охотно проводили досуг за шахматной доской А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев, Ю.А. Гагарин и многие другие.

Гораздо важнее другое – существенный вклад шахмат в формирование всесторонне развитой личности.

В декабре 2015 года на базе нашейДОО был открыт шахматныйкружок (дополнительная платная образовательная услуга) по обучению детей старшего дошкольного возраста (6-го и 7-го года жизни) игре в шахматы, и я стала его руководителем. Набор в группы осуществлялся по желанию родителей. Количество детей в группе – 8 человек. Занятия проводились2 раза в неделю во 2-й половине дня продолжительностью 25 (6-й год жизни) – 30 минут (7-й год жизни).

Предварительно мною была составлена программа «Юные гроссмейстеры» на основе программы ИгоряГеоргиевичаСухина «Шахматы – школе». Также были приобретены учебно-методические комплекты первого года обучения курса "Шахматы – школе" для начальных классов, издаваемые учебно-методическим объединением “Духовное возрождение” г. Обнинска, которые предназначены для развития у детей фундаментальной способности действовать "в уме" и базируются на теории П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий, на культурологической концепции содержания образования И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина и на трудах Я.А. Пономарева о стадиях развития внутреннего плана действий – способности действовать «в уме».

Первичная диагностика показала, что 70 % детей не знакомы с игрой в шахматы, у 30 % детей – среднийуровень знаний и умений. В результате первичного обследования было выявлено следующее:

Дети не знают:

  • шахматные термины;
  • названия шахматных фигур;
  • правила хода и взятия фигур;
  • размещение доски между партнерами;
  • начальное положение фигур;
  • правила шахматного кодекса;
  • не различают линии шахматной доски;
  • историю возникновения шахматной игры;
  • выдающихся шахматистов.

Диагностическое обследование проводилось в форме дидактических игр и упражнений, что соответствует ведущей деятельности детей в дошкольном возрасте.

Процесс обучения игре в шахматы включал следующие этапы:

1. Знакомство с шахматной доской.

Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумевающихзачастуюотказ от общепринятых стереотипов.

На начальном этапе преобладалиигровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применялись:

  • при знакомстве с шахматными фигурами;
  • при изучении шахматной доски.

Целью данного этапа являлось овладение пространственным ориентированием на плоскости, знакомство с названиями шахматных дорожек: горизонталь, вертикаль, диагональ, умением видеть всю доску, а также отдельное поле.

Рисунок 1 «Волшебные дорожки»

Рисунок 2 «Обучающая пропись-раскраска»

На данном этапе эффективно использовала дидактические упражнения «Покажигоризонтали», «Покажи вертикали», «Покажи диагонали», «Назови адрес», «Засели фишку по адресу» и др.

Рисунок 3. «Работа в раскрасках по теме «Шахматная доска» (6-й год жизни)

Рисунок 4. «Работа в раскрасках по теме «Шахматная доска» (7-й год жизни)

Выполняя задания в шахматных раскрасках, дети закрепляли знания по пройденным темам и развивали мелкую моторику руки.

2. Знакомство с фигурами и пешками.

С этой целью я использовала загадки, стихи, игры, сказки. Например – сказка о героической пешечке, пробившейся сквозь все преграды к заветному полю превращения ферзя. Можно поиграть в «ладью», рассказать о ней сказку, показать на шахматной доске ее домик, нарядить ее, начать за ней охотиться. Для закрепления знаний о фигурах и пешках я использовала разнообразные игры с шахматным содержанием, такие как:

  • «Чудесный мешочек».
  • «Угадай на ощупь».
  • «Кто быстрее расставит фигуры».
  • «Что общего и чем отличаются».
  • «Лови – не лови», «Сделай так».
  • «Кратчайший путь».
  • «Перехитри часовых».
  • «Один в поле воин».
  • «Захват контрольного поля».
  • «Ограничение подвижности».
  • «Игра на уничтожение».

Соревновательный элемент и игровая мотивация, используемые в процессе обучения, способствовали повышению познавательного интереса детей, концентрации внимания, развитию произвольной памяти. Так как занятия носили большую интеллектуальную нагрузку, в середине занятия обязательно проводились динамические паузы или физкультминутки.

Рисунок 5. «Динамическая пауза

«Заведём моторы»»

Рисунок 6. «Знакомство с шахматными фигурами и пешками»

3. Обучение правилам шахматной игры.

Рассказывая детям сказку, ненавязчиво знакомила их с различными правилами: правилами квадрата и оппозиции, рокировкой.

4. Решение шахматных задач и этюдов.

На этом этапе дети учились решать различные задачи и этюды, знакомились с дебютом и волшебным миром комбинаций.

5. Игра в шахматы.

Это практическая часть обучения. Во время шахматных партий дети получают неоценимый игровой опыт, одерживают первые победы и учатся «стойко переносить» первые поражения. Обучающиеся познают дух соперничества и соревнования.

Рисунок 7. «Шахматная партия»

Рисунок 8. «Шахматная партия»

Практическая часть включаетитоговые шахматные турниры в рамках кружковой деятельности, групповые соревнования по шахматам ишахматный турнир по определению лучшего шахматиста детского сада.

Рисунок 9 «Открытие шахматного фестиваля»

Рисунок 10. «Первая партия»

В марте 2017 года мой воспитанник участвовал в городском первенстве по шахматам среди воспитанников (6-7 лет) ДОУ и занял 2 место.

Рисунок 11. Городское первенство по шахматам

Рисунок 12. «Награждение (2 место)»

Также воспитанник моего кружка участвовал в городском первенстве по шахматам среди детей до 9 лет, которое проходило на базе шахматного клуба.

Рисунок 13 «Первенство в городском шахматном клубе»

Рисунок 14 «Награждение (7 место)»

В данный период один из выпускников шахматного кружка посещает городской шахматный клуб и принимает активное участие во Всероссийскихсоревнованиях в соответствии с возрастной категорией до 9 лет.

Участие в шахматных турнирах и соревнованиях обогащает игровой опыт детей и позволяет проверить свои знания, умения и навыки в шахматной игре.

В работе с родителями по данному направлению использовались следующие формы:

  • Устные и письменные консультации.
  • Беседы (индивидуальные и подгрупповые).
  • Дни открытых дверей (посещение кружковых занятий, развлечений).

Рисунки 15, 16. «Семинар-практикум для родителей «Учимся играть в шахматы»»

  • Семинар-практикум по обучению игре в шахматы.
  • Организация книжной выставки «Учимся играть в шахматы» в рамках родительского собрания.
  • Поручения.

Рисунок 17. «Первый ход конём»

Рисунок 18 «Выставка шахматной библиотеки»

Для поддержания у детей устойчивого интереса к игре в шахматы родителям была рекомендована организация домашнего шахматного уголка.

Однако очень часто я слышала от детей, что дома никто из взрослых не умеет играть в шахматы. Данную проблему я решила через проведение обучающего семинара, на котором познакомила родителей с правилами игры в шахматы и ходами всех фигур.

Для оптимизации дошкольного шахматного образования важно взаимодействие всех звеньев одной цепи: работа с детьми, работа с семьёй, работа с педагогами.

К большому сожалению, одной из существующих проблем на сегодняшний момент является отсутствие умения играть в шахматы у моих коллег. Для решения данной проблемы я провожу следующие мероприятия:

  • организация мастер-классов;
  • консультации;
  • соревнования по шахматам среди педагогов детского сада;
  • диссеминация своего опыта работы на педагогических часах;
  • выставка методической литературы по шахматному направлению.

Рисунок 19. «Диссеминация опыта работы»

Рисунок 20. «Мастер-класс»

В результате проведённой образовательнойработы по данному направлению мы пришли к следующим результатам:

Рисунок 21. «Результаты итоговой диагностики»

Из данной диаграммы видно, что по сравнению с началом учебного года, полностью отсутствует низкий уровень, что говорит об успешном усвоении знаний в области шахматной игры. Всем выпускникам рекомендовано продолжение обучения в городском шахматном клубе и шахматных кружках.

Обучающиеся на протяжении всего периода являлись активными участниками конкурсов различных уровней и отмечены дипломами и сертификатами.

Таким образом, из опыта моей работы в направлении шахматного образования в ДОУ следует отметить:

  • начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен дошкольникам;
  • большоезначениепри изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность назанятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций;
  • обучение игре в шахматы с самого раннего возраста открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа;
  • у детей с самого раннего возраста формируется уважительное отношение к правилам, нормам поведения;
  • шахматы положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и способствуют развитию таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Неоспорима польза игры в шахматы для детей. Начинаяувлекаться этой игрой в раннем возрасте, ребенок получает мощный толчок развитиякак в интеллектуальном, так и в личностном плане.

Помимо того, что у ребенка активно развивается мышление, вырастает способность концентрироваться и улучшается память, у него формируются такие важные черты характера, как эмоциональная устойчивость, твердая воля, решимость и стремление к победе. При этом поражения, которые постигают игрока, учат его стойко и достойно переживать проигрыш, относиться к себе самокритично и анализировать собственные поступки, извлекая нужный и ценный опыт.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Петрушина Н.М. Шахматный учебник для детей/Изд. 16-е. Ростов на Дону: Феникс, 2015. 202с.
  2. Сухин И.Г. Шахматы. Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны. Учебник для начальной школы, первый год обучения. В 2-х частях. Часть 1/ Изд. 5-е. Обнинск: Духовное возрождение, 2014. 88с.
  3. Сухин И.Г. Шахматы. Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны. Учебник для начальной школы, первый год обучения. В 2-х частях. Часть 2/ Изд. 5-е. Обнинск: Духовное возрождение, 2014. 88с.
  4. Сухин И.Г. Шахматы для самых маленьких. – М.: АСТ, Кладезь, 2015. 279с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год