Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Педагогика
Автор: Пахомова Дарья Александровна   
26.07.2023 06:54

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТАДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Пахомова Дарья Александровна ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы» г. Уфа, РФ

Аннотация:

Одна из важных задач воспитания детей раннего возраста – их своевременное умственное и речевое развитие. Воспитательный процесс протекает наиболее плодотворно, когда используются специальные дидактические игры и занятия, во время которых дети усваивают доступные им сведения и умения.

Ключевые слова

Дидактическая игра, дети раннего возраста, детство, образовательный процесс, умственное развитие

Развитие речи у детей раннего возраста одно из основных направлений деятельности ДОО. Акцент на развитии речевых навыков в работе педагогов дошкольного образования объясняется тем, что данный возраст является сензитивным для развития речи и поэтому необходимо максимально охватить этот период. Также мы можем наблюдать, как в ФГОС ДО деятельность педагога по развитию речи регламентирована в образовательной области «Речевое развитие».

 

Современная тенденция такова, что в ДОО многие дети поступают с недостаточно развитой речью. Проблема недоразвития речи детей раннего возраста одна из актуальных и поэтому используется широкий спектр средств и методов для ее развития. Возрастная психология описывает развитие речи как смену ее видов: пассивная сменяется автономной и переходит в активную. При переходе из раннего детства в дошкольный возраст наблюдается интенсивное развитие активной речи в связи с расширением круга общения детей. Как раз в этом возрасте происходит выход из узкого семейного круга в большой социум – другие люди и сверстники, но для этого важно в полной мере овладеть средствами общения, а в частности, речью. Речь позволяет ребенку накапливать знания об окружающей среде, а также способствует расширению круга представлений о предметах и явлениях действительности. Посредством речи дети передают свои чувства, переживания, испытываемые эмоции и выражают свои потребности. Речь можно развивать по-разному, например, в устной форме, посредством мелкой моторики, а также при помощи игр.

Одной из разновидностей игровой деятельности является дидактическая игра, которая способствует приобщению детей к познанию окружающей среды в доступной для них форме. Особенность дидактических игр – это обучение детей в игровой форме. Воспитатель обучает в процессе игры, а дети, играя, обучаются. В дидактических играх, направленных на развитие речи, выделяют два компонента – это учебный (познавательный) и игровой (занимательный). В ходе организации дидактической игры, важной задачей воспитателя выступает то, чтобы вызвать у детей интерес к процессу игры, который направлен на становление речи, обогащение словарного запаса и развития речи в содержательном плане.

Как известно, всестороннее гармоничное развитие ребенка – это основная цель деятельности педагога дошкольного образования. При этом обучение речи создает основу для активного развития и воспитания детей раннего возраста.

Идея «Учиться, играя!» оказалась в центре внимания многих педагогов, которые начали применять ее для обучения детей необходимым двигательным навыкам, различным умениям, а также для активизации речи. И дидактическая игра стала тем универсальным способом выполнения заданий в игровой форме, ведь дети не задумываются о том, что в процессе игры ими усваиваются определенные знания, происходит овладение навыками действий с различными предметами окружающего мира, а также обучение культуре взаимодействия и налаживания общения друг с другом. Основу любой дидактической игры составляют познавательная и воспитательная игровая составляющая, а также игровые действия.

Дидактическая игра – это универсальное средство воспитания и обучения детей раннего возраста. Задачами дидактической игры выступают обучение новым словам, правильному произношению, умению их склонять и формированию связной речи.

Формирование связной речи выступает как результат взаимосвязи речевого и умственного развития, для которой характерны содержательность, логичность, последовательность. Формированию связной речи может способствовать дидактическая игра. Общеизвестно, что дидактическая игра содержит два начала – это учеба и игра. Главная задача деятельности воспитателя в том, чтобы вызвать у детей живой интерес к игровой деятельности и подбор таких вариантов игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарный запас. Необходимо помнить о том, что любая игра становится дидактической, если в ней имеются ее основные компоненты – это дидактическая задача, правила игры, игровые действия. Необходимо также отметить, что обучение связной и грамотной речи игровым способом должно быть организовано на регулярной основе и с учетом возрастных потребностей детей.

Дидактические игры, используемые, в работе с детьми раннего возраста:

– настольно-печатные игры;

– игры с предметами;

– игры на развитие речевого дыхания;

– игры для развития мелкой моторики рук.

При помощи дидактических игр дети могут освоить материалы о величине, форме, цвете предметов; происходит активное развитие познавательных процессов (память, внимание, мышление, воображение, восприятие, ощущение, речь), развивается мелкая моторика рук. У детей проявляется умение самостоятельно играть в игры, умение обратиться за помощью к взрослым.

Список использованной литературы:

  1. Арсентьева, В.П. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном детстве [Текст] / В.П. Арсентьева. – М.: ФОРУМ, 2012. – 144с.
  2. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст] / А.К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с.
  3. Петровский, В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении [Текст] / В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова. – М., 2013
  4. Струнина, Е. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / Е. Струнина, О. Ушакова. – М.: Владос, 2012. – 288 с.
  5. Ушакова, О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи [Текст] / О.С. Ушакова. – М.: ТЦ Сфера, 2015 – 228 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год