ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА |
Педагогика | |||
Автор: Пахомова Дарья Александровна | |||
26.07.2023 06:54 | |||
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА Пахомова Дарья Александровна ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы» г. Уфа, РФ Аннотация: Одна из важных задач воспитания детей раннего возраста – их своевременное умственное и речевое развитие. Воспитательный процесс протекает наиболее плодотворно, когда используются специальные дидактические игры и занятия, во время которых дети усваивают доступные им сведения и умения. Ключевые слова Дидактическая игра, дети раннего возраста, детство, образовательный процесс, умственное развитие Развитие речи у детей раннего возраста одно из основных направлений деятельности ДОО. Акцент на развитии речевых навыков в работе педагогов дошкольного образования объясняется тем, что данный возраст является сензитивным для развития речи и поэтому необходимо максимально охватить этот период. Также мы можем наблюдать, как в ФГОС ДО деятельность педагога по развитию речи регламентирована в образовательной области «Речевое развитие».
Современная тенденция такова, что в ДОО многие дети поступают с недостаточно развитой речью. Проблема недоразвития речи детей раннего возраста одна из актуальных и поэтому используется широкий спектр средств и методов для ее развития. Возрастная психология описывает развитие речи как смену ее видов: пассивная сменяется автономной и переходит в активную. При переходе из раннего детства в дошкольный возраст наблюдается интенсивное развитие активной речи в связи с расширением круга общения детей. Как раз в этом возрасте происходит выход из узкого семейного круга в большой социум – другие люди и сверстники, но для этого важно в полной мере овладеть средствами общения, а в частности, речью. Речь позволяет ребенку накапливать знания об окружающей среде, а также способствует расширению круга представлений о предметах и явлениях действительности. Посредством речи дети передают свои чувства, переживания, испытываемые эмоции и выражают свои потребности. Речь можно развивать по-разному, например, в устной форме, посредством мелкой моторики, а также при помощи игр. Одной из разновидностей игровой деятельности является дидактическая игра, которая способствует приобщению детей к познанию окружающей среды в доступной для них форме. Особенность дидактических игр – это обучение детей в игровой форме. Воспитатель обучает в процессе игры, а дети, играя, обучаются. В дидактических играх, направленных на развитие речи, выделяют два компонента – это учебный (познавательный) и игровой (занимательный). В ходе организации дидактической игры, важной задачей воспитателя выступает то, чтобы вызвать у детей интерес к процессу игры, который направлен на становление речи, обогащение словарного запаса и развития речи в содержательном плане. Как известно, всестороннее гармоничное развитие ребенка – это основная цель деятельности педагога дошкольного образования. При этом обучение речи создает основу для активного развития и воспитания детей раннего возраста. Идея «Учиться, играя!» оказалась в центре внимания многих педагогов, которые начали применять ее для обучения детей необходимым двигательным навыкам, различным умениям, а также для активизации речи. И дидактическая игра стала тем универсальным способом выполнения заданий в игровой форме, ведь дети не задумываются о том, что в процессе игры ими усваиваются определенные знания, происходит овладение навыками действий с различными предметами окружающего мира, а также обучение культуре взаимодействия и налаживания общения друг с другом. Основу любой дидактической игры составляют познавательная и воспитательная игровая составляющая, а также игровые действия. Дидактическая игра – это универсальное средство воспитания и обучения детей раннего возраста. Задачами дидактической игры выступают обучение новым словам, правильному произношению, умению их склонять и формированию связной речи. Формирование связной речи выступает как результат взаимосвязи речевого и умственного развития, для которой характерны содержательность, логичность, последовательность. Формированию связной речи может способствовать дидактическая игра. Общеизвестно, что дидактическая игра содержит два начала – это учеба и игра. Главная задача деятельности воспитателя в том, чтобы вызвать у детей живой интерес к игровой деятельности и подбор таких вариантов игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарный запас. Необходимо помнить о том, что любая игра становится дидактической, если в ней имеются ее основные компоненты – это дидактическая задача, правила игры, игровые действия. Необходимо также отметить, что обучение связной и грамотной речи игровым способом должно быть организовано на регулярной основе и с учетом возрастных потребностей детей. Дидактические игры, используемые, в работе с детьми раннего возраста: – настольно-печатные игры; – игры с предметами; – игры на развитие речевого дыхания; – игры для развития мелкой моторики рук. При помощи дидактических игр дети могут освоить материалы о величине, форме, цвете предметов; происходит активное развитие познавательных процессов (память, внимание, мышление, воображение, восприятие, ощущение, речь), развивается мелкая моторика рук. У детей проявляется умение самостоятельно играть в игры, умение обратиться за помощью к взрослым. Список использованной литературы:
|