Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ КАК УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
Педагогика
Автор: Гаффарова Карина Сергеевна   
26.06.2023 11:12

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ КАК УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ КАК УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

Гаффарова Карина Сергеевна магистрант ЧОУ ВО «Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова (ИЭУП)» Науч. Рук.: к.пед. н., доц. Скоробогатова Анна Ильдаровна

INFORMATION AND COMMUNICATION COMPETENCE AS A CONDITION FOR THE PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF A PERSON

Аннотация. В работе описаны контексты компетенций и компетентностей в современной системе образования, обоснована необходимость формирования информационно-коммуникационной компетенции для обеспечения успешного профессионального становления личности.

Abstrac. The paper describes the contexts of competencies and competencies in the modern education system, substantiates the need for the formation of information and communication competence to ensure the successful professional development of the individual.

 

Ключевые слова: компетенция, компетентность, информационная компетенция, коммуникационная компетентность, информационно-коммуникационная компетентность.

Key words: competence, competence, information competence, communication competence, information and communication competence.

Современное общество значительно отличается от общества конца ХХ века. Отличия заключаются не столько в изменении границ и отношений между государствами, а прежде всего в развитии науки и техники. Общество перешло на новый уровень своего развития — оно стало поистине информационным обществом.

Определение термина «информатизация общества» было дано в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» от 25 января 1995 г., которое заключается в «создании оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов» [1].

Информационные ресурсы включают в себя информацию, информационные средства, средства связи, телекоммуникации. Все это позволяет члену общества получать информацию, обрабатывать ее, передавать и сохранять на каких-либо носителях.

Информация необходима членам общества для их жизни, трудовой деятельности. По терминологии Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации» информация — это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления [2].

Для реализации профессиональных возможностей специалисту необходима не только правильная организация труда. Специалист должен быть интеллектуально развитым, эрудированным работником, способным применить накопленные знания и умения, а при необходимости, принять рациональное решение при возникновении нестандартных ситуаций. Это определяется наличием у работника информационной компетентности.

Введение компетентностного подхода в стандарты российского образования обусловлено общеевропейской тенденцией интеграции и глобализации мировой экономики, в результате смещения акцента с принципа адаптивности на принцип компетентности выпускников образовательных учреждений. Как отмечает А.Н. Афанасьев «... Болонский процесс является сегодня точкой отсчёта интеграции России в Европу» [3]. При сохранении национального своеобразия систем образования и культурно-образовательных традиций эта интеграция сопровождается процессами международной конвергенции. В реализацию основных направлений Болонского процесса вовлечены многие вузы России, а это предполагает введение терминологической унификация. Для чего вводятся такие термины, как компетенция и компетентность. Они являются базовыми для раскрытия сути самого подхода. Так как данные понятия не имеют определённого всеми принятого толкования, важно, прежде всего, рассмотреть понятийный инструментарий, на котором основывается компетентностный подход в российском образовании.

Компетенция (competentia) в переводе с латинского означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Человек, компетентный в определенной области, обладает соответствующими способностями и знаниями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.

Компетентность — владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

В большом толковом словаре русского языка Д.Н Ушакова определяет термин «компетенция», как «как круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом». [5].

В другом словаре данный термин приобретает некоторое промышленное значение: «компетенции — это характеристики человека, определяющие стиль его работы и способ достижения целей. Наличие у человека той или иной компетенции можно определить, наблюдая за его поведением. Обладание компетенциями, важными для данной должности (или компании в целом), является непременным условием успешной работы. Как правило, в каждой компании выделен свой набор компетенций. Чаще всего встречаются следующие: лидерские качества, аналитические способности, целеустремленность, творческий подход к решению задач, умение оказывать влияние, ориентация на клиента, умение получать и обрабатывать информацию».

Понятия «компетенция», «компетентность» и производное «компетентный» и ранее широко использовались в быту, литературе, толкование приводилось в словарях. Например, в «Кратком словаре иностранных слов» приводится следующее определение: «компетентный (лат competens, competentis надлежащий, способный) — знающий, сведущий в определенной области; имеющий право по своим знаниям или полномочиям делать или решать что-либо, судить о чем-либо».

Формирование компетенций происходит средствами содержания образования. В итоге у ученика развиваются способности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы — от бытовых до производственных и социальных.

А.В. Хуторской дает следующую трактовку понятия: «Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним; компетентность — владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности». [4]

Особенно ценными являются выводы ученых о формировании компетенций, необходимых для успешной профессиональной деятельности, в процессе обучения, выделение их в особый результат образования.

В работах Э.Ф. Зеера компетенция определяется, как «качество интегративной целостности знаний, умений и навыков, обеспечивающих профессиональную деятельность, способность человека реализовывать на практике свою компетентность. Компетентность включает в себя как результаты обучения, так и систему ценностных ориентаций, привычек и т.п». [6]

И.С. Сергеев и В.И. Блинов в работе, посвящённой реализации компетентностного подхода, рассматривают компетенцию как особый результат образования, выражающийся в готовности к мобилизации внутренних и внешних ресурсов для эффективной деятельности в ситуации неопределённости. Компетентность же трактуется как уровень образованности и/или опытности, достаточный для успешного выполнения той или иной социальной или профессиональной функции [7].

Результатом разработки учеными вышеназванных понятий явилось введение новых стандартов обучения, в которых ФГОС ВПО ориентирует вузы на компетентностный подход, при этом «компетенция» трактуется как «способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области».

В учебно-методической литературе часто используются термины «информационная компетентность» и «коммуникационная компетентность». Понятие информационной компетентности -многоплановое, так как для выработки соответствующих способностей требуется значительное интеллектуальное развитие, проявление таких качеств, как абстрактное мышление, алгоритмическое мышление, саморефлексия, определение собственной позиции и т.д.

Коммуникативная компетенция — это владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работы в группе. Она предполагает умение строить ситуацию коммуникации, конструировать процесс коммуникации, управлять коммуникацией и получать от любой коммуникации долговременный позитивный эффект.

Эти компетенции входят в состав приведенных В. Хутмахером пяти ключевых компетенций, определенных и принятых Советом Европы, которыми «должны быть оснащены молодые европейцы», которые рассматриваются и анализируются с большим вниманием в связи с вступлением России в 2003 году в Болонский процесс.

В исследованиях учёных понятие «информационная компетентность» трактуется как «сложное индивидуально-психологическое образование на основе интеграции теоретических знаний, практических умений в области инновационных технологий и определённого набора личностных качеств».

Термин «коммуникация» означает «общее, разделяемое со всеми». Коммуникация — процесс двустороннего обмена информацией, ведущей к взаимному пониманию.

B.А. Деминым, Е.В. Прозоровой, С.И. Самыгиным, А.В. Хуторским, В.Д. Ширшовым отмечается, что этот процесс зависит от степени сформированности теоретических знаний в области коммуникативных дисциплин, коммуникативных и организаторских умений, коммуникативного самоконтроля, умения продуктивно выходить из конфликтной ситуации; коммуникативных качеств речи, эмпатии.

Коммуникативная компетентность — способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми.

В трактовке И. А. Зимней «коммуникативная компетенция сформированная способность человека выступать в качестве субъекта коммуникативной деятельности общения».

Коммуникативные способности личности, обуславливающие успешность межличностного взаимодействия, следует понимать как одни из наиболее значимых профессиональных способностей личности, составляющих интегральную характеристику личности будущего профессионала.

Без коммуникативной компетенции специалист какой-либо области деятельности не сможет реализовать решение профессиональной задачи, то есть донести до окружающих необходимую информацию. Но без сформированной информационной компетентности, предполагающей способность самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию с использованием современных средств работы с информационными ресурсами специалист также не сможет. Таким образом, можно сделать вывод, что эти компетенции являются взаимодополняющими составляющими профессиональной компетенции работника и смогут обеспечить ему возможность эффективного решения профессиональных задач.

Информационно-коммуникационная компетенция — компетенция, относящаяся к сфере использования информационных и коммуникационных технологий, главными составляющими которой являются индивидуальные способности и качества специалиста.

По определению А.М. Бовтенко «информационно-коммуникационная компетенция — это способность решать профессиональные задачи и проблемы в реальных ситуациях с использованием информационных и коммуникационных технологий». [8],

Информационно-коммуникационная компетентность специалиста проявляется не столько в умении работать с информацией, используя высокие компьютерные технологии, сколько в сформированности мышления нового типа, характеризующегося системностью, структурированностью, коммуникативной открытостью.

Согласно результатам исследований Н.В. Молотковой, «качество профессиональной деятельности специалиста в значительной мере зависит от уровня сформированности ее информационной основы».

Повышение общего уровня ИКТ-компетентности улучшает производительность на работе, уменьшает затраты на поддержку деятельности пользователя, позволяют работодателям (предпринимателям) вкладывать капитал не в поддержку своих информационных технологий, а более эффективно — в производство. Увеличивается ценность личности на рабочем месте, повышается её конкурентоспособность на рынке труда, улучшается качество жизни.

В результате проведенного анализа определенных в разных источниках понятий и терминов, можно сделать вывод, что сформированная информационно-коммуникационная компетентность, заложенная в период обучения, является важным условием профессионального становления личности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации" от 25 января 1995 г.
  2. Федеральный закон от 27. 07. 2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
  3. Афанасьев, А.Н. Болонский процесс в Германии // Высшее образование сегодня. — 2021. — № 5.
  4. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Э/р] / // Интернет-журнал "Эйдос". — 2021. — 23 апр. -
  5. Акмеологический словарь / под общ. ред. А.А. Деркача. — М., 2021..
  6. Зеер, Э.Ф. Психолого-дидактические конструкты качества профессионального образования // Образование и наука. — 2022. — № 2 (14).
  7. Сергеев, И.С. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности / И.С. Сергеев, В.И. Блинов. -М., 2022.
  8. Бовтенко, М.А. Профессиональная информационно-коммуникационная компетенция преподавателя иностранного языка: монография. — Новосибирск, 2020.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год