ПОВЫШЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГОВ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ В ДОО С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ РАЗВИТИЯ |
Педагогика | |||
Автор: Гаффарова Карина Сергеевна | |||
26.06.2023 11:08 | |||
ПОВЫШЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГОВ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ В ДОО С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ РАЗВИТИЯ Гаффарова Карина Сергеевна магистрант ЧОУ ВО «Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова (ИЭУП)» Науч. Рук.: к.пед. н., доц. Скоробогатова Анна Ильдаровна INCREASING THE INFORMATION AND COMMUNICATION COMPETENCE OF TEACHERS AS ONE OF THE DIRECTIONS OF PROFESSIONAL COMPETENCES OF TEACHERS IN DOO WITH THE USE OF MODERN EDUCATIONAL DEVELOPMENT TECHNOLOGIES Аннотация. Проблемы профессионального роста в направлении формирования информационно-коммуникационной компетентности педагогов связана с различной степенью их подготовленности к использованию в образовательном процессе информационно-коммуникационных технологий и наличием соответствующих технических ресурсов для этого.
Abstrac. The problems of professional growth in the direction of the formation of information and communication competence of teachers are associated with varying degrees of their preparedness for the use of information and communication technologies in the educational process and the availability of appropriate technical resources for this. Ключевые слова: информационная компетентность, технологии, педагогДОО Keywords: information competence, technology, preschool teacher Современная дидактика показывает, что детский сад является важной частью общества и отражает проблемы, характерные для всей страны. В связи с этим возникает необходимость организации процесса обучения таким образом, чтобы ребёнок был активно и интересно занят на занятиях. Это требование может быть выполнено с помощью сочетания традиционных методов обучения с инновационными информационными технологиями, включая использование компьютеров. Для достижения успешных результатов необходимо учесть особенности возраста и индивидуальные особенности развития каждого ребёнка в группе. Организация занятий должна включать в себя использование различных методик и педагогических приёмов, способствующих обучению и развитию детей. Один из таких методов может стать использование компьютерных программ и игр на занятиях. Применение компьютерных технологий не только увлекает детей и делает процесс обучения более эффективным, но и способствует развитию навыков работы с компьютером. Использование соответствующих программных средств позволяет детям развивать креативность, внимание, логическое мышление и речь. Таким образом, важно учитывать особенности возраста и индивидуальные особенности развития ребёнка и использовать инновационные технологии, включая компьютерные программы, для достижения оптимальных результатов в процессе обучения и развития детей. В современном обществе информационные технологии прочно вошли в повседневную жизнь людей. Такие изменения внесли свои коррективы и в образовательный процесс. Сегодняшние педагогические задачи требуют быстрого адаптирования к новым условиям. В связи с этим, для нас важно стать проводниками и обеспечить учеников современными технологиями и знаниями, необходимыми для успешной адаптации в информационном обществе. Термин «информационная компетентность» относится к ключевым терминам образовательных стандартов и определяется как «способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий», что является инновационной деятельностью педагога дошкольного образовательного учреждения (ДОО). Модернизация современногообразования требует изменение подходов к организации образовательной деятельности с детьми. Для успешной модернизации образования необходимо использование информационно-коммуникационных технологий в реализации образовательных программ дошкольного образования. Учителя должны принимать во внимание, что использование этих технологий стимулирует познавательную активность детей, что является необходимой составляющей воспитательно-образовательного процесса. Одним из ключевых аспектов при использовании информационно-коммуникационных технологий является необходимость качественной подготовки педагогов к использованию современных образовательных технологий. Такая подготовка включает как технические навыки, так и знания по педагогической методике работы с оборудованием. Современный педагог не может обойтись без умения эффективно работать на компьютере и в мультимедийной системе. Создание собственных образовательных ресурсов – одно из важнейших требований, которыми должен следовать педагог. Это позволяет повысить качество практической деятельности в сфере дошкольного образования. Актуальность проблемы профессионального роста в направлении формирования информационно-коммуникационной компетентности педагогов связана с различной степенью их подготовленности к использованию в образовательном процессе информационно-коммуникационных технологий и наличием соответствующих технических ресурсов для этого. Овладение информационно коммуникативными технологиями происходит поэтапно – от простого к сложному:
Компетентность в работе с детьми – это совокупность качеств, определяющих успешность профессионала в его деятельности. Современное образование рассматривает формирование компетенций как ключевой фактор в достижении высокого качества содержания образования. Использование информационно-коммуникационных технологий повышает эффективность образовательного процесса в детском саду и способствует улучшению имиджа образовательной организации в конкретной среде. Более того, система образования детей имеет уникальное значение не только для раскрытия потенциала каждого ребенка, но и для подготовки его к жизни в условиях высокой конкуренции, развития навыков самоутверждения и самореализации. В новых условиях работа педагога стала более разнообразной и многогранной. Исключительно профессиональные навыки и знания не являются гарантией успешного выполнения поставленных задач, поскольку в работе педагога все больше возникает необходимость в совмещении различных компетенций. Кроме профессиональной компетенции, включающей в себя знания, умения и методы их передачи, большую роль играют личностные и социальные качества педагога, такие как умение работать в команде, эмоциональная устойчивость, терпимость, эмпатия, способность к саморазвитию и т.д. Понимание роли компетентности в работе с детьми вызывает необходимость развития и совершенствования компетенций педагогов в соответствии с современными требованиями образования. Способность и готовность педагогов работать в новых условиях являются ключевыми факторами в успешной реализации поставленных задач и достижении высокого качества образования. В развитии интереса к образовательной деятельности у воспитанников основополагающую роль играют несколько аспектов. Кроме того, эти аспекты характеризуют компетентность педагогического работника и утверждают его практико-теоретическую базу в ходе работы. Развитие профессиональной компетентности предполагает развитие творческой индивидуальности, возможностью восприятия педагогических инноваций и гибкости в адаптации к меняющейся педагогической среде. Непосредственное общение между педагогом и воспитанником тоже играет важную роль в процессе обучения. Внедрение новейших информационно-коммуникационных технологий может применяться не только для интеграции в учебный процесс, но и для повышения квалификации и профессионального развития педагогического работника. Это участие в:
В настоящее время существуют широкие возможности для формирования и развития информационно-коммуникативной компетентности педагогов. Однако, для обеспечения успешности процесса информатизации образования необходимо учитывать множество факторов. Одним из таких факторов является обеспечение информационно-коммуникационными технологиями всех учебных заведений, что обеспечит доступность качественных образовательных ресурсов. Однако, кроме технического оснащения учебных заведений, требуется совершенствование информационно-образовательной среды и подготовка квалифицированных педагогических кадров в области информационно-коммуникативных и современных педагогических технологий. Внедрение информационно-образовательных технологий (ИОТ) в образование сегодня является логичным и необходимым шагом в развитии современного информационного общества. В соответствии с ФГОС ДО применение информационно-образовательных технологий предполагает соблюдение педагогом определенных дидактических принципов работы: Принцип научности - Определяет содержание и требует включения в него не только традиционных знаний, но и фундаментальных положений науки Принцип систематичности и последовательности - Связан с организацией образовательного материала и системой действий ребенка по его усвоению: восприятием информации с экрана, разъяснениями воспитателя, самостоятельной работой. Принцип поэтапного преодоления трудностей - Предусматривает переход от всеобщей доступности задания для определенной возрастной группы к индивидуальной доступности. Задания должны быть интересными и разнообразными, по силам каждому ребенку, но с постепенно нарастающей степенью сложности. Принцип прочности - Закрепляет усвоение знаний и развитие познавательных способностей дошкольника Принцип преемственности - Учитывает, что с предъявленными в электронной форме объектами можно осуществить разные действия, изучить не только их статическое изображение, но и динамику развития в различных условиях, выделить главные закономерности исследуемого предмета, явления или рассмотреть его в деталях - процессы, моделируемые компьютерной программой, могут быть разнообразными по форме и содержанию, демонстрировать физические, социальные, исторические, экологические и другие явления действительности Принцип мультимедийности - Предполагает способность транслировать аудиовизуальную информацию в любой форме (текст, графика, анимация и др.) Принцип когнитивности (познания) коммуникации - Заключается в организации диалога между компьютером и ребенком (компьютерные системы называют интерактивными, т.е. диалоговыми). Принцип активизации познавательной деятельности детей - Позволяет включить в организационную схему занятия ИОТ для расширения кругозора, интеллектуального обогащения. Принцип межпредметных связей - Способствует целостному восприятию системы знаний, формированию логического мышления; объем материала успешно может быть освоен воспитанниками больше с помощью логики мышления, чем памяти, сознательно, творчески, обобщенно, а не механически и фрагментарно. Список использованной литературы
|