«Основы образовательного проектирования» |
Педагогика | |||
Автор: Кривобок Ирина Валентиновна | |||
28.06.2023 14:08 | |||
«Основы образовательного проектирования» Кривобок Ирина Валентиновна История формирования проектной деятельности. Актуализация темы проектирования в образовании обусловлена процессами развития, изменения, реформирования социальной сферы, что определяется направленностью проектирования на изменение действительности на основе собственного замысла (В. Ф. Сидоренко), конструирование и реализацию в практике того, что возможно, или того, что должно быть (В. И. Слободчиков).
Проект, в переводе с латинского «брошенный вперед», всегда подразумевает построение иной, изменение существующей реальности. По мнению В.Ф. Сидоренко, проектность как «определяющая стилевая черта современного мышления», появляется во время эпохи Возрождения, когда средневековая христианская культура, определяющая Бога как первопричину всех вещей и создателя целостного мира, начинает сменяться капиталистической парадигмой, основанной на научных знаниях, законах природы и человеке как авторе пересоздания мира. На смену ремесленнику приходит инициативный, активный, творческий человек, отрицавший «мир в его сотворенной данности», и утверждавший «мир в его деятельном преобразовании». Именно в это время неопределенности появляется проектное переживание мира и начинается генезис проектирования. Метод проектов был создан во время промышленного переворота (вторая половина девятнадцатого века), в конце XIX в. проектирование осознается как особый вид деятельности и вводится как экспериментальная учебная дисциплина под руководством Джона Дьюи в Чикагском университете. Джон Дьюи разработал концепцию, согласно которой естественный подход к освоению знаний должен начинаться с восприятия развития знаний как адаптивного человеческого опыта в условиях окружающей среды и направленного на изменение этих условий. Разрабатывая метод проектов, как средство изменения образования Джон Дьюи, полагал, что новое течение в школьной жизни представляет собой продукт изменившихся социально-экономических отношений, подобно тому, как это происходит в промышленности и торговле. Рассматривая влияние промышленного переворота на изменение в образовании и воспитании Дж. Дьюи подчеркивает противоречие между воспитанием детей в условиях домашней работы и на этапе концентрации промышленности, разделении производительного труда. В первом случае, по его мнению, человек воспитывался в привычках порядка и труда, что развивает и соответствующие личные качества ребенка: наблюдательность, изобретательность, творчество, правильное последовательное мышление, познание действительности через непосредственное соприкосновение с предметами. Во втором случае, на этапе промышленного переворота возникает новая сфера необходимых качеств для ребенка: большая терпимость, широта взглядов, общественные интересы, более полное знакомство с природой человеческих взаимоотношений, чуткое отношение к каждой индивидуальности. Сейчас в педагогической среде и, в частности, в дошкольной много внимания уделяется проектированию – педагогическому и детскому. Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты нормального детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Детская потребность в поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок уже с рождения – маленький исследователь. Он настроен на познание мира, он хочет узнать его как можно лучше. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально развивалось в процессе саморазвития. Использование метода проекта в дошкольном образовании, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей. Метод проектов становиться способом организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, родителей и воспитанников между собой и окружающей средой, а также делает образовательную систему дошкольных заведений более открытой для активного участия родителей. Следовательно, метод проектов является актуальным не только для детского сада, но и для общества и семьи в целом. Перспективность метода проектов в системе ДОУ заключается в том, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности. Пути внедрения проектной деятельности в ДОУ. Современное отечественное образование характеризуется поиском новых технологий и моделей управления образовательными системами. Руководство образовательным процессом осуществляется с помощью различных средств, одним из которых является педагогическое проектирование. Его эффективность в первую очередь обусловлена тем, что процесс проектирования учитывает и реализует основные принципы, регламентированные ФГОС дошкольного образования. В настоящее время педагогическое проектирование приобрело массовый характер, что связано в первую очередь с поиском новых возможностей для повышения качества и эффективности учебной и воспитательной деятельности. Результативность работы педагога все больше зависит от его умения выстраивать свою деятельность на строгой научной основе, планировать не только сам образовательный процесс, но и его результаты, условия, механизмы управления развитием воспитанника и т.д. Сегодня именно проектирование дает наиболее эффективные средства для решения этих задач, позволяя конкретизировать будущие изменения, оценить и проанализировать ожидаемый эффект, последствия и значение предпринимаемых действий и проведенных мероприятий. Ссылаясь https: //cyberleninka. ru/article/n/realizatsiya-problemy-proektirovaniya-vnutrenney-sistemy-otsenki-kachestva-obrazovaniya-v-dou-sredstvami-dopolnitelnyh на статью Яковлевой Галины Владимировны «Реализация проблемы проектирования образования в ДОУ» УДК. 378. 091. 398 можно сказать, что работа по направлению ведется давно. Существенное значение педагогическому проектированию придает Т. Г. Новикова. В своих работах она пишет, что целенаправленная, осознанная, теоретически проработанная и научно обоснованная инновационная педагогическая деятельность строится на теоретических положениях проектирования. В настоящее время без научной разработки проблем методологии и технологии педагогического проектирования невозможно управлять процессом преобразования образовательных систем и обучать педагогов как субъектов непрерывного образования. Педагогическое проектирование — явление многоаспектное. Рассматривая вопрос о проектировании, можно столкнуться с большим количеством подходов к определению его сущности. Одним из центральных понятий педагогического проектирования является метод проектов. В современных педагогических исследованиях отражено немало споров о содержании данного метода, необходимости и эффективности его использования в практике обучения, о возможности применения в различных предметах изучения в образовательных заведениях разного уровня. Прерогатива отдана рассмотрению особенностей современного понимания метода проектов как технологии обучения дошкольников и выделению специфики применения метода проектов в системе дошкольного образования. В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности ребенка на результат совместной деятельности с педагогом (И. Э. Куликовская) и др. При этом следует отметить, что метод проектов и проектная деятельность педагогов фактически не исследуется как инновационное средство в сфере духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Однако, как показал анализ исследований, вопросы проектирования технологий духовно-нравственного воспитания дошкольников остались за пределами исследовательского поля ученых, а педагогическая практика не готова к эффективной инновационной деятельности. Инновация — нововведение, новшество, изменение, инновационная деятельность. Проектирование — творческий процесс, который ставит под сомнение предпосылки, лежащие в основе старых форм, и требует совершенно новых взглядов и подхода, чтобы получить совершенно новые решения. (Дж. ванГиг). Проектирование — выбор некоторого способа действий, в частности — создание системы как логической основы действий, способной решать при определенных условиях и ограничениях подавленную задачу. (И. В. Семенова). Проектирование — одно из направлений социального проектирования, направленное на создание и изменение, организованных процессов образования, воспитания и обучения. (Е. С. Заир-Бек,). Проектирование — как метод самооптимизации образовательных систем (Е. И. Казакова). Проектирование является полифункциональной деятельностью, строящейся как интеллектуальное, ценностное, информационное предопределение условий, способных направлять развитие преобразуемых объектов" (В. Е. Радионов). Задачи педагогического проектирования (по Е.С. Заир-Бек)
Логика педагогического проектирования (по Е.С. Заир-Бек), см. рис 1.
Функции проектирования аналитическая: прийти к новому состоянию возможно, осмыслив имеющееся, ответив на вопросы: что не устраивает, является тормозом, что нуждается в усовершенствовании? Педагогический анализ имеет место не только на мыследеятельном, но и на практическом уровне, когда в ходе реализации проекта анализируется продвижение к новому облику; прогнозирующая: в ходе проектирования выстраиваются желаемые педагогические результаты, более эффективные по сравнению с имеющимися. В целом, прогнозирование лежит в основе проектирования, т.к. основным его прогнозом, результатом является новое состояние, качество объекта. Конструктивная (конструирующая): в ходе проектирования выстраивается и реализуется деятельность по достижению желаемых результатов.
|