Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«ОСОБЕННОСТИ РАННЕГО ВЫЯВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ В РАЗВИТИИ»
Педагогика
Автор: Мамасуева Юлия Николаевна Широких Лидия Михайловна Чеченева Оксана Александровна Бондарева Маргарита Васильевна   
15.06.2023 14:31

«ОСОБЕННОСТИ РАННЕГО ВЫЯВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ В РАЗВИТИИ»«ОСОБЕННОСТИ РАННЕГО ВЫЯВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ В РАЗВИТИИ»

Актуальность рассматриваемой проблемы усиливается в силу того, что здоровье является приоритетной человеческой ценностью, обеспечивающей активность человека во всех видах деятельности и реализацию его жизненных смыслов, продуктивность которых коррелирует с образом жизни человека.

Одним из самых актуальных направлений специальной (коррекционной) педагогики на современном этапе, как в России, так и во всем мире, является раннее психолого-педагогическое сопровождение детей с особенностями в развитии.

Своевременная помощь ребенку позволит избежать дальнейших нарушений и откроет больше возможностей для его роста и развития.

 

Причины позднего выявления детей с особенностями в развитии:

  • отсутствие в образовательном учреждении узких специалистов
  • ведущая деятельность дошкольника игровая
  • трудности педагогов: как сказать родителям
  • наличие стереотипов восприятия
  • отсутствие жесткой системы требований к уровню развития и обучения в детском саду.

Норма – это система требований, которые общество предъявляет к психическому и личному развитию его членов.

Любое психическое, физическое отклонение функций от «программы развития» (опережение или опаздывание) и выходящее за пределы социально-психологического норматива следует рассматривать, как «отклоняющееся развитие».

тИспользование понятия «отклоняющиеся развитие» позволяет:

  • тобозначить критерии выделения детей, нуждающихся в помощи
  • своевременно оказывать психолого-педагогическую и медико-социальную помощь и поддержку

При оценке психофизического состояния ребенка педагогу необходимо учитывать три основных критерия: адекватность, критичность, обучаемость.

Типы нарушений (по В.В. Лебединскому)

Общее психическоенедоразвитие — общая стойкая задержка психического развития при наиболее ранних поражениях мозга (генетических, внутриутробных, родовых, ранних постнатальных), что обуславливает первичность и тотальность недоразвития мозговых систем. Более нарушены высшие психические функции (особенно интеллект, речь), чем элементарные (непроизвольное восприятие, память, моторика, элементарные эмоции).

Задерженное развитие -замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с фиксацией на более ранних возрастных этапах.

Поврежденное развитие — Связано с перенесенными инфекциями, интоксикациями, травмами нервной системы, наследственными дегенеративными, обменными заболеваниями мозга и отличается парциальностью расстройств. В неврологическом статусе чаще отмечаются локальные знаки (парезы, параличи, судорожные припадки).

Дефицитарное развитие — Оно связано с первичной недостаточностью отдельных систем: зрения, слуха, речи, опорно-двигательной (слепые и слабовидящие, глухие и слабослышащие, дети с детскими церебральными параличами), а также рядом инвалидизирующих соматических заболеваний.

Искаженное развитие — сложное сочетание общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, приводящие в ряду качественно новых патологических образований, не присущих каждому из входящих в клиническую картину виду нарушенного развития. Искаженное развитие наблюдается при процессуальных расстройствах, раннем детском аутизме (РДА) и т. п.

Дисгармоничное развитие — по своей структуре оно напоминает искаженное развитие. Однако, основой в данном случае является не текущий болезненный процесс, создающий на разных этапах различные искажения межфункциональных связей, а врожденная либо рано приобретенная стойкая диспропорциональность психики, преимущественно в эмоционально-волевой сфере. Моделью дисгармонического развития является ряд психопатий и отчасти так называемые патологические формирования личности.

Факторы риска в дошкольном возрасте:

  • -ппсихомоторная расторможенность (заторможенность)
  • склонность ребенка к «космической лжи» (приукрашивание ситуации)
  • внушаемость и подражание «дурным» примерам старших
  • инфантильные эмоциональные проявления, истерика
  • импульсивность, вспыльчивость поведения, эмоциональная заражаемость (повышенная тревожность)
  • неподчинение, негативизм, озлобленность, агрессия
  • побеги как реакция протеста.

Педагоги дошкольного образовательного учреждения должны владеть базовыми методами по выявлению детей с особенностями в развитии и при необходимости направлять таких детей на комплексное медико-психологическое обследование с целью уточнения структуры нарушения и определения необходимой коррекционно-педагогической помощи. Базовым методом, которым должен владеть педагогический персонал, в частности воспитатель, является метод наблюдения. Специальные методы наблюдения применяются в течение первых двух-четырех недель пребывания в ДОУ, а также после длительного перерыва в посещении ребенком дошкольного учреждения.

Существует несколько видов наблюдений.

Стандартизированное наблюдение предусматривает наличие заранее составленного плана наблюдения, цели и задачи которого заранее определены, а также выбран объект наблюдения. Такой вид наблюдения обычно проводит педагог-психолог. Однако данный вид наблюдения может проводиться и воспитателем под руководством педагога-психолога.

Свободное наблюдение не предусматривает специальной подготовки к процессу наблюдения, оно обычно осуществляется воспитателем в повседневной обстановке. Включенное наблюдение также может проводиться воспитателем и имеет значительную диагностическую ценность. Данный вид наблюдения осуществляется в процессе совместной деятельности воспитателя с детьми.

В процессе наблюдения воспитателю необходимо обращать внимание на такие основы психосоциального развития, как:

  • уровень общей и двигательной активности;
  • ритмичность различных психофизиологических отправлений ребенка;
  • характер эмоциональной и поведенческой реакции на новые стимулы, например еду, игрушки, людей (стремление избежать их или приблизиться к ним с целью познания);
  • интенсивность эмоциональных реакций при выражении своих желаний, отношений и т.д.;
  • качество настроения ребенка;
  • способность ребенка к сосредоточению на эмоциональном контакте или манипуляции с предметами;
  • способность ребенка к преодолению препятствий.

При отклоняющемся развитии у детей наблюдаются следующие сложности: несформированность игровой деятельности, недостаточность у детей знаний и представлений об окружающей действительности, в взаимоотношении действия и речи.

Очень важное, первостепенное значение в жизни каждого ребенка, а в особенности для ребенка с особенностями в развитии имеет семья.

СемьСемья – это социальная микросистема, состоящая из самых близких людей. Организация жизнедеятельности ребенка во многом является решающим условием, определяющим возможность его вхождения в коллектив сверстников, общества взрослых людей (социализацию ребенка). Психическое здоровье ребенка, формируемые им ориентиры социального поведения во многом зависят от организации жизни семьи. Однако семья, воспитывающая ребенка с проблемами развития, испытывает часто тяжелый затяжной кризис, чаще всего проявляющейся в том, что родители не могут принять ребенка таким, какой он есть, испытывают чувство вины, за то, что ребенок не такой как все.

И здесь очень важнаработа воспитателя с родителями т.к. воспитатель, это первый и главный человек для ребенка детском саду. Необходимо найти правильные методы и приемы, правильные слова, для того чтобы родитель вас услышал и понял. Основные методы работы с родителями (особенно на первоначальном этапе): наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, теоретически-психолого-педагогическое просвещение родителей.

В беседе с родителями воспитателю необходимо придерживаться только доброжелательного стиля общения

  • должна быть преемственность согласованных действий
  • соблюдать гуманный подход к выстраиванию взаимоотношений семьи и ДОУ (толерантность)
  • открытость
  • сотрудничество, а не наставничество
  • серьезная подготовка (серьезное отношение)
  • динамичность

Как правило родителям очень сложно на первых этапах принять то, что их ребенок особенный! Сначала может возникнуть

  • растерянность, иногда страх и даже шок
  • негативизм, отрицание проблемы
  • депрессивное состояние
  • начало адаптации

Длительность протекания фраз зависит:

  • возраст родителей и ребенка
  • тяжести отклонения
  • наличие внешних физических дефектов
  • прогноза дальнейшего развития
  • квалифицированности и адекватности работы с семьей

Итоговыми достижениями работы с семьей являются следующие факторы:

  • родители принимают и понимают особенности ребенка
  • родители могут наладить контакт со своим ребенком
  • проявляют заинтересованность и самостоятельность в воспитании ребенка
  • умеют наблюдать за ребенком и делать выводы из своих наблюдений
  • выполняют рекомендации специалистов

Воспитателю необходимо донести до родителей, что самое главное для них Это понять, что проблема решаема и можно найти основания и поддержку в процессе воспитания ребенка. Успех и результаты развития ребенка напрямую зависят от того, насколько родители овладели мудростью и умению проявлять любовь по отношению к ребенку.

Коррекционно-развивающая работа с детьми в комбинированной группе, в группе компенсирующей направленности многоаспектна, предполагает взаимодействие специалистов и носит комплексный характер.

Поэтому, только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса (воспитатель — родитель – учитель-дефектолог-педагог-психолог, учитель-логопед) возможно успешное формирование личностной готовности детей с особенностями в развитии к школьному обучению, социализации и адаптации их в обществе.

Важно помнить и понимать, и родителям и педагогам!

Детство (а особенно ранний его период) – период наиболее эффективного и интенсивного развития человека.

заторможенность

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год