«ОСОБЕННОСТИ РАННЕГО ВЫЯВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ В РАЗВИТИИ» |
Педагогика | |||
Автор: Мамасуева Юлия Николаевна Широких Лидия Михайловна Чеченева Оксана Александровна Бондарева Маргарита Васильевна | |||
15.06.2023 14:31 | |||
«ОСОБЕННОСТИ РАННЕГО ВЫЯВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ В РАЗВИТИИ» Актуальность рассматриваемой проблемы усиливается в силу того, что здоровье является приоритетной человеческой ценностью, обеспечивающей активность человека во всех видах деятельности и реализацию его жизненных смыслов, продуктивность которых коррелирует с образом жизни человека. Одним из самых актуальных направлений специальной (коррекционной) педагогики на современном этапе, как в России, так и во всем мире, является раннее психолого-педагогическое сопровождение детей с особенностями в развитии. Своевременная помощь ребенку позволит избежать дальнейших нарушений и откроет больше возможностей для его роста и развития.
Причины позднего выявления детей с особенностями в развитии:
Норма – это система требований, которые общество предъявляет к психическому и личному развитию его членов. Любое психическое, физическое отклонение функций от «программы развития» (опережение или опаздывание) и выходящее за пределы социально-психологического норматива следует рассматривать, как «отклоняющееся развитие». тИспользование понятия «отклоняющиеся развитие» позволяет:
При оценке психофизического состояния ребенка педагогу необходимо учитывать три основных критерия: адекватность, критичность, обучаемость. Типы нарушений (по В.В. Лебединскому) Общее психическоенедоразвитие — общая стойкая задержка психического развития при наиболее ранних поражениях мозга (генетических, внутриутробных, родовых, ранних постнатальных), что обуславливает первичность и тотальность недоразвития мозговых систем. Более нарушены высшие психические функции (особенно интеллект, речь), чем элементарные (непроизвольное восприятие, память, моторика, элементарные эмоции). Задерженное развитие -замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с фиксацией на более ранних возрастных этапах. Поврежденное развитие — Связано с перенесенными инфекциями, интоксикациями, травмами нервной системы, наследственными дегенеративными, обменными заболеваниями мозга и отличается парциальностью расстройств. В неврологическом статусе чаще отмечаются локальные знаки (парезы, параличи, судорожные припадки). Дефицитарное развитие — Оно связано с первичной недостаточностью отдельных систем: зрения, слуха, речи, опорно-двигательной (слепые и слабовидящие, глухие и слабослышащие, дети с детскими церебральными параличами), а также рядом инвалидизирующих соматических заболеваний. Искаженное развитие — сложное сочетание общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, приводящие в ряду качественно новых патологических образований, не присущих каждому из входящих в клиническую картину виду нарушенного развития. Искаженное развитие наблюдается при процессуальных расстройствах, раннем детском аутизме (РДА) и т. п. Дисгармоничное развитие — по своей структуре оно напоминает искаженное развитие. Однако, основой в данном случае является не текущий болезненный процесс, создающий на разных этапах различные искажения межфункциональных связей, а врожденная либо рано приобретенная стойкая диспропорциональность психики, преимущественно в эмоционально-волевой сфере. Моделью дисгармонического развития является ряд психопатий и отчасти так называемые патологические формирования личности. Факторы риска в дошкольном возрасте:
Педагоги дошкольного образовательного учреждения должны владеть базовыми методами по выявлению детей с особенностями в развитии и при необходимости направлять таких детей на комплексное медико-психологическое обследование с целью уточнения структуры нарушения и определения необходимой коррекционно-педагогической помощи. Базовым методом, которым должен владеть педагогический персонал, в частности воспитатель, является метод наблюдения. Специальные методы наблюдения применяются в течение первых двух-четырех недель пребывания в ДОУ, а также после длительного перерыва в посещении ребенком дошкольного учреждения. Существует несколько видов наблюдений. Стандартизированное наблюдение предусматривает наличие заранее составленного плана наблюдения, цели и задачи которого заранее определены, а также выбран объект наблюдения. Такой вид наблюдения обычно проводит педагог-психолог. Однако данный вид наблюдения может проводиться и воспитателем под руководством педагога-психолога. Свободное наблюдение не предусматривает специальной подготовки к процессу наблюдения, оно обычно осуществляется воспитателем в повседневной обстановке. Включенное наблюдение также может проводиться воспитателем и имеет значительную диагностическую ценность. Данный вид наблюдения осуществляется в процессе совместной деятельности воспитателя с детьми. В процессе наблюдения воспитателю необходимо обращать внимание на такие основы психосоциального развития, как:
При отклоняющемся развитии у детей наблюдаются следующие сложности: несформированность игровой деятельности, недостаточность у детей знаний и представлений об окружающей действительности, в взаимоотношении действия и речи. Очень важное, первостепенное значение в жизни каждого ребенка, а в особенности для ребенка с особенностями в развитии имеет семья. СемьСемья – это социальная микросистема, состоящая из самых близких людей. Организация жизнедеятельности ребенка во многом является решающим условием, определяющим возможность его вхождения в коллектив сверстников, общества взрослых людей (социализацию ребенка). Психическое здоровье ребенка, формируемые им ориентиры социального поведения во многом зависят от организации жизни семьи. Однако семья, воспитывающая ребенка с проблемами развития, испытывает часто тяжелый затяжной кризис, чаще всего проявляющейся в том, что родители не могут принять ребенка таким, какой он есть, испытывают чувство вины, за то, что ребенок не такой как все. И здесь очень важнаработа воспитателя с родителями т.к. воспитатель, это первый и главный человек для ребенка детском саду. Необходимо найти правильные методы и приемы, правильные слова, для того чтобы родитель вас услышал и понял. Основные методы работы с родителями (особенно на первоначальном этапе): наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, теоретически-психолого-педагогическое просвещение родителей. В беседе с родителями воспитателю необходимо придерживаться только доброжелательного стиля общения
Как правило родителям очень сложно на первых этапах принять то, что их ребенок особенный! Сначала может возникнуть
Длительность протекания фраз зависит:
Итоговыми достижениями работы с семьей являются следующие факторы:
Воспитателю необходимо донести до родителей, что самое главное для них Это понять, что проблема решаема и можно найти основания и поддержку в процессе воспитания ребенка. Успех и результаты развития ребенка напрямую зависят от того, насколько родители овладели мудростью и умению проявлять любовь по отношению к ребенку. Коррекционно-развивающая работа с детьми в комбинированной группе, в группе компенсирующей направленности многоаспектна, предполагает взаимодействие специалистов и носит комплексный характер. Поэтому, только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса (воспитатель — родитель – учитель-дефектолог-педагог-психолог, учитель-логопед) возможно успешное формирование личностной готовности детей с особенностями в развитии к школьному обучению, социализации и адаптации их в обществе. Важно помнить и понимать, и родителям и педагогам! Детство (а особенно ранний его период) – период наиболее эффективного и интенсивного развития человека. заторможенность
|