«Направления деятельности музейной педагогики в контексте реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования ДО» |
Педагогика | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Автор: Скворцова Татьяна Сергеевна Субботина Наталья Евгеньевна | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15.06.2023 08:59 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Направления деятельности музейной педагогики в контексте реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования ДО» (в рамках деятельности региональной опорной площадки)
СП «Д/с «Золотой ключик» ГБОУ ООШ № 19 г. Новокуйбышевска ООП ДО СП «Детский сад «Золотой ключик» ГБОУ ООШ №19 г.Новокуйбышевск, разработанная в соответствии с Федеральной образовательной программой дошкольного образования (ФОП ДО) определила одну из задач – личностное развитие дошкольников и создание условий для их позитивной социализации на основе базовых ценностей российского общества через:
Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) сформулирована задача – личностное развитие воспитанников, проявляющееся:
Все это ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия личности ребенка единому уровню воспитанности, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагога по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успеха в достижении цели. В образовательной и воспитательной деятельности детей дошкольного возраста приоритетом является создание благоприятных условий для формирования первичных ценностных представлений; воспитания способности к общению, целенаправленности и саморегуляции; формирования социальных представлений, умений и навыков; навыков самообслуживания, приобщения к труду; формирование основ безопасности; становление ценностей ЗОЖ. Представленная в ООП ДО- часть, формируемая участниками образовательных отношений, а для нашего детского сада, так как выбор ее содержания определен образовательными потребностями и интересами воспитанников и членов их семей, а также возможностями педагогического коллектива учреждения, условиями, созданными в детском саду. Данная вариативная часть основана на реализации:
Прописана пояснительная записка. В рамках модернизации образования стало актуальным поиск новых моделей и форм организаций деятельности детей в условиях ДО. Воспитание дошкольника, опирается на эмоциональную, чувственную сторону его личности, что связано с особенностями детской психологии и поэтому применение инновационной технологии — музейной педагогики, особенно ценно при формировании базовых ценностей воспитания у детей ДО. Музейная педагогика, возникшая на стыке психологии, педагогики, музееведения, искусства и краеведения, создает условия для развития личности ребенка, путем включения ее в многообразную деятельность, охватывающую эмоциональную, интеллектуальную, деятельностную сферы. Музейная педагогика в ДО – это симбиоз творческой деятельности всего педагогического коллектива, который интегрировано решает задачи эстетического, нравственного, духовного, патриотического воспитания. Она рассматривает организацию музея в детском саду, как образовательную систему, создающую условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду Музей в детском саду, с по словам Н. А. Рыжовой, — «интерактивное образовательное пространство, в котором ребёнок может действовать самостоятельно с учётом собственных интересов и возможностей», по своему выбору обследовать предметы, делать выводы, умозаключения, отражать в речи собственные наблюдения, впечатления, общаться со сверстниками по поводу увиденного. В детском саду создан музейный комплекс «Учим играя, воспитываем любя!», который объединил в себе несколько тематических, интерактивных мини-музеев, музейных уголков:
Под мини-музеем в детском саду понимается не просто организация экспозиций или выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с интересными людьми, их рассказы, проведение досугов и праздников, исследовательская и проектная деятельность. В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому назвали их «мини-музеями». Часть слова «мини» в данном случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. а) цели и задачи реализации: Цель: Создание условий для позитивной социализации дошкольников на основе формирования базовых ценностей воспитания российского общества через реализацию музейной педагогики. Задачи: 1.Создавать благоприятные условия для: -формирования ценностного отношения у дошкольников к окружающему миру, другим людям, себе; - овладение первичными представлениями о базовых ценностях, а также выработанных обществом нормах и правилах поведения; - приобретение первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с базовыми национальными ценностями, нормами и правилами, принятыми в обществе. 2. Развивать у дошкольников способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию, расширяя их кругозор и открывая возможности для самостоятельной проектно-исследовательской деятельности. 3. Способствовать реализации Рабочей программы воспитания СП Детский сад «Золотой ключик» ГБОУ ООШ №19 г. Новокуйбышевск, основываясь на взаимодействии с разными субъектами образовательных отношений ДО. Цели и задачи по данному направлению в соответствии с возрастными особенностями воспитанников:
б) принципы и подходы: -наглядности. При подборе коллекции учитывается прежде всего образовательная функция. Коллекция музея должна содержать большой наглядный и практический материал. -природосообразности - мини-музей должен учитывать психофизиологические особенности детей разного возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка; -интеграции - мини-музей должен учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей, в частности. -научности - представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком. -интерактивности, позволяющий детям на основе чувственных восприятий обогащать личный опыт. -мобильности. Композиции музея составлены таким образом, чтобы при необходимости они могли использоваться мобильно (например, выносится в отдельные группы в «музейном сундучке») -доступности. Все экспонаты должны быть доступными для посетителей. -гуманизма (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей). -регионального компонента - мини-музей должен предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению с культурным наследием их региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма. Планируемые результаты освоения вариативной (учрежденческой) части Рабочей программы:
Рыжова Н.А., Логинова Л.В., Данюкова А.И. Мини – музеи в детском саду – М.: Линка-Пресс, 2008. Специфическая черта нашего музейного комплекса: это игровое или интерактивное образовательное пространство, в котором ребенок может делать что-то самостоятельно, по своему выбору с учетом собственных интересов и возможностей. Главное в таком музее не ценность самих экспонатов, а наличие условий для творчества и самостоятельной деятельности ребенка. Музей в дошкольном учреждении служит своим творцам: те, кто создают этот музей (педагоги, родители, дети), являются и его основными «потребителями» или «пользователями»; интегрирован в образовательный процесс: через различные формы деятельности он связан с познанием ребёнком различных сфер мира: Природы, Культуры, Предметов.
|