ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ОНР. |
Педагогика | |||
Автор: Самарина Оксана Сергеевна | |||
08.06.2023 18:36 | |||
ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ОНР. Самарина Оксана Сергеевна. МБДОУ д/с №17 «Сазка» Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Советский педагог Сухомлинский В.А. подчёркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, защищающая огонёк пытливости и любознательности. В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр: а) с игрушками и предметами; б) настольно-печатные; в) словесные. В детском саду для детей с общим недоразвитием речи в группе должны быть разнообразные дидактические игры. Необходимость подбора разнообразных игр не означает, что надо иметь их в большем количестве. Обилие дидактических игр и игрушек рассеивает внимание детей, не позволяет им хорошо овладевать дидактическим содержанием и правилами.
При подборе игр необходимо учитывать возраст детей. Если игры по своей сложности не соответствуют возрасту детей, они не могут в них играть и наоборот – слишком лёгкие дидактические задачи не возбуждают у них умственной активности. Вводить новые игры нужно постепенно. Игры должны быть доступны детям и вместе с тем требовать определённого напряжения сил, способствовать их развитию и самоорганизации. Длительное время дидактические игры были основной формой обучения маленьких детей, но игровая форма обучения не могла решить тех больших задач, которые ставились и ставятся перед дошкольными учреждениями по всестороннему развитию воспитанников. Исследования советских педагогов и психологов показали, что организованное обучение на занятиях является наиболее продуктивным. Такое обучение способствует лучшему приобретению детьми знаний, умений и навыков, а также развитию у них речи, мышления, внимания, памяти. Естественно, что с введением обучения в детском саду изменились роль и место дидактической игры в педагогическом процессе. Она стала одним из средств закрепления, уточнения и расширения тех знаний, которые дети получают на занятии. Характерные особенности дидактических игр заключается в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребёнка в этих играх привлекает, прежде всего, игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу. Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов, а именно: дидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия. Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Она тесно связана с программой занятий. Дидактическая задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, растительный мир, люди и их быт, труд), развитие речи, (закрепление правильного звукопроизношения, обогащения словаря, развитие связной речи и мышления). Дидактические задачи могут быть связаны с закреплением элементарных математических представлений. Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребёнок, указывают путь к достижению цели. Правила помогают развивать у детей способности торможения. Они воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением. Немаловажная роль в дидактических играх принадлежит игровому действию. Игровое действие – это проявление активности детей в игровых целях: катать разноцветные шары, разбирать башенку, собирать матрёшку, отгадывать предметы по описанию, отгадывать, какое изменение произошло с предметами, расставленными на столе, выиграть соревнование, выполнить роль волка, покупателя и т.д. Если проанализировать дидактические игры с точки зрения того, что в них занимает и увлекает детей, то окажется, что детей интересует, прежде всего, игровое действие. Оно стимулирует детскую активность, вызывает у детей чувство удовлетворения. Дидактическая задача, завуалированная в игровую форму, решается ребёнком более успешно, так как его внимание, прежде всего, направлено на развёртывание игрового действия и выполнение правил игры. Незаметно для себя, без особого напряжения, играя, ребёнок выполняет дидактическую задачу. Благодаря наличию игровых действий дидактические игры, применяемые на занятиях, делают обучение более занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками. Игровые действия, представляющие своеобразное соревнование «Кто быстрее», чаще всего встречается в настольно – печатных играх с картинками. Дети находят в предметах, нарисованных на картинках, сходство и различие, классифицируют предметы по группам (одежда. фрукты и т.д). Игровое действие создаёт у детей интерес к дидактической задаче. Чем интереснее игровое действие, тем успешнее дети её решают. Дидактические игры способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, наблюдательности. Они учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям. В игре ребёнок проявляет чуткое отношение к товарищу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде. Дидактические игры подводят детей с ОНР к обобщению и классификации, к употреблению слов, обозначающих, обобщённые понятия (чайник, посуда, мебель, обувь). Литература
|