РАБОТА С СЕМЬЕЙ В ДОУ С ЦЕЛЬЮ СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА |
Педагогика | |||
Автор: Тихонова Анна Дмитриевна | |||
10.06.2023 07:20 | |||
РАБОТА С СЕМЬЕЙ В ДОУ С ЦЕЛЬЮ СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА Тихонова Анна Дмитриевна Заведующий МАДОУ детский сад №8 «Жемчужинка» Нижегородская обл, г.о. г. Бор Аннотация: В статье определена актуальность создания единого образовательного пространства развития ребенка в дошкольной образовательной организации путем вовлечения родителей в образовательный процесс. В рамках данной статьи определены направления вовлечения родителей в образовательный процесс. Ключевые слова: семья, работа с родителями, анкетирование родителей, проблемы взаимодействия, единое образовательное пространство, направления вовлечения родителей в образовательный процесс. WORKING WITH THE FAMILY IN THE PRESCHOOL IN ORDER TO CREATE A UNIFIED EDUCATIONAL SPACE
Abstract: The article defines the relevance of creating a unified educational space for the development of a child in a preschool educational organization by involving parents in the educational process. Within the framework of this article, the directions of parents" involvement in the educational process are determined. Keywords: family, work with parents, parents" questionnaire, problems of interaction, unified educational space, directions of parents" involvement in the educational process. Поиск новых путей взаимодействия с родителями обусловлен изменившимися условиями социума и государственной политикой в образовании. Статья 18. Дошкольное образование гласит, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте. Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных, тем более с переходом на новые российские стандарты – ФГОС [2, С. 27]. В новом ФГОС ДО еще раз подчеркнуто, что дошкольный возраст – уникальный период в жизни ребенка. Именно в дошкольном возрасте происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладываются основы черт характера и моральных качеств личности. В то же время — это период, в течение которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых: родителей, педагогов. Поэтому ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжёлым последствиям в будущем [5]. Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших социальных технологий, более широкие возможности получения образования и др.) заставляют искать новые формы взаимодействия, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов, не поощрять, принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать ребенку настоящим другом и авторитетным наставником. Родители – это самые близкие люди, которые всегда могут прийти на помощь и мы, педагоги, нуждаемся в их помощи. Роль родителей в организации учебной деятельности детей, значение примера в воспитание, меры по укреплению здоровья детей, воспитание сознательной дисциплины, долга и ответственности, типичные затруднения и недостатки в семейном воспитании и пути их устранения, роль родителей в самовоспитании детей [4, С. 281]. Дошкольное образовательное учреждение в течение многих лет проводит планомерную целенаправленную работу с родителями под единую цель: создание единого образовательного пространства детский сад – семья. Период дошкольного детства — это своеобразный фундамент всей жизни человека. Именно этот возрастной период, по мнению многих специалистов, является наиболее восприимчивым к воздействию со стороны. Это период не только стремительного физического роста, но и период формирования наиболее значимых качеств личности. Именно от них во многом зависит, как сложится вся последующая жизнь ребенка. Если ребенок спокойно взаимодействует с окружающими, у него не возникает проблем в повседневном общении, он живо интересуется явлениями окружающего мира, пытается самостоятельно пополнить свои знания, обращаясь за помощью к взрослым, можно считать, что ребенок развивается в правильном направлении. Понятно, что результат будет виден лишь по истечении определенного времени, уже в начальной школе. Именно тогда в полной мере можно будет оценить эффективность дошкольного образования и семейного воспитания [2, С. 28]. На современном этапе перед каждым образовательным учреждением стоит задача: вовлечь родителей в воспитательный процесс. От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все. Дети – дошкольники начинают с гордостью и уважением относиться к своим родным. Родители благодаря взаимодействию с воспитателями и участию в жизни детского сада приобретают опыт сотрудничества, как со своим ребёнком, так и с коллективом специалистов дошкольного учреждения. Воспитатели в процессе совместного общения получают бесценную информацию о детско-родительских отношениях в семье, в которых кроются причины многих детских проблем. Значительный интерес для определения концептуальных основ нашего исследования имели научные подходы к проблеме семейного воспитания Н.Н. Авдеевой, Ю.П. Азарова, Ш.А. Амонашвили и др. Согласно классическому понятию, данному одним из ученых С.И. Голод, под семьей понимается «группа людей, связанными прямыми родственными отношениями, взрослые члены которой принимают на себя обязательства по уходу за детьми» [4, С. 282]. Новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи. На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами. Таким образом, получается, что социальное партнерство — взаимовыгодное взаимодействие различных секторов общества, направленное на решение социальных проблем, обеспечение устойчивого развития социальных отношений и повышение качества жизни, осуществляемое в рамках действующего законодательства. В работе предлагаются две новых формы проведения родительского собрания, которые, целесообразно, использовать, не исключая при этом прежние, традиционные. Работа с родителями реализуется через разнообразные формы: − родительские собрания; − консультации, беседы; − праздники[7, С. 85]. Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи активно используются инновационные формы и методы работы с семьями воспитанников: – Занятия в клубе «Школа мудрых родителей»; – «Круглый стол» по какой – либо теме; – Тематические выставки; – Совместные проекты; – Участие в совместных экологических акциях «Зеленая Россия», «Покорми птиц», – Создание мини музеев «История спорта», «Веселые часики» и др.; – Мастер-классы по обучению родителей каким – либо видам деятельности; – Открытые занятия для просмотра родителей; – Соцобследование, тесты, опрос на любые темы; – Интеллектуальные ринги детей и родителей [1, С. 61]. Одной из основных форм работы с родителями остается родительское собрание. К сожалению, во многих детских садах проведение родительских собраний не является эффективной формой взаимодействия педагогов и родителей. Это лишь формальный отчет педагогов о проделанной работе и постановка задач и целей развития дошкольной образовательной организации на перспективу. Родители (законные представители), заказчики образования отстранены, таким образом, от процессов образования и социализации, процессов обучения и воспитания. Многие из них не умеют и не знают, как помочь своему ребенку освоить необходимые образовательные и социальные компетенции. На наш взгляд, одной из эффективных форм проведения родительского собрания является «Погружение». Погружение предполагает, что человек целиком захвачен, занят, поглощен чем-то полезным, общественно- и личностно-значимым. На первых этапах проведения собраний такого типа родители, как бы, становятся на место своих детей, а педагог проводит занятие (например, беседу). Родители проживают, проигрывают все способы взаимодействия взрослого и ребенка. При данной форме взаимодействия педагог чувствует себя комфортно и уверенно, так как оказывается в обычной каждодневной ситуации, а родители имеют возможность расслабиться и побыть немного детьми, подумать, как дети, но при этом они проходят курс практической деятельности по обучению и воспитанию. «Погружение» очень полезно при рассмотрении сложных вопросов, требующих не только изучения теоретической базы, но и практической реализации. Выявление социального запроса очень важно при планировании деятельности и рассматриваемых проблем, выносящихся на родительское собрание [7, С. 86]. Организация взаимодействия детского сада и семьи, основанная на сотрудничестве, позволяет каждому ребенку и его родителю чувствовать себя полноправным участником образовательного процесса, что особенно важно для личностного развития детей, поддержания их познавательной активности, а родителям чувствовать себя полноправными участниками образовательного процесса. Свою работу по выявлению особенностей воспитания ребёнка в семье мы начали с создания банка педагогической диагностики. В первую очередь родителям было предложено заполнить «Социальный паспорт», с целью заочного знакомства с семьёй, выявления трудностей семейного воспитания, определение наиболее «популярных форм работы с родителями». Одним из методов выявления ценностных ориентаций родителей в области воспитания использовали домашнее задание в форме сочинения на тему «Мой ребёнок». Родителям предлагался план написания сочинения, излагать можно было всё, что желали они рассказать о своём ребёнке. После прочтения сочинений становилось ясно, что родители видят в своей воспитательной деятельности не только положительные, но и отрицательные стороны. Следующим направлением в системе педагогической и психологической помощи семье являлось просвещение родителей с целью расширения представлений об особенностях развития ребёнка. Основная роль при этом принадлежала коллективным формам общения: родительские собрания, групповые консультации, лекции и собеседования со специалистами, наглядно-текстовая информация в виде газет, папок-передвижек, памяток для родителей. Темы родительских собраний продумывались заранее и формулировались проблемно, например: «Послушен ли ваш ребёнок?», «Как играть с ребёнком?», «Нужно ли наказывать детей?», «Понимаем ли мы друг друга?». Такая формулировка тем родительских собраний активизировала родителей, побуждала их находить ответы на поставленную проблему, чтобы в ходе собрания не быть пассивными слушателями, а включаться в дискуссию по обсуждаемой теме. Так же для формирования родительской позиции, повышения активности слушателей на родительских собраниях, заседаниях семейных клубов, круглых столов, педагогических гостиных, проблемных семинарах родителям предлагались различные педагогические ситуации, которые они должны были решать, используя свой жизненный опыт Одной из форм работы с родителями использовали нетрадиционный метод – метод игрового моделирования поведения. Родителям предлагалось проигрывать следующие игровые ситуации: «Успокойте плачущего малыша», «Папа, одень меня!», «Мама, посмотри, как я нарисовал!», «Случай в троллейбусе». Анализируя свою деятельность по отношению к ребёнку, стараясь смотреть на ситуации его глазами, родители меняли и методы воздействия на него. Старались больше применять игровых методов, меньше наказывать или по возможности, исключить наказания из своей практики воспитания ребёнка. Это способствовало появлению эмоционально – положительного, осознанного, нравственно – мотивированного поведения ребёнка, взаимопонимания между родителями и детьми. Для повышения уровня психолого – педагогической культуры отцов и матерей – в группе часто организовывались книжные выставки. Вниманию родителей предлагались новые книги по педагогике и психологии, детские книжки для чтения вместе с ребёнком, соответствующие возрасту. А также различные рекомендации, например, как лучше организовать дома игровой уголок для ребёнка; как организовать домашние занятия по рисованию и лепке; оформить домашнюю игротеку; как интереснее провести День рождения ребёнка в семье; куда организовать походы и экскурсии в выходной день всей семьёй. Родителям часто предлагались домашние задания по изготовлению совместно с детьми различных поделок – сувениров (к «Осенинам», ко Дню матери, к Новогоднему празднику, ко Дню защитника Отечества, к празднику 8 Марта и т.д.). Такие задание больше сплачивали родителей и детей, способствовали появлению взаимного интереса, развивали творчество и фантазию и у родителей, и у детей. Результат таких заданий – оформление выставок поделок и рисунков: «Осень золотая», «Моя семья», «Мастерим вместе», «Руки папы, руки мамы и мои ручонки». Создание единого образовательного пространства стало возможным при изменении философии взаимодействия педагогов с родителями:
- создание в ДОУ обстановки взаимного доверия. Показатели степени включения родителей в образовательный процесс:
- общественное мнение родителей о воспитании дошкольников в детском саду [6, С. 296]. Сегодняшние родители внимательно отнесутся к консультации специалиста: психолога, логопеда, врача. Но, когда дело доходит до воспитания, многие из них считают себя грамотными в этих вопросах, имеют свое видение проблемы и способы ее разрешения, не принимая во внимание опыт и образование воспитателя. Для предупреждения таких ситуаций администрация дошкольного учреждения с первых дней пребывания ребенка в детском саду должна поддерживать авторитет педагога, демонстрировать, что она высоко ценит его знания, умения, педагогические достижения. Положительным опытом взаимодействия воспитателя, родителей и детей стало такое направление, как совместные праздники и досуги. Цель таких мероприятий – установление доверительных отношений между детьми и родителями, знакомство с профессиями и увлечениями родителей. Таким образом, вовлечение родителей в образовательный процесс позволило дать импульс построению взаимодействия с семьей на качественно новой основе и способствовало созданию единого образовательного пространства для дошкольника в семье и детском саду, повышению эффективности семейного воспитания, активизации участия родителей в образовательном процессе ДОУ. А использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно. Совместная работа воспитателей и родителей привела к значительному улучшению отношений родителей и детей. Родители наших воспитанников стали активными участниками всех дел детского сада, помощниками педагогов. Список использованной литературы
|