Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Организация выставок детского творчества в воспитательно — образовательной среде детского сада»
Педагогика
Автор: Сазонова Наталья Евгеньевна; Коряковская Татьяна Николаевна   
07.06.2023 22:37

«Организация выставок детского творчества в воспитательно — образовательной среде детского сада»«Организация выставок детского творчества в воспитательно — образовательной среде детского сада»

воспитатели БДОУ СМО «Детский сад №30» Сазонова Н.Е.

Коряковская Т.Н.

(из опыта работы)

Обсуждение вопросов познавательной, нравственной и эстетической направленности возможно проводить не только в формате образовательных ситуаций, но и за счет других форм организации и сопровождения деятельности детей.

Мы расскажем об организации совместной деятельности с детьми по оформлению выставки.

 

Скачать презентацию

Выставка творчества – традиционное мероприятие в детских садах. Поэтому многие педагоги рассматривают выставку как ординарное событие, а ее оформление сводится к размещению экспонатов на столах, полках и стендах. Но этого недостаточно для того, чтобы данное мероприятие выполняло воспитательную функцию.

Где чаще всего располагается выставка? Где она еще может располагаться?

Как вы считаете, сколько выставок должно быть в группе детского сада?

Задание слушателям: На карточках указаны индикаторы, отражающие деятельность педагога по организации выставок. Разложите их от наименьшего.

  1. Педагог выставляет детские работы в раздевалке, не привлекая к ним детей. Тематические выставки организуются одна в полгода по инициативе старшего воспитателя
  2. Педагог организует выставки детских работ в раздевалке, обращая на нее внимание детей. Тематические выставки организуются в группе по мере необходимости, но длительно (в течение 1-2 месяцев) не меняется экспозиция
  3. Педагог организует выставки в развалке и в групповой комнате, обращая внимание на них детей. Тематические выставки выполняются по плану, фрагментарно меняется экспозиция
  4. Педагог организует выставки разного формата (постоянно действующие: отчет по созданию художественного образа в рамках непосредственно образовательной деятельности; индивидуальные выставки; общие тематические, раскрывающие специфику проекта; узко специализированные, раскрывающие тему недели). Экспозиции в тематических выставках постоянно пополняются.

Педагогический коллектив должен использовать выставки для решения задач образовательной программы и задач текущего учебного года. Выбор темы, определение содержания выставки может также зависеть от интересов и запросов детей и родителей.

Как выбрать тему для выставок

При планировании тем выставок необходимо учитывать:

  • задачи образовательной программы и годовые задачи (например, работа с детьми в галерее «Что такое хорошо и что такое плохо», на которой дети иллюстрируют эпизоды к книге Маяковского или организуют выставку иллюстратора А.Ф. Пахомова проходит в рамках решения задач социально — коммуникативного развития дошкольников);
  • традиции ДОО (например, новогодние выставки);
  • знаменательные даты (например, выставка к юбилею детского сада);
  • интересы и возможности детей и родителей.

Виды выставок детского творчества делятся по способу организации: блиц­выставка, выставка­сопровождение, выставка­партитура (И. Лыкова).

Блиц­выставка – в экспозиции обычно представлены творческие работы детей, выполненные на одном занятии или мастер-классе. Чаще всего используем мы в нашей работе.

Но формирование у детей нравственно — эстетического отношения к миру не может осуществляться только в заданное время несколько раз в неделю. Эффективная реализация данных задач возможна за счет организации совместной и самостоятельной деятельности детей на выставке, организованной в другой форме (это выставка — сопровождение и выставка — партитура).

Выставка ­ сопровождение обычно носит вспомогательный характер и организуется для эмоциональной поддержки какого-либо образовательного события, проекта, календарной темы.

Для выставки ­ партитуры характерно включение элементов разных видов искусства (музыки, литературы, живописи, графики, скульптуры, народного и декоративно-прикладного искусства) и театральной педагогики. Так, оформление галереи "С музыкой по жизни: нам песня строить и жить помогает" проводится на основе интеграции образовательных областей:

  • слушаем с детьми музыку, напеваем любимые мелодии
  • рассматриваем "Музыкальные картины" (репродукции по тематике "Музыка")
  • "рисуем" музыку, передаем ее настроение цветами и линиями, оформляем выставку
  • играем (озвучиваем картины с помощью игры на музыкальных инструментах) и т.д.

На каждой выставке дети являются активными участниками. Они – авторы творческих работ, восторженные зрители, мастера-художники, экскурсоводы…

На таких выставках располагаются работы не только детей, но и репродукции картин художников, скульптуры малых форм, фотографии по теме.

Например, при оформлении выставки "Знай и люби свой город" мы размещаем фотографии, репродукции панорам города. Знакомим с художественным образом нашего города в творчестве вологодских художников (Корбаков В.Н.). Такое дополнение, расширяет кругозор детей и способствует формированию любви к малой родине.

В работе с иллюстративным материалом на выставках используем репродукции художников русских художников (например, на выставке "Откуда хлеб пришел?" располагаем репродукции: И.И. Машков «Снедь московская», А.Г. Венецианов «Гумно», М.К Клодт «На пашне» и др. в уголке творчества; в уголке творчества "Наши домашние любимцы" – Н.Е. Сверчков "Лошади", "Лошадь с собакой", Н.А. Тарханова "Козы на солнце и др.).

На слайде: В процессе бесед по картинам ребенок наглядно знакомится с произведениями русских художников, учится воспринимать их, познает через сюжет нравственные ценности, выражает свое отношение к героям картин, учится сопереживать, чувствовать настроение и смысл произведений, рассуждать, делиться впечатлениями от картины.

Помощь в оформлении галереи оказывают родители. Заранее приносят фотографии бытовых ситуаций из жизни своей своих семей (выставка "Наши любимые занятия"), подбирают анималистическую скульптуру малой формы, фотографии домашних питомцев (выставка «Забавные зверята»: выбираем материал для скульптуры или "Наши домашние любимцы"), если потребуется, изготавливают совместные поделки.

Дети рассказывают о представленных на выставке фотографиях и поделках. Благодаря этому они самоутверждаются, испытывают чувство гордости за совместный с родителями труд.

Использование такого богатого визуального ряда позволяет активизировать опыт детей, развивает культуру восприятия ребенка.

Вторая половина дня дает возможность привлечь детей к оформлению выставки.

Совместная деятельность начинается с привлечения детей к рассматриванию и описанию предложенного визуального ряда. Обращаем внимание на выразительность образов, особенности передачи характера картины, построение композиции.

Возможно, дать детям проиграть предложенный эпизод – сымитировать изображенное действие, представить себя персонажем картины (образно зачитать эпизод или интересный, подходящий по настроению фрагмент литературного произведения).

Кроме продуктивной деятельности (рисования по теме, создания фигурок и поделок, раскрашивания готовых картонных силуэтов, составления дизайна названия выставки, этикеток с названиями картин), при оформлении выставки педагог организует коллективные и индивидуальные игры и развлечения детей.

Например, дети подбирают предметы – игрушки для мальчиков и девочек (выставка «Наши любимые занятия»); угощения и игрушки для животных (бантик для кошки, мячик для щенка), придумывают и символами записывают интересную информацию о животных (выставка «Наши домашние любимцы»); разыгрывают изображенные эпизоды; придумывают интересный способ расположения изображений (как лучше расположить: залы жанровых картин и натюрмортов) и размещают их на стенде – выставке; разыгрывают эпизод сказок и др. По итогам выставки можно предложить детям провести экскурсию по выставке (ролевая игра: зрители, экскурсовод).

Темы выставок, возможно, интегрировать в другие области. Например, при организации совместной деятельности на выставке «Я, ты, он, она — вместе дружная семья» (образы людей разных национальностей в России) следует интегрировать данную тему с освоением сказок народов России; тему «Знай и люби свой город» с экскурсией в краеведческий музей.

После закрытия выставки творческие работы собираются в портфолио ребенка с последующим использованием для персональной выставки — презентации (в конце года); используются с детьми в ходе непосредственно образовательной деятельности (например, дети по итогам выставки составляют «Энциклопедию братьев наших меньших» (книги с экологической информацией о мире животных)).

Воспитанники могут забрать работы домой. Воспитатель должен провести с детьми беседу о том, как они будут использовать эти поделки в дальнейшем. Например, ребенок может подарить поделку кому-либо из членов семьи или друзьям, украсить с ее помощью свою комнату.

Задание слушателям: Предложить находки по эстетическому и нравственному воспитанию детей в рамках оформления выставки «Откуда хлеб пришел?».

Таким образом, процесс формирования эстетических и нравственных качеств ребенка может проходить не только на занятиях, но и других формах организации изобразительной деятельности, одной из которых является выставка.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 12 (374) выйдет
6 апреля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год