«Организация выставок детского творчества в воспитательно — образовательной среде детского сада» |
Педагогика | |||
Автор: Сазонова Наталья Евгеньевна; Коряковская Татьяна Николаевна | |||
07.06.2023 22:37 | |||
«Организация выставок детского творчества в воспитательно — образовательной среде детского сада» воспитатели БДОУ СМО «Детский сад №30» Сазонова Н.Е. Коряковская Т.Н. (из опыта работы) Обсуждение вопросов познавательной, нравственной и эстетической направленности возможно проводить не только в формате образовательных ситуаций, но и за счет других форм организации и сопровождения деятельности детей. Мы расскажем об организации совместной деятельности с детьми по оформлению выставки.
Выставка творчества – традиционное мероприятие в детских садах. Поэтому многие педагоги рассматривают выставку как ординарное событие, а ее оформление сводится к размещению экспонатов на столах, полках и стендах. Но этого недостаточно для того, чтобы данное мероприятие выполняло воспитательную функцию. Где чаще всего располагается выставка? Где она еще может располагаться? Как вы считаете, сколько выставок должно быть в группе детского сада? Задание слушателям: На карточках указаны индикаторы, отражающие деятельность педагога по организации выставок. Разложите их от наименьшего.
Педагогический коллектив должен использовать выставки для решения задач образовательной программы и задач текущего учебного года. Выбор темы, определение содержания выставки может также зависеть от интересов и запросов детей и родителей. Как выбрать тему для выставок При планировании тем выставок необходимо учитывать:
Виды выставок детского творчества делятся по способу организации: блицвыставка, выставкасопровождение, выставкапартитура (И. Лыкова). Блицвыставка – в экспозиции обычно представлены творческие работы детей, выполненные на одном занятии или мастер-классе. Чаще всего используем мы в нашей работе. Но формирование у детей нравственно — эстетического отношения к миру не может осуществляться только в заданное время несколько раз в неделю. Эффективная реализация данных задач возможна за счет организации совместной и самостоятельной деятельности детей на выставке, организованной в другой форме (это выставка — сопровождение и выставка — партитура). Выставка сопровождение обычно носит вспомогательный характер и организуется для эмоциональной поддержки какого-либо образовательного события, проекта, календарной темы. Для выставки партитуры характерно включение элементов разных видов искусства (музыки, литературы, живописи, графики, скульптуры, народного и декоративно-прикладного искусства) и театральной педагогики. Так, оформление галереи "С музыкой по жизни: нам песня строить и жить помогает" проводится на основе интеграции образовательных областей:
На каждой выставке дети являются активными участниками. Они – авторы творческих работ, восторженные зрители, мастера-художники, экскурсоводы… На таких выставках располагаются работы не только детей, но и репродукции картин художников, скульптуры малых форм, фотографии по теме. Например, при оформлении выставки "Знай и люби свой город" мы размещаем фотографии, репродукции панорам города. Знакомим с художественным образом нашего города в творчестве вологодских художников (Корбаков В.Н.). Такое дополнение, расширяет кругозор детей и способствует формированию любви к малой родине. В работе с иллюстративным материалом на выставках используем репродукции художников русских художников (например, на выставке "Откуда хлеб пришел?" располагаем репродукции: И.И. Машков «Снедь московская», А.Г. Венецианов «Гумно», М.К Клодт «На пашне» и др. в уголке творчества; в уголке творчества "Наши домашние любимцы" – Н.Е. Сверчков "Лошади", "Лошадь с собакой", Н.А. Тарханова "Козы на солнце и др.). На слайде: В процессе бесед по картинам ребенок наглядно знакомится с произведениями русских художников, учится воспринимать их, познает через сюжет нравственные ценности, выражает свое отношение к героям картин, учится сопереживать, чувствовать настроение и смысл произведений, рассуждать, делиться впечатлениями от картины. Помощь в оформлении галереи оказывают родители. Заранее приносят фотографии бытовых ситуаций из жизни своей своих семей (выставка "Наши любимые занятия"), подбирают анималистическую скульптуру малой формы, фотографии домашних питомцев (выставка «Забавные зверята»: выбираем материал для скульптуры или "Наши домашние любимцы"), если потребуется, изготавливают совместные поделки. Дети рассказывают о представленных на выставке фотографиях и поделках. Благодаря этому они самоутверждаются, испытывают чувство гордости за совместный с родителями труд. Использование такого богатого визуального ряда позволяет активизировать опыт детей, развивает культуру восприятия ребенка. Вторая половина дня дает возможность привлечь детей к оформлению выставки. Совместная деятельность начинается с привлечения детей к рассматриванию и описанию предложенного визуального ряда. Обращаем внимание на выразительность образов, особенности передачи характера картины, построение композиции. Возможно, дать детям проиграть предложенный эпизод – сымитировать изображенное действие, представить себя персонажем картины (образно зачитать эпизод или интересный, подходящий по настроению фрагмент литературного произведения). Кроме продуктивной деятельности (рисования по теме, создания фигурок и поделок, раскрашивания готовых картонных силуэтов, составления дизайна названия выставки, этикеток с названиями картин), при оформлении выставки педагог организует коллективные и индивидуальные игры и развлечения детей. Например, дети подбирают предметы – игрушки для мальчиков и девочек (выставка «Наши любимые занятия»); угощения и игрушки для животных (бантик для кошки, мячик для щенка), придумывают и символами записывают интересную информацию о животных (выставка «Наши домашние любимцы»); разыгрывают изображенные эпизоды; придумывают интересный способ расположения изображений (как лучше расположить: залы жанровых картин и натюрмортов) и размещают их на стенде – выставке; разыгрывают эпизод сказок и др. По итогам выставки можно предложить детям провести экскурсию по выставке (ролевая игра: зрители, экскурсовод). Темы выставок, возможно, интегрировать в другие области. Например, при организации совместной деятельности на выставке «Я, ты, он, она — вместе дружная семья» (образы людей разных национальностей в России) следует интегрировать данную тему с освоением сказок народов России; тему «Знай и люби свой город» с экскурсией в краеведческий музей. После закрытия выставки творческие работы собираются в портфолио ребенка с последующим использованием для персональной выставки — презентации (в конце года); используются с детьми в ходе непосредственно образовательной деятельности (например, дети по итогам выставки составляют «Энциклопедию братьев наших меньших» (книги с экологической информацией о мире животных)). Воспитанники могут забрать работы домой. Воспитатель должен провести с детьми беседу о том, как они будут использовать эти поделки в дальнейшем. Например, ребенок может подарить поделку кому-либо из членов семьи или друзьям, украсить с ее помощью свою комнату. Задание слушателям: Предложить находки по эстетическому и нравственному воспитанию детей в рамках оформления выставки «Откуда хлеб пришел?». Таким образом, процесс формирования эстетических и нравственных качеств ребенка может проходить не только на занятиях, но и других формах организации изобразительной деятельности, одной из которых является выставка.
|